Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов

Авторы

  • Валерия Евгеньевна Чернявская Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 19Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, 19, ul. Politechnicheskaia, St. Petersburg, 196135, Russia
  • Шолпан Кузаровна Жаркынбекова Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Казахстан, 010008, Нур-Султан, ул. Сатпаева, 2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.210

Аннотация

Статья представляет результаты дискурсивного анализа новых функций и новой идентичности национального университетa, которые складываются вследствие социально-политических и экономических трансформаций в обществе и меняющихся организационных моделей национальной высшей школы. Меняющиеся модели университета и университетской идентичности анализируются с опорой на современную ситуацию в России и Казахстане. Позиционирование современного университета в обществе отражает определенную социальную практику и интересы социальной группы, формирующей эту практику. Университет не только пассивно отражает существующую практику, но и способен активно участвовать в ее конструировании. Университет находится, таким образом, в точке пересечения процессов формирования и функционирования идентичностей и идеологий, и потому университетская идентичность оказывает воздействующий, социально конструктивный эффект. Подход к образованию и науке как к активной деятельности в социокультурном пространстве задает основной фокус анализа. Методологически анализ отражает общую тенденцию к социальному конструктивизму и дискурсивному измерению современных объяснительных концепций, работающих с языком и речевыми структурами. Объектом изучения является не отдельная речевая структура, но социокультурная практика. Анализ также соответствует современной тенденции в изучении идентичности не как зафиксированной неизменной сущности, но как процесса конструирования идентичности. Анализ осуществлен на материале текстов миссий ведущих российских и казахстанских университетов. Обосновывается главный принцип дискурсивного анализа, а именно контекстуализация, т. е. выдвижение в центр анализа речевого высказывания, его включенность в социальное взаимодействие. Показываются объяснительные возможности корпусного инструментария в дискурсивном анализе. В результате анализ ключевых слов миссий университета и их контекстного употребления позволил сделать вывод о доминирующих ценностях и идеологических приоритетах, стоящих за использованием языка в текстах миссий.

Ключевые слова:

дискурсивный анализ, количественные методы исследования языка, идентичность, миссия университета

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Абрамов 2011 — Абрамов Р. Н. Менеджериализм и академическая профессия: Конфликт и взаимодействие. Социологические исследования. 2011, 7: 37–47.

Абрамов, Груздев, Терентьев 2016 — Абрамов Р., Груздев И., Терентьев Е. Тревога и энтузиазм в дискурсах об академическом мире: международный и российский контексты. Новое литературное обозрение. 2016, 2 (138): 16–32.

Дмитриев 2013a — Дмитриев А. Н. Статусы знания (о социальных маркерах эволюции российского университета первой трети XX века. Новое литературное обозрение. 2013, 4 (122): 108–133.

Дмитриев 2013б — Дмитриев А. Н. Переизобретение советского университета. Логос. 2013, 1 (91): 41–64.

Молодыченко 2017 — Молодыченко Е. Н. Идентичность и дискурс: от социальной теории к практике лингвистического анализа. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017, 8 (3): 122–133. DOI: 10.18721/Jhss.8312.

Чернявская 2017 — Чернявская В. Е. Методологические возможности дискурсивного анализа в корпусной лингвистике. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017, 49: 135–148. DOI: 10.17223/19986645/50/9.

Чернявская 2018 — Чернявская В. Е. Дискурсивный анализ и корпусные методы: необходимое доказательное звено? Объяснительные возможности качественного и количественного подходов. Вопросы когнитивной лингвистики. 2018, 2: 31–37. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37.

Agha 2007 — Agha A. Language and social relations. Series: Studies in the Social and Cultural Foundations of Language. № 24. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 427 p.

Baker et al. 2008 — Baker P., Gabrielatos C., Khosravinik M., Krzyzanowski M., McEnery T., Wodak R. A useful methodological synergy? Combining critical discourse analysis and corpus linguistics to examine discourse of refugees and asylum seekers in the UK press. Discourse and Society. 2008, 19 (3): 273–306.

Blommaert 2005 — Blommaert J. Discourse: A Critical Introduction. Cambridge: Cambridge University Рress, 2005. 299 p.

Clark 1998 — Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. New York; Oxford: Pergamon, 1998. 163 p.

Deem 1998 — Deem R. “New Managerialism” and Higher Education: The Management of Performances and Cultures in Universities in the United Kingdom. International Studies in Sociology of Education. 1998: 8 (1): 47–70.

Fox, Fox. 2004 — Fox R., Fox J. Organizational discourse: A language-ideology-power perspective. Westport, CT: Praeger, 2004. 221 p.

Henkel 2005 — Henkel M. Academic Identity and Autonomy in a Changing Policy Environment. Higher Education. 2005, 49 (1/2): 155–176.

Irvine, Gal 2000 — Irvine J., Gal S. Language ideology and linguistic differentiation. In: Regimes of Language. Kroskrity P. (ed.). Santa Fe: SAR Press. 2000. P. 35–83.

Jenkins 2004 — Jenkins R. Social Identity. London; New York: Routledge, 2004. 218 p.

Kerr 2001 — Kerr C. The Uses of the University. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 2001. 261 p.

Kolsaker 2008 —Kolsaker A. Academic Professionalism in the Managerialist Era: A Study of English Universities. Studies in Higher Education. 2008, 33 (5): 513–525.

Kirk 2000 —Kirk C. M. Nexus: Mission critical-higher education for the 21st century. Planning for Higher Education. 2000, 29: 14–22.

Mautner 2005 — Mautner G. The Entrepreneurial University: A Discursive Profile of a Higher Education Buzzword. Critical Discourse Studies. 2005, 2 (2): 95–120.

Morphew, Hartley 2006— Morphew C., Hartley M. Mission statements: A thematic analysis of rhetoric across institutional type. Journal of Higher Education. 2006, 77 (3): 456–471.

Spitzmüller 2007 — Spitzmüller J. Sprache und Identität: Warum die Anglizismen die Gemüter erhitzen. Muttersprache. 2007, 117 (3): 185–198.

Spitzmüller, Warnke 2011 — Spitzmüller J., Warnke I. Diskurslinguistik: Eine Einführung in Theorien und Methoden der transtextuellen Sprachanalyse. Berlin & Boston: De Gruyter, 2011. 236 S.

Zheltukhina et al. 2006 — Zheltukhina M. R., Vikulova L. G., Serebrennikova E. F., Gerasimova S. A., Borbotko L. A. Identity as an Element of Human and Language Universes: Axiological Aspect. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, 11 (17): 10413–10422.

References:

Абрамов 2011 — Abramov R. N. [Managerialism and Academic Profession: Conflicts and Coaction]. Sotsiologicheskie issledovaniia. 2011, 7: 37–47. (In Russian)

Абрамов, Груздев, Терентьев 2016 — Abramov R., Gruzdev I., Terent'ev E. [Alarm and Enthusiasm in Discourses on the Academic World: International and Russian Contexts]. Novoe literaturnoe obozrenie. 2016, 2 (138): 16–32. (In Russian)

Дмитриев 2013a — Dmitriev A. N. [Status of Knowledge (towards social markers of evolution of Russian university in the 3 decades in the XX century)]. Novoe literaturnoe obozrenie. 2013, 4 (122): 108–133. (In Russian)

Дмитриев 2013б — Dmitriev A. N. [Rediscovery of the soviet university]. Logos. 2013, 1 (91): 41–64. (In Russian)

Молодыченко 2017 — Molodychenko E. N. [Identity and Discourse: From Social Theory to Practice of Discourse Analysis]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2017, 8 (3): 122–133. DOI: 10.18721/Jhss.8312. (In Russian)

Чернявская 2017 — Cherniavskaia V. E. [Towards Methodological Application of Discourse Analysis in Corpus-driven Linguistics]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia. 2017, 49: 135–148. DOI: 10.17223/19986645/50/9. (In Russian)

Чернявская 2018 — Cherniavskaia V. E. [Discourse analysis and corpus approaches: a missing evidence-based link? Towards qualitative and quantitative approaches]. Voprosy kognitivnoi lingvistiki. 2018, 2: 31–37. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37. (In Russian)

Agha 2007 — Agha A. Language and social relations. Series: Studies in the Social and Cultural Foundations of Language. № 24. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 427 p.

Baker et al. 2008 — Baker P., Gabrielatos C., Khosravinik M., Krzyzanowski M., McEnery T., Wodak R. A useful methodological synergy? Combining critical discourse analysis and corpus linguistics to examine discourse of refugees and asylum seekers in the UK press. Discourse and Society. 2008, 19 (3): 273–306.

Blommaert 2005 — Blommaert J. Discourse: A Critical Introduction. Cambridge: Cambridge University Рress, 2005. 299 p.

Clark 1998 — Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. New York; Oxford: Pergamon, 1998. 163 p.

Deem 1998 — Deem R. “New Managerialism” and Higher Education: The Management of Performances and Cultures in Universities in the United Kingdom. International Studies in Sociology of Education. 1998: 8 (1): 47–70.

Fox, Fox. 2004 — Fox R., Fox J. Organizational discourse: A language-ideology-power perspective. Westport, CT: Praeger, 2004. 221 p.

Henkel 2005 — Henkel M. Academic Identity and Autonomy in a Changing Policy Environment. Higher Education. 2005, 49 (1/2): 155–176.

Irvine, Gal 2000 — Irvine J., Gal S. Language ideology and linguistic differentiation. In: Regimes of Language. Kroskrity P. (ed.). Santa Fe: SAR Press. 2000. P. 35–83.

Jenkins 2004 — Jenkins R. Social Identity. London; New York: Routledge, 2004. 218 p.

Kerr 2001 — Kerr C. The Uses of the University. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 2001. 261 p.

Kolsaker 2008 —Kolsaker A. Academic Professionalism in the Managerialist Era: A Study of English Universities. Studies in Higher Education. 2008, 33 (5): 513–525.

Kirk 2000 —Kirk C. M. Nexus: Mission critical-higher education for the 21st century. Planning for Higher Education. 2000, 29: 14–22.

Mautner 2005 — Mautner G. The Entrepreneurial University: A Discursive Profile of a Higher Education Buzzword. Critical Discourse Studies. 2005, 2 (2): 95–120.

Morphew, Hartley 2006— Morphew C., Hartley M. Mission statements: A thematic analysis of rhetoric across institutional type. Journal of Higher Education. 2006, 77 (3): 456–471.

Spitzmüller 2007 — Spitzmüller J. Sprache und Identität: Warum die Anglizismen die Gemüter erhitzen. Muttersprache. 2007, 117 (3): 185–198.

Spitzmüller, Warnke 2011 — Spitzmüller J., Warnke I. Diskurslinguistik: Eine Einführung in Theorien und Methoden der transtextuellen Sprachanalyse. Berlin & Boston: De Gruyter, 2011. 236 S.

Zheltukhina et al. 2006 — Zheltukhina M. R., Vikulova L. G., Serebrennikova E. F., Gerasimova S. A., Borbotko L. A. Identity as an Element of Human and Language Universes: Axiological Aspect. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, 11 (17): 10413–10422.

Загрузки

Опубликован

17.07.2019

Как цитировать

Чернявская, В. Е., & Жаркынбекова, Ш. К. (2019). Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 16(2), 304–319. https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.210

Выпуск

Раздел

Языкознание

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)