Взаимодействие вербального и невербального в моноспектаклях Е.В.Гришковца как способ преодоления постмодернистской традиции

Авторы

  • Дмитрий Кириллович Баранов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.302

Аннотация

Статья посвящена анализу взаимодействия вербальных и  невербальных элементов в моноспектаклях Е.В.Гришковца, при этом материалом для анализа служат официальные видеозаписи спектаклей. Это связано с тем, что сыгранные автором спектакли и выпущенные после этого тексты пьес являются хотя и связанными между собой, но разными произведениями — с разным содержанием, мотивной системой, используемыми художественными приемами и  по-разному расставленными смысловыми акцентами. Демонстрируется, что невербальные элементы (пространственные перемещения, жестикуляция, взаимодействие с реквизитом и декорациями и пр.) используются Гришковцом для игры с границами между художественным текстом и внешней действительностью, а также для того чтобы вовлечь зрителя в происходящее на сцене и дать возможность соотнестись с рассказчиком. Мотивный анализ показывает значимость для драматургии Гришковца темы ненадежности или недостаточности человеческой речи. Неслучайно в творчестве Гришковца можно обнаружить многие черты постмодернистской поэтики (игровая интертекстуальность, ненадежный повествователь, смешение границ повествовательных инстанций и границ между текстом и реальностью и т. д.), однако автор создает иллюзию ориентации на постмодернистскую традицию лишь для того, чтобы, вербально подчеркнув проблематичность общения людей друг с другом в силу ненадежности языка, наладить коммуникацию рассказчика со зрителями — благодаря в первую очередь невербальным средствам. Так сложно выстроенное взаимодействие вербальных и невербальных элементов, литературного и театрального начал позволяет Гришковцу наметить и преодолеть основную проблему постмодернистской культуры — проблему коммуникации.

Ключевые слова:

Е.В.Гришковец, постмодернизм, проблемы коммуникации, взаимодействие литературы и театра

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Агеева 2009 — Агеева Н.А. Финалы монодрам Евгения Гришковца («Как я съел собаку», «Одновременно», «Дредноуты»). В сб.: Поэтика финала: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2009. С. 263–266.

Агеева 2016 — Агеева Н.А. Жанр монодрамы в современной отечественной драматургии: дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2016.

Ай 2014 — Ай Ц. Мечта об обретении утраченного очага в пьесах Евгения Гришковца. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014, 11 (2): 20–23.

Ай 2015 — Ай Ц. О художественных особенностях жанра монодрамы Евгения Гришковца. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015, (110): 188–196.

Ай 2017 — Ай Ц. Коммуникационная модель «я — другой» в монодраме Е.Гришковца. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2017, 14 (4): 525–532.

Байбекова 2019 — Байбекова А.Т. Особенности драматургии Евгения Гришковца. В сб.: Современная драматургия — «за» и «против» педагогики (инновационная драматургия). Петрозаводск: Междунар. центр науч. партнерства «Новая Наука», 2019. С. 19–23.

Бентли 2004 — Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004.

Герасимова 1997 — Герасимова Н.М. Севернорусская сказка как речевой жанр. В кн.: Сказки Русского Севера. Бюллетень Фонетического фонда. Приложение № 6: Сказки Русского Севера. СПб.: Бохум, 1997. С. 7–27.

Гончарова-Грабовская 2009 — Гончарова-Грабовская С.Я. Монодрама в творчестве Е.Гришковца. Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2009, (3): 26–31.

Карбивничая 2014 — Карбивничая М.Г. Проблема личной самоидентификации в пьесе Е.В.Гришковца «Как я съел собаку». В сб.: Современная филология: Материалы III Международной научной конференции. Уфа, 2014. С. 67–73.

Леман 2013 — Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013.

Липовецкий 2012 — Липовецкий М.Н., Боймерс Б. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012.

Мещанский 2015 — Мещанский А.Ю. Категория счастья в драматургии Е.Гришковца. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015, (1–2): 157–159.

Метц 2013 — Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. 2-е изд. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2013.

Наумова 2009 — Наумова О.С. Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX — начала XXI вв. (на примере творчества Н.Коляды и Е.Гришковца): дис. … канд. филол. наук. Самара, 2009.

Павленко 2017 — Павленко А.А. Актер говорящий. Опыт современной петербургской сцены. Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2017, (1): 98–113.

Синегубова 2014 — Синегубова К.В. Специфика инициации в монодраме Е.Гришковца «Как я съел собаку». Вестник Кемеровского государственного университета. 2014, 3 (1): 181–184.

Тюпа 2011 — Тюпа В.И. Драма как тип высказывания. В сб.: Поэтика русской драматургии рубежа XX–XXI веков. Вып. 1–2. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. C. 11–22.

Загрузки

Опубликован

15.10.2022

Как цитировать

Баранов, Д. К. (2022). Взаимодействие вербального и невербального в моноспектаклях Е.В.Гришковца как способ преодоления постмодернистской традиции. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(3), 427–445. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.302

Выпуск

Раздел

Литературоведение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)