О поэтике массовой литературы (дилогия А.А. Бушкова Рыцарь из ниоткуда и Летающие острова)

Авторы

  • Дмитрий Кириллович Баранов Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Россия, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41 https://orcid.org/0000-0001-5517-3994

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.401

Аннотация

Массовую литературу можно анализировать не только как социологический материал или как фон для литературы «первого ряда», но и как самостоятельное явление сферы эстетического. Авторы коммерчески успешной литературы создают более сложные тексты, чем не столь успешные конкуренты, но сложность структуры массовых произведений кроется не в философском посыле, не в глубине психологической проработки героев, не в мотивной системе и прочих аспектах текста, важных для классической литературы, а в том, как именно усложняются конкретные приемы, направленные на удержание читательского внимания в каждый момент времени. Дилогия Александра Бушкова анализируется с точки зрения языка и повествовательной системы, устройства фантастического мира, с точки зрения способов выстраивания отношений между художественным миром и внешней действительностью, между главным героем и читателем, а также с точки зрения логики развития сюжета и использования некоторых популярных композиционных структур. Особое внимание уделяется тому, как создается иллюзия «автономности» художественного мира, то есть создания иллюзии, что не текст существует ради читателя, а фантастический мир существует вне процесса чтения. Предложенный анализ позволяет обнаружить, что Бушков не просто воспроизводит в романах черты, в целом характерные для так называемого героического фэнтези, — он находит способы усложнить традиционные приемы. Таким образом, демонстрируется, что у успешных массовых авторов достаточно свободы в рамках жанрового канона, и этого нельзя было бы обнаружить с помощью распространенного в литературоведении типологического подхода.

Ключевые слова:

массовая литература, Александр Бушков, методы анализа текста, автономность художественного мира

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Балышева 2009 — Балышева К. А. Демократизация языка в массовой художественной литературе рубежа XX–XXI вв. Вестник ВятГУ. 2009, (3): 5–19.

Балухатый 1990 — Балухатый С. Д. Поэтика мелодрамы. В кн.: Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. С. 30–79.

Брызгалова 2011 — Брызгалова Е. Н. Коммуникативные технологии в современной массовой литературе (на примере романов А. Бушкова). Вестник Тверского государственного университета. Сер. Филология. 2011, (1): 105–112.

Заботин 2018 — Заботин С. Ю. Отражение культурных конфликтов в российском историческом детективе. Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018, (1): 25–28.

Зубакова 2017 — Зубакова Н. В. Типологические и функциональные характеристики интертекстем в произведениях современной массовой литературы и беллетристики. Дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2017. 240 с.

Лобин 2015 — Лобин А. М. Проблема творчества в конспирологической историко-философской картине мира. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015, 33 (45): 110–112.

Лотман 1993 — Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема. В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 3. Таллин: Александра, 1993. С. 380–389.

Чепур 2010 — Чепур Е. А. Типы характеров русской фэнтези 1990-х как воплощение доминирующих направлений духовного поиска. Проблемы истории, филологии, культуры. 2010, (3): 187–193.

Черняк 2005 — Черняк М. А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики. Дисс. … докт. филол. наук. СПб, 2005. 488 с.

Щедрина 2015 — Щедрина Н. М. Трансформация жанрового канона исторического романа в литературе конца XX — начала XXI века. В сб.: Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»). Сборник статей по итогам Международной научной конференции. М., 2015. С. 313–317.

Щировская 2006 — Щировская Т. Н. Типология сюжетов в произведениях отечественной массовой литературы 1990–2000-х годов. Дисс. … канд. филол. наук. Армавир, 2006. 188 с.

MacEwen 2006 — MacEwen S. Superheroes and Greek tragedy: comparing cultural icons. Lewiston [etc.]: Mellen press, cop. 2006. 545 p.

References

Балышева 2009 — Balysheva K. A. Democratization of the language in mass fiction at the turn of the XX–XXI centuries. Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009, (3): 5–19. (In Russian)

Балухатый 1990 — Balukhatyi S. D. Poetics of melodrama. In: Balukhatyi S. D. Voprosy poetiki. Leningrad: Leningrad University Press, 1990. P. 30–79. (In Russian)

Брызгалова 2011 — Bryzgalova E. N. Communicative technologies in modern mass literature (on the example of Alexandr Bushkov’s novels). Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filologiia. 2011, (1): 105–112. (In Russian)

Заботин 2018 — Zabotin S. Iu. Reflection of cultural conflicts in the Russian historical detective story. Molodezhnyi vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury. 2018, (1): 25–28. (In Rus- sian)

Зубакова 2017 — Zubakova N. V. Typological and functional characteristics of intertextmes in the works of modern mass literature and fiction. Thesis for PhD in Philological Sciences. Belgorod, 2017. 240 p. (In Russian)

Лобин 2015 — Lobin A. M. The problem of creativity in the conspiracy historical and philosophical picture of the world. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015, 33 (45): 110–112. (In Russian)

Лотман 1993 — Lotman Iu. M. Mass literature as a historical and cultural problem. In: Lotman Iu. M. Izbrannye stat’i: Vol. 3. Tallinn: Aleksandra Publ., 1993. P. 380–389. (In Russian)

Чепур 2010 — Chepur E. A Types of characters in Russian fantasy of the 1990s as the embodiment of the dominant directions of spiritual search. Problemy istorii, filologii, kul’tury. 2010, (3): 187–193. (In Russian)

Черняк 2005 — Cherniak M. A. The phenomenon of mass literature of the 20th century: problems of genesis and poetics. Thesis for D. Sc. in Philological Sciences. St. Petersburg, 2005. 488 p. (In Russian)

Щедрина 2015 — Transformation of the genre canon of the historical novel in the literature of the late 20th — early 21st century. Slovesnoe iskusstvo Serebrianogo veka i Russkogo zarubezh’ia v kontekste epokhi (“Smirnovskiie chteniia”). Moscow, 2015. P. 313–317. (In Russian)

Щировская 2006 — Shchirovskaia T. N. Typology of plots in the works of Russian mass literature of the 1990–2000s. Thesis for PhD in Philological Sciences. Armavir, 2006. 188 p. (In Russian)

MacEwen 2006 — MacEwen S. Superheroes and Greek tragedy: comparing cultural icons. Lewiston etc.: Mellen press, cop. 2006. 545 p.

Загрузки

Опубликован

16.02.2022

Как цитировать

Баранов, Д. К. (2022). О поэтике массовой литературы (дилогия А.А. Бушкова Рыцарь из ниоткуда и Летающие острова). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 18(4), 640–660. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.401

Выпуск

Раздел

Литературоведение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)