Специфика материализации образа в поэтике цикла «Лабиринты Ехо» Макса Фрая
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.301Аннотация
Статья посвящена описанию некоторых аспектов поэтики Макса Фрая. В творчестве автора явно выражены черты как массовой, так и не массовой литературы. В частности, как в качественной высокой литературе, в прозе Фрая мы видим продуктивное взаимодействие разных уровней текста. Как демонстрируется в статье, мотивный анализ цикла «Лабиринты Ехо» позволяет обнаружить взаимосвязь между устойчивой образной системой и сюжетным уровнем. Так, критики и исследователи уже описывали воплощенную в сюжетной логике поздних произведений концепцию Фрая, согласно которой словесная и предметная (а также художественная и нехудожественная) реальности равноправны. Однако до сих пор было неясно, находит ли эта концепция отражение непосредственно в поэтике текстов, например в особенностях языка или в мотивной системе. Как показано в статье, мысль о проницаемости границы между словами и действительностью получает эстетическое обоснование благодаря тому, что, как способен заметить внимательный читатель, любая, на первый взгляд, случайная фраза (особенно содержащая в себе стершийся троп или фразеологизм) может материализоваться в предметном мире произведения — в той же повести или в одной из последующих. Особую роль в системе подобных случаев материализации играют речевые образы, связанные с темой сомнений в человеческой природе главного героя, а также связанные с темой сопоставления книги и жизни. Эти образы, устойчиво возникающие во всех повестях, начиная с первой, и подготавливают финальные сюжетные повороты цикла, благодаря которым происходит постмодернистское размывание границ между текстовой и внетекстовой реальностью (герой выясняет, что он был придуман другим персонажем произведения, попадает в мир читателя и пишет книги о себе и т. д.).
Ключевые слова:
Макс Фрай, массовая литература, мотивный анализ, материализация образа, литературная игра
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Князева, Осьмухина 2019 — Князева А. А., Осьмухина О. Ю. Мениппейная традиция в романе Макса Фрая «Мой Рагнарёк». Филология и культура. 2019, 1 (55): 190–195.
Князева, Осьмухина 2022 — Князева А. А., Осьмухина О. Ю. Специфика воплощения хронотопа рыцарского романа в отечественном фэнтези (на материале романа Макса Фрая «Гнезда Химер. Хроники Овётганны»). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022, 15 (3): 658–662.
Лаврентьева 2020 — Лаврентьева Н. В. Образ птицы в романах Макса Фрая. Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2020, (4): 21–26.
Лаврентьева 2021 — Лаврентьева Н. В. Интертекст в романе Макса Фрая «Так берегись». Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2021, 4 (73): 103–109.
Любарский 2021 — Любарский Р. В. Концепция «мага как сверхчеловека» К. Кастанеды в творчестве В. Пелевина и Макса Фрая. Актуальные научные исследования в современном мире. 2021, 10–12 (78): 157–162.
Орехова 2020 — Орехова Е. Е. Миф о слове. Макс Фрай. Вопросы литературы. 2020, (5): 87–99.
Пестрикова 2016 — Пестрикова Е. А. Окказиональные междометия в романах Макса Фрая о приключениях сэра Макса. Вестник МГУП им. Ивана Федорова. 2016, (2): 169–171.
Рогова 2020 — Рогова Д. С. Почему — Макс Фрай? (историко-культурные и персонологические предпосылки изучения современного литературного контекста). В сб.: ФОРУМ/ForУМ: сб. науч.-исслед. ст. студентов. Липецкий гос. пед. ун-т им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2020. С. 71–75.
Сафрон 2018 — Сафрон Е. А. Онейросфера как элемент поэтики повестей М. Фрая (на примере сборника «Чужак»). Новый филологический вестник. 2018, 2 (45): С. 226–235.
References
Князева, Осьмухина 2019 — Kniazeva A. A., Os’mukhina O. Iu. The Menippean Tradition in Max Frei’s “My Ragnarok”. Filologiia i kul’tura. 2019, 1 (55): 190–195. (In Russian)
Князева, Осьмухина 2022 — Kniazeva A. A., Os’mukhina O. Iu. The Specificity of the Embodiment of the Chronotope of a Chivalric Romance in Russian Fantasy (Based on the Material of Max Frei’s Novel “Nests of Chimeras. The Chronicles of Ovetganna”). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2022, 15 (3): 658–662. (In Russian)
Лаврентьева 2020 — Lavrent’eva N. V. The image of a bird in the novels of Max Frei. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki. 2020, (4): 21–26. (In Russian)
Лаврентьева 2021 — Lavrent’eva N. V. Intertext in Max Frei’s novel “So Beware”. Vestnik Riazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina. 2021, 4 (73): 103–109. (In Russian)
Любарский 2021 — Liubarskii R. V. The concept of the “magician as a superman” by K. Castaneda in the work of V. Pelevin and Max Frei. Aktual’nye nauchnye issledovaniia v sovremennom mire. 2021, 10–12 (78): 157–162. (In Russian)
Орехова 2020 — Orekhova E. E. The myth of the word. Max Frei. Voprosy literatury. 2020, (5): 87–99. (In Russian)
Пестрикова 2016 — Pestrikova E. A. Occasional interjections in Max Frei’s novels about the adventures of Sir Max. Vestnik MGUP imeni Ivana Fedorova. 2016, (2): 169–171. (In Russian)
Рогова 2020 — Rogova D. S. Why Max Frei? (historical, cultural and personological prerequisites for studying the modern literary context). FORUM/ForUM: sbornik nauchno-issledovatel’skikh statei studentov. Lipetskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni P. P. Semenova-Tian-Shanskogo. Lipetsk, 2020. P. 71–75. (In Russian)
Сафрон 2018 — Safron E. A. The Oneirosphere as an Element of the Poetics of M. Frei’s Stories (on the example of the collection “The Stranger”). Novyi filologicheskii vestnik. 2018, 2 (45): 226–235. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.