Традиции классической литературы в фильме А.О.Балабанова «Брат»

Авторы

  • Дмитрий Кириллович Баранов Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.201

Аннотация

Фильм А.О.Балабанова «Брат» является неотъемлемой частью современной русской культуры. Однако до сих пор не совсем ясно, в чем причина того признания, которое фильм получил как у критиков, так и у зрителей. Анализ зрительской рецепции фильма наводит на мысль, что «Брат» является не просто массовым боевиком, оказавшимся успешным в  силу социально-исторических обстоятельств. При внимательном рассмотрении становится очевидно, что в произведении Балабанова сочетаются элементы массового и интеллектуального кино. В статье впервые предлагается комплексный анализ фильма «Брат», проведенный с  учетом отмеченной особенности текста. Становится ясно, что Балабанов использует сложную систему повторов на уровне реплики, кадра, ситуации. Это позволяет ему выстроить разветвленную систему мотивов, характерную для классической литературы. Речь идет в  первую очередь о  традиции петербургского текста и о комплексе тем и сюжетов, восходящих к романтизму. Возможно, Балабанов сознательно ориентируется на Гоголя, впервые соединившего этилинии литературы. На то, под каким углом следует посмотреть на фильм, указывает введение важного персонажа по имени Гофман, который предупреждает главного героя: город — страшная сила. На это же указывают и использованные в фильме песни, содержание которых тесно связано с происходящим в кадре. Мотивный и интертекстуальный анализ позволяют прийти к  следующим выводам. В  «Брате» реализована трансформация романтического сюжета. Фильм может быть осмыслен как история о молодом человеке, который попадает в Петербург, предает свой идеал (любовь к музыке), не выдерживая искушения деньгами и властью, и за это расплачивается, превращаясь в своего злобного двойника — брата Виктора. Таким образом, история, казалось бы, вписанная в конкретную социально-историческую действительность, оборачивается потенциально вневременным сюжетом о запутавшемся романтическом герое, который меняет свои идеалы, попав в морочащее его пространство Петербурга.

Ключевые слова:

«Брат» А.О.Балабанова, интертекстуальность, мотивный анализ, петербургский текст, романтизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Баранов 2018 — Baranov D.K. Sasha Sokolov and N.V.Gogol: Character problematization. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature. 2018, (4): 638–650. (In Russian)

Берковский 2002 — Berkovskii N.Ia. Articles and lectures on foreign literature. St Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2002. (In Russian)

Богомолов 2018 — Bogomolov Iu. A.Anthropological Practices in Contemporary Art-House Cinema. Sokurov. Balabanov. Zvyagintsev. In: Bol’shoi format: Ekrannaia kul’tura v epokhu transmediinosti. Moscow: Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia — Izdatel’skie resheniia Publ., 2018. P. 11–35. (In Russian)

Григорьян 2011 — Grigorian K.E. The last hero of Russian cinematography. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2: Filologiia i iskusstvovedenie. 2011, (1): 170–173. (In Russian)

Доманский 2013 — Domanskii Iu.V. Rock Poetry: Perspectives of study. Russkaia rok-poeziia: tekst i kontekst. 2013, (14): 7–35. (In Russian)

Журкова 2018 — Zhurkova D.A. Musical dramaturgy of the film “Morphine” by Alexei Balabanov. Khudozhestvennaia kul’tura. 2018, (4): 252–269. (In Russian)

Закураева 2020 — Zakuraeva E.D. “The City is a Terrible Power”. Representation of urban space in the film “Brother” directed by A.O.Balabanov. Studia Culturae. 2020, (45): 218–227. (In Russian)

Кащенко 2015 — Kashchenko E. S. Domestic cinema of the era of perestroika: Ways of development. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniia RANKhiGS. 2015, 6 (4): 22–26. (In Russian)

Мамиова 2015 — Mamiova E.M. Rock music in the film as a means of typing the fate of a movie hero (on the example of Alexei Balabanov’s film “Brother”). Vremennik Zubovskogo instituta. 2015, (1): 113–130. (In Russian)

Манн 1996 — Mann Yu. V. Poetics of Gogol. Comments on the topic. Moscow: Coda Publ., 1996. (In Russian)

Маркович 1989 — Markovich V.M. St Petersburg tales of N.V.Gogol. Leningrad: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1989. (In Russian)

Сикоева 2017 — Sikoeva E.Iu. A song as an object of citation in the films of director A.Balabanov. Vestnik Krasnodarskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury. 2017, (3): 24. (In Russian)

Флорь 2019 — Flor’ A.V. Intertextual elements in the poetics of A.Balabanov’s film “Cargo 200”. Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2019, (6): 1071–1080. (In Russian)

Цуканов 2018 — Tsukanov E.A. A Hero of our time as a coded media message: From “Brother” to Big Brother. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury. 2018, (3): 89–98. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.07.2023

Как цитировать

Баранов, Д. К. (2023). Традиции классической литературы в фильме А.О.Балабанова «Брат». Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 20(2), 194–216. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.201

Выпуск

Раздел

Литературоведение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)