«Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса и «Катастрофа» Владимира Набокова: проблема влияния

Авторы

  • Андрей Алексеевич Аствацатуров Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.302

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния американского писателя Амброза Бирса на раннее творчество Владимира Набокова. В ряде набоковских текстов («Катастрофа», «Пильграм», «Совершенство», «Соглядатай») присутствуют сюжетные ходы, мотивы и образы, заимствованные из программного рассказа Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей». В настоящей статье внимание будет целиком сосредоточено на рассказе Владимира Набокова «Катастрофа», где присутствие Амброза Бирса проявляется со всей очевидностью. Оно было отмечено рядом исследователей, однако проблема не получила должной разработки. Набоков заимствует у Бирса прием ложного сюжетного хода, который в дальнейшем русский автор будет активно использовать в своих зрелых произведениях. Вопрос о влиянии Бирса на раннего Набокова не исчерпывается обозначением этого заимствования. Прежде всего, оба автора в своих текстах обращаются к ранней романтической традиции. В их рассказах главное действующее лицо предпринимает романтическое по своему духу путешествие, которому сопутствуют воспоминания о романтической возлюбленной и мистическое озарение, связанное со стремлением героя-странника проникнуть сквозь земную материю в область бесконечного духа. Мистическое озарение, которое переживает персонаж Набокова, строится по той модели, которую предлагает Бирс. Оба автора, нарративизируя мистическое озарение, используют романтические клише, цитаты из  программных романтических текстов и прибегают к иронии. Однако Бирс в данном случае оказывается более прямолинейно сатиричен, нежели Набоков. В статье также рассматривается система образов, которые Набоков берет у Бирса. Это петля (веревка), звезды, мост и молния. Образы трансформируются в рассказе Набокова в узоры повторяющихся знаков, которые используются им для создания собственной художественной реальности. Выявленные параллели позволяют сделать вывод о том, что рассказ Набокова «Катастрофа» написан под непосредственным влиянием Бирса.

Ключевые слова:

В.В.Набоков, Амброз Бирс, романтизм, мистика, литературные влияния

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Александров 1999 — Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб.: Алетейя, 1999.

Гулевич 2015 — Гулевич Е.В. Психология человека на войне в творчестве А.Бирса (на примере рассказов «Добей меня» и «Без вести пропавший»). Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2015, 1 (190): 20–27.

Долинин 2004 — Долинин А.А. Истинная жизнь писателя Сирина. Работы о Набокове. СПб.: Академический проект, 2004.

Жирмунский 1996 — Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома; Новатор, 1996.

Жолковский 2022 — Жолковский А.К. «Текст в тексте»: авторы и читатели среди персонажей. В сб.:

Территория словесности: сборник в честь 70-летия профессора И.Н.Сухих. Степанов А.Д., Степанова А.С. (ред.). СПб.: Нестор-История, 2022. С. 8–31.

Карпов 2017 — Карпов Н.А. Романтические контексты Набокова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017.

Керлот 1994 — Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994.

Суслов 2012 — Суслов П.А. «Меблированные комнаты небытия» (пространство смерти в рассказах В.Набокова. Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2012, (4): 38–42.

Телетова 1997 — Телетова Н. Владимир Набоков и его предшественники. В сб.: В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во РХГА, 1997. С. 779–790.

Титов 2016 — Титов О.А. Семантика собственных имен в рассказе В.В.Набокова «Катастрофа». Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. 2016, (5): 204–208.

Федоров 1988 — Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988.

Хасин 2001 — Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В.Набокова. М.; СПб.: Летний сад, 2001.

Шраер 2000 — Шраер М.Д. Набоков: темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000.

Ямпольский 1996 — Ямпольский М.Б. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М.: Новое литературное обозрение, 1996.

Ames 1987 — Ames C.R. Do I Wake or Sleep? Technique as Content in Ambrose Bierce’s Short Story “An Occurrence at Owl Creek Bridge”. American Literary Realism, 1870–1910. Spring, 1987, 19 (3): 52–53.

Brazil 1980 — Brazil J. Behind the Bitterness: Ambrose Bierce in Text and Context. American Literary Realism, 1870–1910. 1980, 13 (2): 225–237.

Cheatem 1985 — Cheatem G. Point of View in Bierce’s “Owl Creek Bridge”. American Literary Realism, 1870–1910. 1985, (18): 219–225.

Connoly 1992 — Connoly J.W. Nabokov’s Early Fiction. Patterns of Self and Other. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

Davidson 1974 — Davidson C.N. Literary Semantics and the Fiction of Ambrose Bierce. A Review of General Semantics. 1974, 31 (3): 263–261.

Linkin 1988 — Linkin H.K. Narrative Technique in “Occurrence at Owl Creek Bridge”. The Journal of Narrative Technique. 1988, 18 (2): 137–152.

Morrone 2013 — Morrone P.J. Disciplinary Conditioning and Self-Surveillance in Ambrose Bierce’s War Fiction. The Midwest Quarterly. 2013, 54 (3): 310–325.

Rutledge 2011 — Rutledge D. S. Nabokov’s Permanent Mystery: the Expression of Metaphysics in His Work. North Carolina; London, 2011.

Wiggins 1971 — Wiggins R.A. Ambrose Bierce: A Romantic in an Age of Realism. American Literary Realism, 1870–1910. 1971, 4 (1): 1–10.

References

Александров 1999 — Alexandrov V.E. Nabokov’s Otherworld: metaphysics, ethics, aesthetics. St Petersburg: Aleteia Publ., 1999. (In Russian)

Гулевич 2015 — Gulevich E.V. Human psychology at war in the work of A.Bierce (on the example of the stories “Finish me” and “One of the Missing”. Vesnіk Grodzenskaga dziarzhaўnaga ўnіversіteta іmia Iankі Kupaly. Seryia 3. Fіlalogіia. Pedagogіka. Psіkhalogіa. 2015, 1 (190): 20–27. (In Russian)

Долинин 2004 — Dolinin А.А. The true life of the writer Sirin. Works on Nabokov. St Petersburg: Akademicheskii proekt Publ., 2004. (In Russian)

Жирмунский 1996 — Zhirmunskii V.M. German romanticism and modern mysticism. St Petersburg: Aksioma Publ.; Novator Publ., 1996. (In Russian)

Жолковский 2022 — Zholkovsky А.К. “Text within text”: authors and readers among characters. In: Territoriia slovesnosti: Sbornik v chest’ 70-letiia professora I.N. Sukhikh. A.D. Stepanov, Stepanov A. S. (eds).St Petersburg: Nestor-Istoriia Publ., 2022. P. 8–31. (In Russian)

Карпов 2017 — Karpov N.A. Romantic contexts of Nabokov. St Petersburg: St. Petersburg University Press, 2017. (In Russian)

Керлот 1994 — Cirlot J.E. Dictionary of Symbols. Мoscow: REFL-book Publ., 1994. (In Russian)

Суслов 2012 — Suslov P.A. “Furnished rooms of non-existence” (the space of death in the stories of V.Nabokov. In: Vestnik Udmurtskogo universiteta. Istoriia i filologiia. 2012, (4): 38–42. (In Russian)

Телетова 1997 — Teletova N. Vladimir Nabokov and his predecessors. In: V.V.Nabokov: pro et contra. Lichnost’ i tvorchestvo Vladimira Nabokova v otsenke russkikh i zarubezhnykh myslitelei i issledovatelei. Antologiia. St Petersburg: Izdatelstvo RHGA Publ., 1997. P. 779–790. (In Russian)

Титов 2016 — Titov O.A. Semantics of proper names in V.V.Nabokov’s story “Details of a sunset”. Vestnik KGU im. N.A.Nekrasova. 2016, (5): 204–208. (In Russian)

Федоров 1988 — Fedorov F.P. Romantic art world: space and time. Riga: Zinatne Publ., 1988. (In Russian)

Хасин 2001 — Khasin G. Theater of personal secrets. Russian novels by V.Nabokov. Мoscow; St Petersburg: Letnii sad Publ., 2001. (In Russian)

Шраер 2000 — Shrayer M.D. Nabokov: themes and variations. St Petersburg: Akademicheskii proekt Publ., 2000. (In Russian)

Ямпольский 1996 — Yampolsky M.B. The Demon and the Labyrinth (Diagrams, deformations, mimesis).Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 1996. (In Russian)

Ames 1987 — Ames C.R. Do I Wake or Sleep? Technique as Content in Ambrose Bierce’s Short Story “An Occurrence at Owl Creek Bridge”. American Literary Realism, 1870–1910. Spring, 1987, 19 (3): 52–53.

Brazil 1980 — Brazil J. Behind the Bitterness: Ambrose Bierce in Text and Context. American Literary Realism, 1870–1910. 1980, 13 (2): 225–237.

Cheatem 1985 — Cheatem G. Point of View in Bierce’s “Owl Creek Bridge”. American Literary Realism, 1870–1910. 1985, (18): 219–225.

Connoly 1992 — Connoly J.W. Nabokov’s Early Fiction. Patterns of Self and Other. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

Davidson 1974 — Davidson C.N.Literary Semantics and the Fiction of Ambrose Bierce. A Review of General Semantics. 1974, 31 (3): 263–261.

Linkin 1988 — Linkin H.K. Narrative Technique in “Occurrence at Owl Creek Bridge”. The Journal of Narrative Technique. 1988, 18 (2): 137–152.

Morrone 2013 — Morrone P.J. Disciplinary Conditioning and Self-Surveillance in Ambrose Bierce s War Fiction. The Midwest Quarterly. 2013, 54 (3): 310–325.

Rutledge 2011 — Rutledge D. S. Nabokov’s Permanent Mystery: the Expression of Metaphysics in His Work. North Carolina; London, 2011.

Wiggins 1971 — Wiggins R.A. Ambrose Bierce: A Romantic in an Age of Realism. American Literary Realism, 1870–1910. 1971, 4 (1): 1–10.

Загрузки

Опубликован

13.12.2023

Как цитировать

Аствацатуров, А. А. (2023). «Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса и «Катастрофа» Владимира Набокова: проблема влияния. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 20(3), 429–445. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.302

Выпуск

Раздел

Литературоведение