От поэта безвременья к буревестнику революции: метаморфозы рецепции Чехова

Авторы

  • Андрей Дмитриевич Степанов Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-0798-4914

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.403

Аннотация

В статье прослеживается динамика рецепции чеховского творчества и образа писателя в критике 1880–1900-х гг. и ее переработка в сталинские годы советскими литературоведами. Переходный от реализма к модернизму характер текстов заставлял критиков-публицистов сначала негативно оценивать «безыдейность» писателя и «случайность» его поэтики, а затем пытаться представить А.П.Чехова выразителем «тоски по общей идее» и «борцом с пошлостью». При этом тезисы о том, что Чехов устарел или, наоборот, становится актуален, строго коррелировали с периодами застоя/революционной активности. Сходные закономерности наблюдались в советское время. Если в 1920-е гг. достаточно сильны были характерные для авангардистов античеховские настроения, звучала резкая критика со стороны представителей вульгарно-социологического метода, то в послевоенный период возник социальный заказ на то, чтобы вписать творчество сложного писателя-«пессимиста» в догмы истории общественной мысли, сделать его полноправным предшественником советской литературы. Анализируя риторические стратегии В.В.Ермилова, автор показывает, что они структурировались оппозицией «интуитивное стремление к свободе vs подавляющая, исполненная насилия и препятствующая развитию социальная действительность», что логически вело к «чеховскому выводу» о необходимости коренного изменения действительности. С помощью таких приемов «скорбный певец безвременья» на глазах читателя превращался в «буревестника революции». Одновременно с этим решалась и задача
вписать Чехова в гуманистическую традицию русской литературы: ему приписывалось сочувствие к маленькому человеку и любовь к человеку труда. Все подобные подмены обычно осуществлялись путем отождествления оценочной позиции автора и героев. Многие черты облика «советского Чехова» восходят к прижизненной критике, и потому устаревшие труды советских ученых могут служить наглядной иллюстрацией процесса культурного ресайклинга, при котором заново перерабатываются казалось бы навсегда отброшенные старые идеи.

Ключевые слова:

А.П. Чехов, рецепция, история критики, В.В. Ермилов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бердников 1975 — Бердников Г. П. О поэтике Чехова и принципах ее исследования. В кн.: Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М.: Современник, 1975. С. 353–377.

Бердников 1984 — Бердников Г. П. А. П. Чехов: идейные и творческие искания. М.: Художественная литература, 1984. 511 c.

Бушканец 2012 — Бушканец Л. Е. «Он между нами жил…»: А. П. Чехов и русское общество конца XIX — начала XX века. Казань: Казанский университет, 2012. 755 с.

Бушканец 2013 — Бушканец Л. Е. А. П. Чехов и русское общество 1880–1917 гг. Формирование литературной репутации. Дисс. … д-ра филол. наук. М., 2013. 630 с.

Бялый 1946 — Бялый Г. А. К вопросу о русском реализме конца XIX века. В кн.: Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Серия филологических наук. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1946. С. 294–317.

Горький 2002 — Горький М. Литературные заметки. По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге». В кн: А. П. Чехов: pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX — нач. XX в.: Антология. СПб.: Издательство Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. С. 329–330.

Добренко, Тиханов 2011 — История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи. Добренко Е., Тиханов Г. (ред.). М.: Новое литературное обозрение, 2011. 791 с.

Дружинин 2012 — Дружинин П. А. Идеология и филология. В 2 т. Т. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 702 с.

Дурылин 1948 — Дурылин С. Н. Художественный театр и советская сцена. Театр. 1948, (10): 11–12.

Корниенко, Шубина 1994 — Андрей Платонов Воспоминания современников: Материалы к биографии. Корниенко Н. В., Шубина Е. Д. (сост.). М.: Современный писатель, 1994. 494 c.

Ошарова 1960 — Ошарова Т. В. Библиография литературы о А. П. Чехове. Вып. 1. 1960 юбилейный год. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. 261 с.

Полоцкая 1981 — Полоцкая Э. А. Чехов (личность, творчество). В кн.: Время и судьбы русских писателей. М.: Наука, 1981. С. 282–343.

Протопопов 1892 — Протопопов М. А. Жертва безвременья. Русская мысль. 1892, (6): 95–122.

Розанов 2002 — Розанов В. В. Наш «Антоша Чехонте». В кн.: А. П. Чехов: pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX — нач. XX в.: Антология. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. C. 866–871.

Семанова 1966 — Семанова М. Л. Чехов и советская литература (1917–1935). М.: Советский писатель; Л.: [б. и.], 1966. 309 с.

Семанова 1985 — Семанова М. Л. А. П. Чехов в отзывах советских писателей и в их жизни. Русская литература. 1985 (3): 85–103.

Скафтымов 1946 — Скафтымов А. П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» Чехова. В кн.: Ученые записки Саратовского педагогического института. 1946, (VIII): 3–38.

Сухих 2010 — Сухих И. Н. Сказавшие «О!» Потомки читают Чехова. В кн.: А. П. Чехов: pro et contra. Личность и творчество А. П. Чехова в русской мысли XX века (1914–1960). Антология. Т. 2. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. акад., 2010. С. 7–44.

Чудаков 1971 — Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291с.

Чудаков 1986 — Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.: Советский писатель, 1986. 379 с.

Dika 2003 — Dika V. Recycled Сulture in Сontemporary Art and Film: the uses of nostalgia. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 254 p.

Guffey 2006 — Guffey E. Retro. The Culture of Revival. London: Reaktion Books, 2006. 224 p.

Kalaga et al. 2008 — Repetition and Recycling in Literary and Cultural Dialogues. Kalaga W., Kubisz M., Mydlą Ja. (еds). Częstochowa: Wydawnictwo Wyższej Szkoły Lingwistycznej, 2008. 158p.

Marovitz 1991 — Marovitz Ch. Recycling Shakespeare. London: Macmillan, 1991. 192 p.

Neville, Villeneuve 2002 — Waste-Site stories : the Recycling of Memory. Neville B., Villeneuve J. (еds). New York: State University of New York Press, 2002. 259 p.

References

Бердников 1975 — Berdnikov G. P. On the poetics of Chekhov and the pronciples of its research. In: Berdnikov G. P. Nad stranitsami russkoi klassiki. Moscow: Sovremennik Publ., 1975. P. 353–377. (In Russian)

Бердников 1984 — Berdnikov G. P. A. P. Chekhov: the ideological and creative search. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1984. 511 p. (In Russian)

Бушканец 2012 — Bushkanets L. E. “He lived among us…”: A. P. Chekhov and Russian society of the late 19th — early 20th century. Kazan, Kazanskii universitet Publ., 2012. 755 p. (In Russian)

Бушканец 2013 — Bushkanets L. E. A. P. Chekhov and Russian society 1880–1917. Formation of a literary reputation. Thesis for D. Sc. in Philological Sciences. Moscow, 2013. 630 p. (In Russian)

Бялый 1946 — Byalyy G. A. On the question of Russian realism at the end of the 20th century. In: Trudy iubileynoi nauchnoi sessii LGU. Ser.: filologicheskikh nauk. Leningrad: Leningrad University Press, 1946. P. 294–317. (In Russian)

Горький 2002 — Gor’kiy M. Literary notes. Concerning the new story by A. P. Chekhov “In the ravine”. In: A. P. Chekhov: pro et contra. Tvorchestvo A. P. Chekhova v russkoy mysli kontsa XIX — nachala XX v.: Antologiia. St. Petersburg: Izdatel’stvo Russkogo Khristianskogo gumanitarnogo instituta Publ., 2002. P. 329–330. (In Russian)

Добренко, Тиханов 2011 — The history of Russian literary criticism: Soviet and Post-Soviet era. Dobrenko E., Tikhanov G. (eds). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2011. 791 p. (In Russian)

Дружинин 2012 — Druzhinin P. A. Ideology and philology. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2012. 702 p. (In Russian)

Дурылин 1948 — Durylin S. N. Theatre and Soviet stage. Teatr. 1948 (10): 11–12. (In Russian)

Корниенко, Шубина 1994 — Andrey Platonov. Memoirs of contemporaries. Materials for a biography. Korniyenko N. V., Shubina E. D. (eds). Moscow: Sovremennyi pisatel’ Publ., 1994. 494 p. (In Russian)

Ошарова 1960 — Osharova T. V. Bibliography of literature about A. P. Chekhov. 1960. Iss. 1. Anniversary year. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta Publ., 1979. 261 p. (In Russian)

Полоцкая 1981 — Polotskaya E. A. Chekhov (personality, creativity). In: Vremia i sud’by russkikh pisatelei. Moscow: Nauka Publ., 1981. P. 282–343. (In Russian)

Протопопов 1892 — Protopopov M. A. Victim of Timelessness. In: Russkaia mysl’. 1892 (6): 95–122.

Розанов 2002 — Rozanov V. V. Our “Antosha Chekhonte”. In: A. P. Chekhov: pro et contra. Tvorchestvo A. P.Chekhova v russkoi mysli kontsa 19 — nachala 20 vv.: antologiia. St. Petersburg: Izdatel’stvo Russkogo Khristianskogo gumanitarnogo instituta Publ., 2002. P. 866–871. (In Russian)

Семанова 1966 — Semanova M. L. Chekhov and Soviet literature (1917–1935). Moscow: Sovetskii pisatel’ Publ.; Leningrad: [No publisher], 1966. 309 p. (In Russian)

Семанова 1985 — Semanova M. L. A. P. Chekhov in the reviews of Soviet writers and in their lives. In: Russkaia literatura. 1985 (3): 85–103. (In Russian)

Скафтымов 1946 — Skaftymov A. P. On the unity of the form and content in Chekhov’s “The cherry Orchard”. In: Uchenye zapiski Saratovskogo pedagogicheskogo instituta. 1946 (VIII): 3–38. (In Russian)

Сухих 2010 — Sukhikh I. N. Those who said “Oh!”. Descendants read Chekhov. In: A. P. Chekhov: pro et contra. Lichnost’ i tvorchestvo A. P. Chekhova v russkoy mysli XX veka (1914–1960). Antologiia. T. 2. St. Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi Khristianskoi gumanitarnoi akademii Publ., 2010. P. 7–44. (In Russian)

Чудаков 1971 — Chudakov A. P. Poetics of Chekhov. Moscow: Nauka Publ., 1971. 291 p. (In Russian)

Чудаков 1986 — Chudakov A. P. The world of Chekhov: emergence and affirmation. Moscow: Sovetskii pisatel’ Publ., 1986. 379 p. (In Russian)

Dika 2003 — Dika V. Recycled Сulture in Сontemporary Аrt and Film: the uses of nostalgia. Cambridge: Cambridge UP, 2003. 254 p.

Guffey 2006 — Guffey E. Retro. The Culture of Revival. London: Reaktion Books, 2006. 224 p.

Kalaga et al. 2008 — Repetition and Recycling in Literary and Cultural Dialogues. Kalaga W., Kubisz M., Mydlą Ja. (eds). Częstochowa: Wydawnictwo Wyższej Szkoły Lingwistycznej, 2008. 158 p.

Marovitz 1991 — Marovitz Ch. Recycling Shakespeare. London: Macmillan, 1991. 192 p.

Neville, Villeneuve 2002 — Waste-Site stories: the Recycling of Memory. Neville B., Villeneuve J. (eds). New York: State University of New York Press, 2002. 259 p.

Загрузки

Опубликован

16.02.2022

Как цитировать

Степанов, А. Д. (2022). От поэта безвременья к буревестнику революции: метаморфозы рецепции Чехова. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 18(4), 680–696. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.403

Выпуск

Раздел

Литературоведение