Лексические характеристики научно-экспертной оценки в контексте общего оценочного фона рецензии: корпусное исследование

Авторы

  • Лариса Николаевна Беляева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
  • Ольга Николаевна Камшилова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.401

Аннотация

Статья посвящена исследованию лексических характеристик одного из жанров научно-экспертного дискурса — рецензии на научный текст, — который рассматривается как реализация нормоцентричной научно-дискурсивной практики, многоаспектные параметры которой влияют на экспликацию оценки на лексическом уровне. В центре внимания находятся два вопроса: определение спектра критериев оценки, предлагаемых редакцией журнала и регламентирующих деятельность одного из акторов научно-экспертной коммуникативной практики (рецензента); выявление связи между общей (положительной или отрицательной) оценкой рецензируемой статьи и выбором рецензентом лексических средств ее выражения. Анализ осуществлен на материале рецензий, поступивших на статьи, направленные в журнал «Известия РГПУ им. А. И. Герцена» в период с 2019 по 2023 г. Процедура анализа основана на корпусном исследовании двух сопоставимых по объему и количеству текстов корпусов и включает построение частотных и алфавитных списков словоформ и лемм, обеспечивающих доказательность количественного анализа; извлечение информации о контекстном окружении ключевых для анализа языковых единиц, а также изучение контекстов употребления языковых средств в аспекте научно-экспертной коммуникативной практики. Новизна проведенного анализа заключается в следующих результатах: впервые исследование варьирования способов эксплицитного выражения оценки научного труда рассматривается в фокусе общего оценочного фона; впервые представлен количественный анализ лексического состава текста рецензий: показано, что лексический состав текста рецензии определен актуальным для русскоязычного научного дискурса спектром универсальных критериев научности и институциональными правилами рецензирования, устанавливаемыми конкретным издательством или научным фондом; установлено, что нет прямой зависимости между общим оценочным фоном рецензии и распределением лексических средств; выявлены значимые тенденции в частоте использования лексических и грамматических словарных единиц, характеризующие их функционирование в текстах рецензий с разным общим оценочным фоном.

Ключевые слова:

экспертная оценка, научно-экспертная коммуникативная практика, рецензия, средства выражения оценки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Блеес, Заславский 2019 — Блеес Э. И., Заславский М. М. Критерии соответствия текста научному стилю. Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2019, 19 (2): 299–305.

Зинова 2011 — Зинова Е. А. Тенденции к модификации и существующие разновидности жанра рецензии на литературное произведение. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011, (9): 138–143.

Кашина 2020 — Кашина М. А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимализации. Высшее образование в России. 2020, 29 (8/9): 55–70.

Козловский 2023 — Козловский Д. В. Реализация категории эвиденциальность в дискурсивном пространстве массмедиа: лингвосинергетический аспект. Саратов: Амирит, 2023.

Маршакова-Шайкевич 2008 — Маршакова-Шайкевич И. В. Россия в мировой науке. Библиометрический анализ. М.: Ин-т философии РАН, 2008.

Нефёдов 2015а — Нефёдов С. Т. Императивы как инструмент диалогизации научного текста. Научное мнение. 2015, 9 (1): 9–18.

Нефёдов 2015б — Нефёдов С. Т. Функциональный потенциал вопросительных структур в научных лингвистических текстах. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015, 4 (28): 65–74.

Нефёдов 2021 — Нефёдов С. Т. Варьирование оценки в коммуникативных практиках научного дискурса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18 (4): 760–778.

Нефёдов 2022 — Нефёдов С. Т. Язык оценок: что говорят оценки об оценивающем субъекте. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022, 19 (4): 821–838.

Нефёдов, Чернявская 2020 — Нефёдов С. Т., Чернявская В. Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискурсивно-аналитическая перспектива. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020, (63): 83–97.

Правила — Правила направления, рецензирования и опубликования статей в журнале. Русский язык в военном вузе. 2022, 1 (5): 72–76.

Применение критериев доказательности — Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании. Методические рекомендации. Филиппов В. М. (науч. ред.). М.: Рос. акад. образования, 2023.

Скоробач 2020 — Скоробач Н. Ю. Категория эвиденциальности как средство формирования модальности сомнения в текстах публицистического дискурса. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020, 4 (147): 134–139.

Хазиева 2018 — Хазиева Р. Р. Использование ложной информации в дискурсивном лингвополитическом моделировании действительности. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2018.

Чанышева, Хазиева 2015 — Чанышева З. З., Хазиева Р. Р. Дискурсивные практики использования агрессивной лжи в конфликтогенном дискурсе. Вестник Башкирского университета. 2015, 20 (3): 974–980.

Чернявская 2017 — Чернявская В. Е. Операционализация контекста в дискурсивном анализе. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017, 9 (4): 83–93.

Чернявская 2020 — Чернявская В. Е. Метапрагматика коммуникации: когда автор приносит свое значение, а адресат свой контекст. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020, 17 (1): 135–147.

Bazerman 2010 — Bazerman Ch. The Informed Writer. Using Sources in the Disciplines. Fort Collins: The WAC Clearinghouse, 2010.

Chernyavskaya et al. 2018 — Chernyavskaya V., Beliaeva L., Nefedov S. Language Worker in the Framework of Information 4.0. Professional Culture of the Specialist of the Future: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 18th PCSF. 2018, (LI): 608–614.

Ericsson 1996 — Ericsson K. A. The Acquisition of Expert Performance: An Introduction to Some of the Issues. The Road to Excellence: The Acquisition of Expert Performance in the Art and Sciences, Sports and Games. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1996.

Krippendorff 2013 — Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to its Methodology. 3rd ed. Los Angeles; London: Sage, 2013.

Lacroix 2016 — Lacroix F. Writing for the 21st Century. Towards a European Competence Framework. Tecom-Jahrestagungund tcworld conference in Stuttgart. Zusammenfassungen der Referate. Stuttgart: tcworld GmbHVerantwortlich, 2016: 102–106.

Nefedov 2019 — Nefedov S. T. Towards evaluation in scientific reviews (based on German linguistics). Journal of Siberian Federal University — Humanities and Social Sciences. 2019, 12 (10): 1868–1886.

References

Блеес, Заславский 2019 — Blees E. I., Zaslavskii M. M. Criteria for text compliance with scientific style. Nauchno-tekhnicheskii vestnik informatsionnykh tekhnologii, mekhaniki i optiki. 2019, 19 (2): 299–305. (In Russian)

Зинова 2011 — Zinova E. A. Tendencies towards modification and existing varieties of the genre of review of a literary work. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2011, (9): 138–143. (In Russian)

Кашина 2020 — Kashina M. A. Negative consequences of reforming Russian postgraduate education: analysis and ways to minimize. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020, 29 (8/9): 55–70. (In Russian)

Козловский 2023 — Kozlovskii D. V. Implementation of the category of evidentiality in the discursive space of mass media: linguistic and synergetic aspect. Saratov: Amirit Publ., 2023. (In Russian)

Маршакова-Шайкевич 2008 — Marshakova-Shaikevich I. V. Russia in world science. Bibliometric analysis. Moscow: Institut filosofii RAN Publ., 2008. (In Russian)

Нефёдов 2015а — Nefedov S. T. Imperatives as a tool for dialogizing scientific texts. Nauchnoe mnenie. 2015, 9 (1): 9–18. (In Russian)

Нефёдов 2015б — Nefedov S. T. Functional potential of interrogative structures in scientific linguistic texts. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2: Iazykoznanie. 2015, 4 (28): 65–74. (In Russian)

Нефёдов 2021 — Nefedov S. T. The variety of evaluation in communicative practices of academic discourse. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iazyk i literatura. 2021, 18 (4): 760–778. (In Russian)

Нефёдов 2022 — Nefedov S. T. The language of evaluation: What the evaluation says about the evaluator. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature. 2022, 19 (4): 821–838. (In Russian)

Нефёдов, Чернявская 2020 — Nefedov S. T., Cherniavskaia V. E. Context in linguistics: Pragmatic and discourse analytical dimentions. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia. 2020, (63): 83–97. (In Russian)

Правила — Rules for submitting, reviewing and publishing articles in the journal. Russkii iazyk v voennom vuze. 2022, 1 (5): 72–76. (In Russian)

Применение критериев доказательности — Application of evidence criteria for dissertation research in the field of educational sciences. Filippov V. M. (sci. ed.). Moscow: Rossiiskaia akademiia obrazovaniiaPubl., 2023. (In Russian)

Скоробач 2020 — Skorobach N. Iu. The category of evidentiality as a means of forming the modality of doubt in the texts of journalistic discourse. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020, 4 (147): 134–139. (In Russian)

Хазиева 2018 — Khazieva R. R. The use of false information in discursive linguopolitical modeling of reality. Abstract of PhD Thesis in Philological Sciences. Ufa, 2018. (In Russian)

Чанышева, Хазиева 2015 — Chanysheva Z. Z., Khazieva R. R. Discursive practices of using aggressive lies in conflict-generating discourse. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2015, 20 (3): 974–980. (In Russian)

Чернявская 2017 — Cherniavskaia V. E. Operationalizing context in discourse analysis. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaia i zarubezhnaia filologiia. 2017, 9 (4): 83–93. (In Russian)

Чернявская 2020 — Cherniavskaia V. E. Metapragmatics: When the author brings meaning and the addressee context. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature. 2020, 17 (1): 135–147. (In Russian)

Bazerman 2010 — Bazerman Ch. The Informed Writer. Using Sources in the Disciplines. Fort Collins: The WAC Clearinghouse, 2010.

Chernyavskaya et al. 2018 — Chernyavskaya V., Beliaeva L., Nefedov S. Language Worker in the Framework of Information 4.0. Professional Culture of the Specialist of the Future: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 18th PCSF. 2018, (LI): 608–614.

Ericsson 1996 — Ericsson K. A. The Acquisition of Expert Performance: An Introduction to Some of the Issues. The Road to Excellence: The Acquisition of Expert Performance in the Art and Sciences, Sports and Games. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1996.

Krippendorff 2013 — Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to its Methodology. 3rd ed. Los Angeles; London: Sage, 2013.

Lacroix 2016 — Lacroix F. Writing for the 21st Century. Towards a European Competence Framework. Tecom-Jahrestagungund tcworld conference in Stuttgart. Zusammenfassungen der Referate. Stuttgart: tcworldGmbHVerantwortlich, 2016: 102–106.

Nefedov 2019 — Nefedov S. T. Towards evaluation in scientific reviews (based on German linguistics). Journal of Siberian Federal University — Humanities and Social Sciences. 2019, 12 (10): 1868–1886.

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Беляева, Л. Н., & Камшилова, О. Н. (2024). Лексические характеристики научно-экспертной оценки в контексте общего оценочного фона рецензии: корпусное исследование. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 21(4), 000–000. https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.401

Выпуск

Раздел

Языкознание