О проблеме социальной коммуникации на примере типичных ошибок использования государственного языка Российской Федерации в правовых документах
DOI:
https://doi.org/10.21638/10.21638/spbu09.2019.205Аннотация
В статье высказывается мысль, что государственные стандарты общего и профессионального образования должны предусматривать обязательное обучение навыкам коммуникации на русском языке в различных специальных областях. Однако сейчас из 600 действующих и утвержденных приказами Министерства образования и науки РФ федеральных государственных образовательных стандартов только в 11 говорится о необходимости владеть по итогам обучения государственным языком Российской Федерации. Развитие навыков владения русским языком как государственным языком Российской Федерации обеспечит также надежную социальную коммуникацию органов власти и граждан страны. В статье приводятся основные требования к русскому языку при использовании его в нормативных правовых актах: определенность, ясность, понятность максимально широкому кругу лиц. Описываются результаты проведенного в СПбГУ комплексного исследования правовых актов, изданных в 2014–2015 гг. в одиннадцати субъектах Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Требования юридической ясности, конкретности, точности и логичности формулировок нормативных актов преобразовывались в такие критерии оценки правильности языковой формы и смыслового содержания документов, которые позволяют анализировать и статистически обобщать их. В статье выделены типы речевых ошибок, обнаруженных в текстах этих нормативных актов путем компьютерной обработки юридических документов. Для этого предварительно был подготовлен список стилистических ошибок делового языка. Среди них: ошибки смыслового нарушения сочетаемости, неправильный выбор падежной формы, ошибки формального и смыслового согласования частей предложения, ошибка выбора предложного управления, ошибки словоупотребления, нарушение стилистического и жанрового единства текста. Дана оценка значимости тех или иных ошибок с точки зрения риска нарушения социальной коммуникации. Утверждается, что целью языковой политики в области образования должно стать такое повышение качества владения устной и письменной речью в различных сферах профессиональной деятельности, которое позволяло бы решать любые коммуникативные задачи при возрастающей актуальности мультикультурного контекста.
Ключевые слова:
коммуникативная компетенция, академическая грамотность, нормативные правовые акты, речевые ошибки, нормы государственного русского языка
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература:
Белов, Кропачев, Соловьев 2017 — Белов С. А., Кропачев Н. М., Соловьев А. А. Разработка концепции и нормативно-правовое обеспечение государственной языковой политики Российской Федерации. Вестник СПбГУ. Право. 2017, 8 (1): 42–61.
Государственный язык 2018 — Государственный язык России: нормы права и нормы языка. Белов С. А., Кропачев Н. М. (ред.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. 126 с.
Короткина 2009 — Короткина И. Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства. Образование и общество. 2009, 4 (57): 125–129.
Сиротинина 2009 — Сиротинина О. Б. Типы речевых культур в профессиональной деятельности человека. В кн: Чтобы Вас понимали: культура русской речи и речевая культура человека. Сиротинина О. Б. (ред.). М.: Либроком, 2009. С. 120–128.
Сиротинина 2013 — Сиротинина О. Б. Русский язык: система, узус и создаваемые ими риски. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 116 с.
Кузьмина, Соколов 2007 — Кузьмина Е. М., Соколов В. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007. 176 с.
Смирнова, Щемелева 2015 — Смирнова Н. В., Щемелева И. Ю. Роль письма в современном университете: анализ зарубежной практики обучения академическому письму. Вестник СПбГУ. Серия 9. 2015, 2: 185–197.
References
Белов, Кропачев, Соловьев 2017 — Belov S. A., Kropachev N. M., Solov'ev A. A. .[Development of concept of and regulatory support of the state language policy of the Russian Federation]. Vestnik SPbGU. Pravo. 2017, 8 (1): 42–61. (In Russian)
Государственный язык 2018 — Gosudarstvennyi iazyk Rossii: normy prava i normy iazyka. [The official language of Russia: legal norms and language norms]. Belov S. A., Kropachev N. M. (ed.). St. Petersbur.: St. Petersburg State University Press, 2018. 126 p. (In Russian)
Короткина 2009 — Korotkina I. B. [Literacy in the Age of Information Technology: Looking for conceptual unity]. Obrazovanie i obshchestvo. 2009, 4 (57): 125–129. (In Russian)
Сиротинина 2009 — Sirotinina O. B. Tipy rechevykh kul'tur v professional'noi deiatel'nosti cheloveka. [Types of speech cultures in human professional activity]. In: Chtoby Vas ponimali: kul'tura russkoi rechi i rechevaia kul'tura cheloveka. Sirotinina O. B. (ed.). Moscow: Librokom Publ., 2009. P. 120–128. (In Russian)
Сиротинина 2013 — Sirotinina O. B. Russkii iazyk: sistema, uzus i sozdavaemye imi riski. [Russian language: system, usage and the risks they create]. Saratov: Saratov State University Press, 2013. 116 p. (In Russian)
Кузьмина, Соколов 2007 — Kuz'mina E. M., Sokolov V. M. Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti studentov vuza. [Formation of communicative competence of university students]. Nizhnii Novgorod: Volga State Engineering and Pedagogical University Press, 2007. 176 p. (In Russian)
Смирнова, Щемелева 2015 — Smirnova N. V., Shchemeleva I. Iu. [The role of writing in a modern university: an analysis of foreign practice of teaching academic writing]. Vestnik SPbGU. Seriia 9. 2015, 2: 185–197. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.