Лексико-семантическое поле «Высшее образование» во французском и русском языках

Авторы

  • Мария Георгиевна Чепорухина Тюменский государственный университет, Россия, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6
  • Екатерина Павловна Иванова Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.209

Аннотация

Статья посвящена проблеме интерпретации лексем formation, étude и éducation, входящих в лексико-семантическое поле «Высшее образование». Актуальность темы связана с интенсификацией студенческих и преподавательских обменов, в рамках которых возникает потребность в переводах, и с частыми реформами в сфере образования, которые приводят к изменению терминологии. Рассмотрены теоретические основы изучения метода поля, который оказывается эффективным при сравнении лексического материала на разных языках. Приводится краткое описание этапов моделирования лексико-семантического поля «Высшее образование» во французском и русском языках с использованием компьютерной программы T-Lab для автоматической обработки текста и включенных в нее инструментов лингвистического и статистического анализа. Были проанализированы корпуса текстов, взятых с сайтов ведущих университетов Франции и России, объемом около 24 тыс. словоупотреблений каждый. Поле было структурировано на микрополя, объединенные по тематическому признаку. Были получены ассоциативные поля «проблемных» лексем (напр., formation) и извлечены минимальные контексты, иллюстрирующие их употребление. Подробно рассматривается проблема многозначности лексем formation, étude и éducation, которая обусловливает сложности при их интерпретации в соответствующих контекстах. Было проведено сравнение функционирования данных лексем внутри поля, выявлены особенности их значения. Приведены примеры использования лексем и словосочетаний с ними, предложен их перевод на русский язык и представлены параллели с русскими текстами похожей тематики. В частности, было установлено, что лексема formation является самой универсальной по значению: она имеет значения ‘образование, подготовка’ и ‘образовательная программа’; лексема éducation означает ‘воспитание, социализация, всестороннее образование’, а лексема étude — ‘процесс обучения’. Был сделан вывод, что именно высокая степень абстрактности заявленных лексем и отсутствие упорядоченности внутри терминосистем затрудняют понимание текстов образовательной тематики на французском языке, а также их перевод на русский язык.

Ключевые слова:

метод поля в лингвистике, лексико-семантическое поле, проблема интерпретации, лексика высшего образования, корпус текстов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Васильев 1971 — Васильев Л. М. Теория семантических полей. Вопросы языкознания. 1971, 5: 105–113.

Денисов 1993 — Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1993. 248 с.

Караулов 1976 — Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. 356 с.

Кобозева 2000 — Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.

Москович 1965 — Москович В. А. Семантическое поле цветообозначений: Опыт типологического исследования семантического поля. Автореферат дис. … канд. филол. наук. М.: Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, 1965. 18 с.

Сентенберг 1984 — Сентенберг И. В. Лексическая семантика английского глагола: Учебное пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1984. 96 с.

Сороколетов 1970 — Сороколетов Ф. П. История военной лексики в русском языке. Л.: Наука, 1970. 384 с.

Уфимцева 1962 — Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. М.: Изд-во АН ССС, 1962. 287 с.

Филин 1982 — Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов. В кн.: Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. С. 229–239.

Хашимов 2015 — Хашимов Р. И. Семантическое поле слов и его элементы. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015, 4 (46/2): 209–213.

Щур 1974 — Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. 255 с.

Coseriu 1966 — Coseriu E. Structure lexicale et enseignement du vocabulaire. In: Actes du premier Colloque international de linguistique appliquée. Organisé par la Faculté des lettres et des Sciences humaines de l'Université de Nancy, 26–31 octobre 1964. Nancy: Université de Nancy, 1966. P. 175–217.

Danvers 2003 — Danvers F. 500 mots-clefs pour l’éducation et la formation tout au long de la vie: 1700 ouvrages recensés. Villeneuve d'Ascq, France: Presses universitaires du septentrion, 2003. 697 p.

Guilbert 1975 — Guilbert L. La créativité lexicale. Paris: Larousse, 1975. 178 p.

Ipsen 1924 — Ipsen G. Der Alte Orient und die Indogermanen. In: Stand und Aufgaben Sprachwissenschaft. Festschrift fur Wilhelm Streitberg. Heidelberg: Carl Winter's Universitätsbuchhandlung, 1924. S. 200–237.

Le parcours LMD — Le parcours LMD (licence-master-doctorat). 8 septembre 2011/20 juillet 2015. In: Orientation Education: lycée, APB, études, alternance, métiers. [Электронный ресурс]. URL = https://www.orientation-education.com/article/lmd (Дата обращения: 10.03.2017)

LesSciencesdel'éducation — LesSciencesdel'éducation. [Электронный ресурс]. URL = https://www.univ-rennes2.fr/sciences-education/que-sont-sciences-education (Дата обращения: 01.04.2017).

Matore 1953 — Matore G. La methode en lexicologie. Paris: [S. n.], 1953. 126 p.

Meirieu 2011 — Meirieu Ph. Penser l’éducation et la formation. 2011. In: Site de Philippe Meirieu. Histoire et actualité de la pédagogie. [Электронный ресурс]. URL = https://www.meirieu.com/COURS/PENSEREDUCFOR.pdf (Дата обращения: 11.03.2017).

Mialaret 2005 — Mialaret G. Les sciences de l'éducation. 10e éd. mise à jour. Paris: Presses Universitaires de France, 2005. 128 p.

Porzig 1934 — Porzig W. Wesenhafte Bedeutungsbesichungen. Beitrage zur Geschichte der deutche Sprache und Literatur. 1934: 70–97.

References

Васильев 1971 — Vasil'ev L. M. [Theory of semantic fields]. Voprosy iazykoznaniia. 1971, 5: 105–113. (In Russian)

Денисов 1993 — Denisov P. N. Leksika russkogo iazyka i printsipy ee opisaniia. [Lexics of Russian language and principles of its description]. Moscow: Russkii iazyk Publ., 1993. 248 p. (In Russian)

Караулов 1976 — Karaulov Iu. N. Obshchaia i russkaia ideografiia. [General and Russian ideography]. Moscow: Nauka Publ., 1976. 356 p. (In Russian)

Кобозева 2000 — Kobozeva I. M. Lingvisticheskaia semantika. [Linguistical semantics]. Moscow: Editorial URSS Publ., 2000. 352 p. (In Russian)

Москович 1965 — Moskovich V. A. Semanticheskoe pole tsvetooboznachenii: Opyt tipologicheskogo issledovaniia semanticheskogo polia. [Semantic field of colours: experience of typological analysis of the semantic field]. Synopsis of the PhD thesis (Philology). Moscow State Pedagogical Institute of Foreign Languages. Moscow, 1965. 18 p. (In Russian)

Сентенберг 1984 — Sentenberg I. V. Leksicheskaia semantika angliiskogo glagola. [Lexical semantics of English verbs]. Moscow: Moscow State Pedagogical Institute Press, 1984. 96 p. (In Russian)

Сороколетов 1970 — Sorokoletov F. P. Istoriia voennoi leksiki v russkom iazyke. [History of military lexics in Russian]. Leningrad: Nauka Publ., 1970. 384 p. (In Russian)

Уфимцева 1962 — Ufimtseva A. A. Opyt izucheniia leksiki kak sistemy. [Experience of analyzing lexics as a system]. Moscow: USSR Academy of Sciences Publ., 1962. 287 p. (In Russian)

Филин 1982 — Filin F. P. O leksiko-semanticheskikh gruppakh slov [On lexico-semantical groups of words]. In.: Filin F. P. Ocherki po teorii iazykoznaniia. Moscow: Nauka Publ., 1982. P. 229–239. (In Russian)

Хашимов 2015 — Khashimov R. I. [Semantical field of words and its elements]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015, 4 (46/2): 209–213. (In Russian)

Щур 1974 — Shchur G. S. Teoriia polia v lingvistike. [Field theory in linguistics]. Moscow: Nauka Publ., 1974. 255 p. (In Russian)

Coseriu 1966 — Coseriu E. Structure lexicale et enseignement du vocabulaire. In: Actes du premier Colloque international de linguistique appliquée. Organisé par la Faculté des lettres et des Sciences humaines de l'Université de Nancy, 26–31 octobre 1964. Nancy: Université de Nancy, 1966. P. 175–217.

Danvers 2003 — Danvers F. 500 mots-clefs pour l’éducation et la formation tout au long de la vie: 1700 ouvrages recensés. Villeneuve d'Ascq, France: Presses universitaires du septentrion, 2003. 697 p.

Guilbert 1975 — Guilbert L. La créativité lexicale. Paris: Larousse, 1975. 178 p.

Ipsen 1924 — Ipsen G. Der Alte Orient und die Indogermanen. In: Stand und Aufgaben Sprachwissenschaft. Festschrift fur Wilhelm Streitberg. Heidelberg: Carl Winter's Universitätsbuchhandlung, 1924. S. 200–237.

Le parcours LMD — Le parcours LMD (licence-master-doctorat). 8 septembre 2011/20 juillet 2015. In: Orientation Education: lycée, APB, études, alternance, métiers. [Electronic resource]. URL = https://www.orientation-education.com/article/lmd (Access date: 10.03.2017)

LesSciencesdel'éducation — LesSciencesdel'éducation. [Electronic resource]. URL = https://www.univ-rennes2.fr/sciences-education/que-sont-sciences-education (Access date: 01.04.2017).

Matore 1953 — Matore G. La methode en lexicologie. Paris: [S. n.], 1953. 126 p.

Meirieu 2011 — Meirieu Ph. Penser l’éducation et la formation. 2011. In: Site de Philippe Meirieu. Histoire et actualité de la pédagogie. [Electronic resource]. URL = https://www.meirieu.com/COURS/PENSEREDUCFOR.pdf (Access date: 11.03.2017).

Mialaret 2005 — Mialaret G. Les sciences de l'éducation. 10e éd. mise à jour. Paris: Presses Universitaires de France, 2005. 128 p.

Porzig 1934 — Porzig W. Wesenhafte Bedeutungsbesichungen. Beitrage zur Geschichte der deutche Sprache und Literatur. 1934: 70–97.

Загрузки

Опубликован

20.06.2019

Как цитировать

Чепорухина, М. Г., & Иванова, Е. П. (2019). Лексико-семантическое поле «Высшее образование» во французском и русском языках. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 16(2), 291–303. https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.209

Выпуск

Раздел

Языкознание