Формат текста как инклюзивная практика современного социума

Авторы

  • Наталья Геннадьевна Бурмакина Сибирский федеральный университет, Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
  • Людмила Викторовна Куликова Сибирский федеральный университет, Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
  • Яна Викторовна Попова Сибирский федеральный университет, Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
  • Анастасия Ивановна Артемьева Сибирский федеральный университет, Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.313

Аннотация

В статье рассматривается вопрос дискурсивной обработки письменных текстов в контексте прагматики инклюзии современного социума. Ключевая проблема, решению которой посвящено исследование, заключается в необходимости выработки подходов к созданию письменных материалов, адресованных людям с когнитивными нарушениями. Цель статьи — обобщить данные клинической лингвистики, логопедии и неврологии по проблеме восприятия письменного текста пациентами с болезнью Альцгеймера (в первую очередь на стадии преддеменции и ранней стадии развития болезни) и протестировать, в какой степени тексты, создаваемые социальными учреждениями для широких групп населения, доступны для понимания людям с когнитивным угасанием. Материалом для исследования послужили информационные и предписывающие тексты, размещаемые на информационных стендах в  социальных учреждениях г. Красноярска в 2021 г. К лингвистическим характеристикам, осложняющим декодирование текстов, относятся, среди прочего, использование малочастотных номинаций, полисемов, неоднозначных высказываний, многочисленных обратимых конструкций, инверсий. Пациенты с болезнью Альцгеймера и другими ментальными особенностями при чтении испытывают затруднения, которые не учитываются при создании текстов, ориентированных на широкий круг адресатов. Неспособность в силу развития преддементных когнитивных нарушений воспринимать публикуемую текстовую информацию ведет к дискриминации человека в обществе уже на ранней стадии развития недуга. Перспективы обеспечения доступности лингвистической информации для данной категории людей лежат в дискурсивной технологии адаптирования текстов. Создание социальной практики использования простого ясного языка при формулировании текстовых материалов, ориентированных на широкого адресата, будет способствовать формированию инклюзивной среды для людей с ментальными особенностями.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Барденштейн и др. 2016 — Барденштейн Л.М., Щербакова И.В., Молодецких А.В. Деменции альцгеймеровского типа. М.: Редакц.-издат. отд. Моск. гос. мед.-стомат. ун-та, 2016.

Белопольский, Каптелинин 1988 — Белопольский В.И., Каптелинин В.Н. Зрительное опознание слов: роль частотности и грамматической преднастройки. Психологический журнал. 1988, 9 (5): 35–44.

Васенина 2020 — Васенина Е.Е. Нарушение речи у пациентов с нейродегенеративными заболеваниями: методология выявления, синдромальная структура и прогностическая значимость: дис. … д-ра. мед. наук. М., 2020.

Гаврилова 2002 — Гаврилова С.И. Болезнь Альцгеймера: современные подходы к диагностике и лечению. Клиническая фармакология и терапия. 2002, (11): 1–8.

Дейк, Кинч 1988 — Дейк ван Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988.

Коберская, Ковальчук 2019 — Коберская Н.Н., Ковальчук Н.А. Болезнь Альцгеймера с ранним дебютом. Медицинский совет. 2019, (1): 10–16. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2019-1-10-16

Ковынева 2017 — Ковынева И.А. Голофразис как способ экономии языковых усилий. Балтийский гуманитарный журнал. 2017, 6 (4): 110–112.

Колыхалов 2012 — Колыхалов И.В. Современные подходы к патогенетической терапии болезни Альцгеймера. Актуальные обзоры. Фарматека. 2012, (S3-12): 16–22. https://pharmateca.ru/ru/archive/article/8667? (дата обращения: 10.01.2022)

Котов и др. 2005 — Котов А.С., Елисеев Ю.В., Семенова Е.И. Болезнь Альцгеймера: от теории к практике. Медицинский совет. 2005, (18): 41–44.

Левашов 2018 — Левашов О.В. Зрительные нарушения при чтении и теории дислексии. Нарушение письма и чтения у детей в междисциплинарном исследовательском поле. В сб.: Чтение в цифровую эпоху: сб. м-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Рос. ассоц. дислексии. М., 2018. С. 34–38.

Лурия 1979 — Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1979.

Меркулова 2014 — Меркулова И.А. Квантитативные характеристики русской лексики на общеславянском фоне. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014, (3): 100–107.

Нечаева и др. 2021 — Нечаева Н.В., Хельме К.С., Каирова Э.М. Перевод на ясный и/ или простой языки как интралингвальный вид перевода и подготовка переводчиков. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2021, 20 (3): 99–108.

Парфенов 2011 — Парфенов В.А. Профилактика болезни Альцгеймера. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2011, 3 (3): 8–13. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2011-159

Первухина 2014 — Первухина С.В. Структурно-семантические и дискурсивно-прагматические характеристики адаптированного текста. Ростов-н/Д: Ростов. гос. ун-т, 2014.

Первухина 2015 — Первухина С.В. Характеристики адаптированного юридического текста. Язык и культура. 2015, 1 (29): 31–37.

Русецкая 2009 — Русецкая М.Н. Изучение дислексии: от клинической парадигмы к социокультурной. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и пси-хология. 2009, (1): 104–112.

Сиденкова 2012 — Сиденкова А.П. Болезнь Альцгеймера. Клинические типы. Стадии деменции. Структура синдрома. Екатеринбург: Урал. гос. мед. ун-т, 2012.

Титова 2018 — Ясный язык: как сделать информацию доступной для чтения и понимания: метод. Рекомендации. Титова Е.Г. (ред.). Минск: Белорус. ассоц. помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, 2018.

Цветкова 1988 — Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988.

Чернявская 2020 — Чернявская В.Е. Метапрагматика коммуникации: когда автор приносит свое значение, а адресат свой контекст. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020, 17 (1): 135–147. https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.109

Шелестюк 2010 — Шелестюк Е.В. Этапы и закономерности смыслового восприятия текста. Вопросы когнитивной лингвистики. 2010, 2 (23): 85–90.

Шкильнюк и др. 2012 — Шкильнюк Г.Г., Ильвес А.Г., Петров А.М., Прахова Л.Н., Катаева Г.В., Резникова Г.Н., Столяров И.Д. Взаимосвязь когнитивных нарушений и изменений метаболизма глюкозы в головном мозге у больных рассеянным склерозом. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2012, 1 (37): 121–125.

Alonso-Hernández et al. 2021 — Alonso-Hernández J.B., Barragán-Pulido M.L., Gil-Bordón J.M., FerrerBallester M.A. Using a Human Interviewer or an Automatic Interviewer in the Evaluation of Patients with AD from Speech. In: Applied Sciences. 2021, (11): 1–18. (На исп. яз.)

Bredel, Maaß 2016 — Bredel U., Maaß C. Duden. Leichte Sprache: Theoretische Grundlagen. Orientierung für die Praxis. Berlin: Dudenverlag , 2016. S. 3–25.

Canay 2019 — Canay D.E. Leicht, leichter, Leichte Sprache — Eine Untersuchung zu sprachlichen Kodierungen und mentalen Modellen. Kiel: Christian-Albrechts-Universität zu Kiel., 2019.

Cuentos Vega 2003 — Cuentos Vega F. Anomia: la dificultad para recordar las palabras. Madrid: TEA Ediciones, S.A.U., 2003. (На исп. яз.)

Jekat et al. 2018 — Jekat S., Kappus M., Schubert K. Barrieren abbauen, Sprache gestalten. Winterthur: ZHAW Zürcher Hochschule für Angewandte Wissenschaften, 2018.

Knels 2020 — Knels C. Kommunikativ-pragmatische Störungen bei Alzheimer-Demenz. In: Sprache. Stimme. Gehör. 2020, (44): 90–94.

Kulikova 2012 — Kulikova L.V. Technologisation of Discourse Practices: Globality Versus Cultural Specificity. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2012, (12): 1753–1761.

Leichte Sprache 2014 — Leichte Sprache. Netzwerk Leichte Sprache: Ratgeber. Berlin: Bundesministerium für Arbeit und Soziales, 2014.

Maaß 2015 — Maaß C. Leichte Sprache. Barrierefreie Kommunikation: Das Regelbuch. Berlin: Universität Hildesheim; LIT Verlag, 2015.

Maaβ, Rink 2017 — Maaβ Ch., Rink I. Leichte Sprache: Verständlichkeit ermöglicht Gesundheitskompetenz. Public Health Forum. 2017, 25 (1): P. 50–53.

Ovchinnikova, Pavlova 2017 — Ovchinnikova I., Pavlova A. Lexical substitution and paraphasia in advanced dementia of the Alzheimer type. In: Psychology of Language and Communication. 2017, 21 (1): 306–324. https://doi.org/10.1515/plc-2017-0015

Schecker 2003 — Schecker M. Sprache und Demenz. In: Sprache und Kommunikation im Alter. Radolfzell: Verlag für Gesprächsforschung, 2003. S. 278–292.

Загрузки

Опубликован

15.10.2022

Как цитировать

Бурмакина, Н. Г., Куликова, Л. В., Попова, Я. В., & Артемьева, А. И. (2022). Формат текста как инклюзивная практика современного социума. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(3), 607–626. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.313

Выпуск

Раздел

Языкознание