Варьирование оценки в коммуникативных практиках научного дискурса
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.408Аннотация
Статья представляет комплексный анализ языка оценок как прагматического инструмента в структуре профессиональной научной деятельности лингвистов. Актуальность работы заключается в ее включенности в современные междисциплинарные
исследования языковых ресурсов с позиций лингвистической прагматики, интеракциональной социолингвистики и лингвистики дискурса, ориентированных в целом на изучение языка и интерпретацию значений языковых единиц в реальных социальных контекстах при учете широкого спектра экстралингвистических факторов. Актуальной с позиций современной лингвистики является и лингводискурсивная составляющая данного исследования, которая дает возможность рассматривать оценочно-квалифицирующую, институционально обусловленную деятельность субъектов научного дискурса на транстекстовом уровне в непосредственной погруженности в практику использования языка оценок. Научная новизна проведенного анализа заключается в следующих результатах: установлено функционально-коммуникативное варьирование языка оценок в зависимости от центральной задачи научно-исследовательской, научно-экспертной и научно-обучающей коммуникативных практик, направленных соответственно на представление и обоснование нового научного результата, его
профессиональную экспертизу и трансфер наличного знания при обучении основам теоретических дисциплин; предложена дисциплинарно соотнесенная классификация оценок с выделением познавательных эпистемических, экспертных и персуазивных оценок; обоснованы сущностные отличия выделенных типов оценок в прагматических категориях автороцентричности, нормоцентричности и адресатоцентричности; показана тексто- и дискурсообразующая роль персуазивных оценок важности/релевантности в профилировании и выдвижении в фокус внимания устоявшегося знания и в структурировании научно-учебного текста. Материалом исследования послужили немецкоязычные корпусы журнальных статей, научных рецензий и вузовских учебников по лингвистике. Процедура анализа включает структурную сегментацию текстов на предикации, выделение оценочно заряженных предикаций и рассмотрение употребленных в них оценочных средств на основе прагма-семантических методов, среди которых центральную роль в интерпретации функционального потенциала оценок сыграли контекстуальные методы и корпусные статистические подсчеты.
Ключевые слова:
оценка, научный дискурс, эпистемическая познавательная оценка, экспертная оценка, персуазивная оценка
Скачивания
Библиографические ссылки
Арутюнова 1988 — Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.
Арутюнова 1999 — Арутюнова Н. Д. Оценка в механизмах жизни и языка. В кн.: Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 130–274.
Баженова 2001 — Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2001. 269 c.
Данилевская 2013 — Данилевская Н. В. Об особом статусе оценки в научном тексте. Вестник Пермского государственного университета. 2013, 2 (22): 37–43.
Ильин 1989 — Ильин В. В. Критерии научности знания. М.: Высшая школа, 1989. 127 c.
Котюрова 1988 — Котюрова М. П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. 171 c.
Нефедов 2007 — Нефедов С. Т. Коммуникативная модальность и эпистемические модальные компоненты в немецком языке (синхрония и диахрония). Филиппов К. А. (ред.). СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2007. 199 c.
Нефедов 2017 — Нефедов С. Т. Рестриктивная аргументация: модальные слова сомнения и общезначимости (на материале немецкоязычных лингвистических статей). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2017, 14 (4): 599–610.
Нефедов 2020 — Нефедов С. Т. Социокоммуникативное измерение оценки. Германистика в современном научном пространстве. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020. С. 122–128.
Нефедов, Чернявская 2020 — Нефедов С. Т., Чернявская В. Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискурсивно-аналитическая перспектива. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020, (63): 83–97.
Чернявская 2019 — Чернявская В. Е. Корпусно-ориентированный дискурсивный анализ идентичности российского университета 3,0. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019, (58): 97–114.
Чернявская 2020 — Чернявская В. Е. Метапрагматика коммуникации: когда автор приносит свое значение, а адресат свой контекст. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020, 17 (1): 135–147.
Чернявская 2021 — Чернявская В. Е. Текст и социальный контекст: Социолингвистический и дис- курсивный анализ смыслопорождения. М.: Ленанд, 2021. 208 c.
Gansel et al. 2019 — Gansel Ch., Nefedov S., Jesan I. Zu Aspekten der Darstellung kommunikativer und sprachlicher Praktiken. In: Kommunikative Praktiken in sozialen Kontexten: Sprachliche Mittel im Einsatz. Gansel Ch., Nefedov S., Jesan I. (Hrsg.). (Reihe: Projekt Angewandte Linguistik. Bd. 3). Münster; Berlin; London: LIT-Verlag. 2019. S. 1–9.
Hood 2010 — Hood S. Appraising Research: Evaluation in Academic Writing. New York: Palgrave Macmillan, 2010. XI + 227 p.
Hunston, Thompson 2003 — Hunston S., Thompson G. Evaluation in Text. Authorial Stance and the Construction of Discourse. Oxford: Oxford University Press, 2003. 225 p.
Hyland 2005 — Hyland K. Stance and engagement: a model of interaction in academic discourse. Discourse Studies. 2005, 7 (2): 173–192.
Martin, White 2005 — Martin J. R., White P. R. R. The Language of evaluation. New York: Palgrave Macmillan, 2005. XII + 278 p.
Nefedov 2019 — Nefedov S. T. Towards evaluation in scientific reviews (based on German linguistics). Journal of Siberian Federal University — Humanities and Social Sciences. 2019, 12 (10): 1868–1886.
Nefedov 2020 — Nefedov S. T. Wort-, Textsatz- und Diskurssemantik des Lexems Kontext. Sprache & Sprachen. Sonderheft: Deutsch-russische diskursive Zusammenhänge. 2020, (51): 29–42.
Reinhart 2010 — Reinhart M. Peer Review Practices: Epistemic and Social Aspects in the Assessment of Scientific Work. Research Evaluation. 2010, 19 (5): 317–331.
Shaw 2004 — Shaw P. How do we recognize implicit evaluation in academic book reviews? In: Academic Discourse: New Insights into Evaluation. Del Lungo Camiciotti G., Tognini Bonelli E. (eds). Amsterdam: Peter Lang. 2004. P. 121–140.
Арутюнова 1988 — Arutiunova N. D. Types of linguistic meaning: Evaluation. Event. Fact. Moscow: Nauka Publ., 1988. 341 p. (In Russian)
Арутюнова 1999 — Arutiunova N. D. Evaluation into the mechanisms of life and language. In: Arutiunova N. D. Iazik i mir cheloveka. Moscow: Iazyki russkoi kultury Publ., 1999. P. 130–274. (In Russian)
Баженова 2001 — Bazhenova E. A. Scientific text in the aspect of polytextuality. Perm: Izdatel’stvo Permskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2001. 269 p. (In Russian)
Данилевская 2013 — Danilevskaia N. V. On the special status of evaluation in a scientific text. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013, 2 (22): 37–43. (In Russian)
Ильин 1989 — Iliin V. V. Criteria for the scientific knowledge: Monograph. Moscow: Vysshaia shkola Publ., 1989. 127 p. (In Russian)
Котюрова 1988 — Kotiurova M. P. Towards extralinguistic foundations of the meaning structure of a scientific text. Krasnoiarsk: Izdatel’stvo Krasnoiarskogo Universiteta Publ., 1988. 171 p. (In Russian)
Нефедов 2007 — Nefedov S. T. Communicative modality and epistemic modal components in German (synchrony and diachrony). Filippov K. A. (ed.). St. Petersburg.: St. Petersburg University Press, 2007. 199 p. (In Russian)
Нефедов 2017 — Nefedov S. T. Restrictive argumentation: modal words of doubt and shared knowledge in academic linguistic writings. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and literature. 2017, 14 (4): 599–610. (In Russian)
Нефедов 2020 — Nefedov S. T. Socio-communicative dimension of evaluation. In: Germanistika v sovremennom nauchnom prostranstve. Materialy VI Meshdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Krasnodar, 2020. P. 122–128. (In Russian)
Нефедов, Чернявская 2020 — Nefedov S. T., Chernyavskaya V. E. Context in linguistics: Pragmatic and Discourse Analytical Dimensions. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Filologiia. 2020, (63): 83–97. (In Russian)
Чернявская 2019 — Chernyavskaya V. E. Corpus-Assisted Discourse Analysis of Russian University 3,0 Identity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia. 2019, (58): 97–114. (In Russian)
Чернявская 2020 — Сhernyavskaya V. E. Metapragmatics: When the author brings meaning and the addressee context. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and literature. 2020, (1) (17): 135–147. (In Russian)
Чернявская 2021 — Chernyavskaya V. E. Text and social context: Sociolinguistic and discourse analysis of meaning generation. Moscow: Lenand Publ., 2021. 208 p. (In Russian)
Gansel et al. 2019 — Gansel Ch., Nefedov S., Jesan I. Zu Aspekten der Darstellung kommunikativer und sprachlicher Praktiken. In: Kommunikative Praktiken in sozialen Kontexten: Sprachliche Mittel im Einsatz. Gansel Ch., Nefedov S., Jesan I. (Hrsg.). (Reihe: Projekt Angewandte Linguistik. Bd. 3). Münster; Berlin; London: LIT-Verlag. 2019. P. 1–9.
Hood 2010 — Hood S. Appraising Research: Evaluation in Academic Writing. New York: Palgrave Macmillan, 2010. XI + 227 p.
Hunston, Thompson 2003 — Hunston S., Thompson G. Evaluation in Text. Authorial Stance and the Construction of Discourse. Oxford: Oxford University Press, 2003. 225 p.
Hyland 2005 — Hyland K. Stance and engagement: a model of interaction in academic discourse. Discourse Studies. 2005, 7 (2): 173–192.
Martin, White 2005 — Martin J. R., White P. R. R. The Language of evaluation. New York: Palgrave Macmillan, 2005. XII + 278 p.
Nefedov 2019 — Nefedov S. T. Towards evaluation in scientific reviews (based on German linguistics). Journal of Siberian Federal University — Humanities and Social Sciences. 2019, 12 (10): 1868–1886.
Nefedov 2020 — Nefedov S. T. The word, sentence, text and discourse semantics of the lexeme Kontext ‘context’. Sprache & Sprachen. Sonderheft: Deutsch-russische diskursive Zusammenhänge. 2020, (51): 29–42.
Reinhart 2010 — Reinhart M. Peer Review Practices: Epistemic and Social Aspects in the Assessment of Scientific Work. Research Evaluation. 2010, 19 (5): 317–331.
Shaw 2004 — Shaw P. How do we recognize implicit evaluation in academic book reviews? In: Academic Discourse: New Insights into Evaluation. Del Lungo Camiciotti G., Tognini Bonelli E. (eds). Amsterdam: Peter Lang. 2004. P. 121–140.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.