Язык оценок: что говорят оценки об оценивающем субъекте
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.410Аннотация
Язык оценок как функциональная подсистема лингвистических средств с особой прагматикой рассмотрен в структуре научной коммуникации на межличностном и индивидуально-личностном уровнях. Акцентируется роль языка оценки в отражении социальных отношений в сфере науки, с одной стороны, и индивидуальных особенностей конкретных исследователей в выстраивании профессиональных отношений со своими коллегами — с другой. Показано, как участники научного дискурса конструируют свою профессиональную идентичность через выбор определенных типов оценочных средств. При этом в фокусе рассмотрения находятся четыре типа языковых средств, центральных для оценочной квалификации и маркирования оценочной позиции в научном дискурсе: оценочно-квалификативные лексемы, модально-эпистемические слова, средства авторизации и выделительные метатекстовые структуры с предикатами ментальной обработки информации. Установлено, что разные исследователи по-разному используют одни и те же средства оценки. Разница в применении оценочных средств объясняется как результат индивидуальных предпочтений в выборе отдельными исследователями прагмариторических стратегий ведения научной дискуссии. Соответственно доминирующим стратегиям выделяются общие профессиональные профили ученых-авторов проанализированных статей, отражающие типичные для них речеповеденческие модели взаимодействия с потенциальными адресатами. Описание профилей операционализируется через условные метафорические понятия «ученый-спорщик», «ученый-дипломат», «ученый-дидактик». Анализ выполнен на материале теоретических статей трех немецких лингвистов — широко известных и авторитетных специалистов в своих областях. Методология анализа базируется на теоретических установках лингвистической прагматики, интеракционально ориентированной социолингвистики и дискурсивно-аналитическом подходе, не оперирующих на уровне речевой структуры отдельных текстов, а обращающихся к уровню коммуникативных практик, типизирующих метапрагматических функций и употреблению оценок в транстекстовых структурах.
Ключевые слова:
язык оценок, лингвистический дискурс, исследовательская статья, персонифицированность оценки, категоричность научного формулирования
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.