Язык оценок: что говорят оценки об оценивающем субъекте

Авторы

  • Сергей Трофимович Нефедов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.410

Аннотация

Язык оценок как функциональная подсистема лингвистических средств с особой прагматикой рассмотрен в структуре научной коммуникации на межличностном и индивидуально-личностном уровнях. Акцентируется роль языка оценки в отражении социальных отношений в сфере науки, с одной стороны, и индивидуальных особенностей конкретных исследователей в выстраивании профессиональных отношений со своими коллегами — с другой. Показано, как участники научного дискурса конструируют свою профессиональную идентичность через выбор определенных типов оценочных средств. При этом в фокусе рассмотрения находятся четыре типа языковых средств, центральных для оценочной квалификации и маркирования оценочной позиции в научном дискурсе: оценочно-квалификативные лексемы, модально-эпистемические слова, средства авторизации и выделительные метатекстовые структуры с предикатами ментальной обработки информации. Установлено, что разные исследователи по-разному используют одни и те же средства оценки. Разница в применении оценочных средств объясняется как результат индивидуальных предпочтений в выборе отдельными исследователями прагмариторических стратегий ведения научной дискуссии. Соответственно доминирующим стратегиям выделяются общие профессиональные профили ученых-авторов проанализированных статей, отражающие типичные для них речеповеденческие модели взаимодействия с потенциальными адресатами. Описание профилей операционализируется через условные метафорические понятия «ученый-спорщик», «ученый-дипломат», «ученый-дидактик». Анализ выполнен на материале теоретических статей трех немецких лингвистов — широко известных и авторитетных специалистов в своих областях. Методология анализа базируется на теоретических установках лингвистической прагматики, интеракционально ориентированной социолингвистики и дискурсивно-аналитическом подходе, не оперирующих на уровне речевой структуры отдельных текстов, а обращающихся к уровню коммуникативных практик, типизирующих метапрагматических функций и употреблению оценок в транстекстовых структурах.

Ключевые слова:

язык оценок, лингвистический дискурс, исследовательская статья, персонифицированность оценки, категоричность научного формулирования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

30.01.2023

Как цитировать

Нефедов, С. Т. (2023). Язык оценок: что говорят оценки об оценивающем субъекте. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(4), 821–838. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.410

Выпуск

Раздел

Языкознание

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)