Синестетические метафоры в описании свойств ароматов духов в парфюмерном дискурсе (на материале современного испанского языка)

Авторы

  • Ольга Викторовна Мерзликина Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Россия, 115054, Москва, Стремянный пер., 36

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.111

Аннотация

Статья посвящена анализу синестетических метафор с обонятельным компонентом значения в парфюмерном дискурсе испанского языка. Целью исследования являются выявление и анализ использования различных типов синестетической метафоры с обонятельным компонентом значения, передающих свойства аромата в описании духов в парфюмерном дискурсе, и определение закономерностей такого переноса. Синестетические метафоры рассматриваются как эмоционально-оценочные единицы языкового кодирования взаимосвязей полисенсорного восприятия запахов, звуков, цветов, вкусов, температуры различными органами человеческой перцепции и являются результатом когнитивно-символической интеграции чувственного опыта человека. Являясь результатом синестезии, синестетическая метафора на перцептивном уровне влияет на инвентарь привлекаемых говорящими языковых средств. Источником послужили презентации ароматов, представленные на сайте интернет-магазина El Corte Inglés. Изученные метафоры классифицируются на основе установления синестетического взаимодействия перцептивных образов с учетом их общих и частных характеристик, которые анализируются на основе когнитивных механизмов, лежащих в их основе, а также с позиций их прагматического потенциала. Путем применения метода сплошной выборки, компонентного анализа, описательного и количественного методов исследования выделены синестетические метафоры, выявлены модели синестетических переносов и установлена их продуктивность. Наиболее продуктивными моделями синестетических переносов, которые используются в описаниях ароматов в парфюмерном дискурсе, являются модели переноса с осязательной модальности на обонятельную и со зрительной на обонятельную, менее представлены переносы со вкусовых и слуховых модальностей. Также достаточно частотными являются модели переноса двух и более соощущений на обонятельную модальность. Активное использование синестетических метафор в парфюмерном дискурсе можно объяснить отсутствием достаточно широкого лексического аппарата для обозначения запахов.

Ключевые слова:

синестетическая метафора, синестезия, парфюмерный дискурс, модус перцепции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Арутюнова 1990 — Арутюнова Н. Д. Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.

Бардовская 2005 — Бардовская А. И. Средства номинации синестетических ощущений (на материале русских и английских художественных текстов). Дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2005.

Басалаева 2013 — Басалаева Е. Г. Языковая репрезентация запаха в парфюмерном интернет-дискурсе. Вестник Томского государственного университета. 2013, (375): 16–20.

Бельская 2010 — Бельская Т. И. Средства актуализации опорных концептов парфюмерного дискурса современного французского языка. Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2010.

Газарова 2002 — Газарова Е. Э. Психология телесности. М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2002.

Гейко 2014 — Гейко Е. В. Метафорический потенциал пропозиции обонятельного восприятия. Уральский филологический вестник. Сер.: Психолингвистика в образовании. 2014, (2): 144–150.

Горелик 2014 — Горелик П. Л. Визуальные тропы сенсорного восприятия запаха в рекламе духов.

Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014, (2): 364–369.

Жантурина 2009 — Жантурина Б. Н. Телесно-перцептивные признаки и метафора. Вестник Воронежского государственного университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009, (2): 55–58.

Ивакина 2001 — Ивакина Е. В. Проявление языковой синестезии в процессе наименования акустических явлений. Филологические этюды. 2001, (4): 170–173.

Классен и др. 2003 — Классен К., Ховуз Д., Синотт Э. Значение и власть запаха. В кн.: Ароматы и запахи в культуре. Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 43–52.

Колупаева 2008 — Колупаева А. А. Национальные особенности концепта запах в русском языке. Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008, 7 (63): 86–88.

Лаенко 2006 — Лаенко Л. В. Восприятие — сознание — язык: проблема взаимосвязи. Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006, (1): 5–15.

Лакофф, Джонсон 2004 — Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Теория метафоры. М.: URSS, 2004.

Лурия 1975 — Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. М.: Изд-во Мос. гос. ун-та, 1975.

Ляховецкая, Казарян 2021 — Ляховецкая Е. И., Казарян Ш. Е. Метафорическое моделирование ситуации локдауна в русско- и англоязычных СМИ. В сб.: Влияние новейших технологий, СМИ и интернета на образование, язык и культуру: м-лы II Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. М., 2021. С. 310–314.

Мамцева 2015 — Мамцева В. В. К вопросу о вербализации концепта «ЗАПАХ» в художественной литературе. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Филологические науки. 2015, 2 (86): 101–106.

Мерзлякова 2003 — Мерзлякова А. Х. Семантическое варьирование прилагательных в поле «Восприятие». Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. 2003, (4): 65–71.

Риндисбахер 2010 — Риндисбахер Х. Д. От запаха к слову: моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». В кн.: Ароматы и запахи в культуре. В 2 кн. Кн. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 579–607.

Солсо 2002 — Солсо P. Л. Когнитивная психология. М.: Либерея, 2002.

Трипольская 2013 — Трипольская Т. А. Моделирование ментальной структуры «Восприятие запаха» в русской языковой картине мира. Проблемы интерпретационной лингвистики и их языковое воплощение. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2013. С. 50–61.

Шиляев, Шлотгауэр 2019 — Шиляев К. С., Шлотгауэр Е. А. Концептуальная метафора и метонимия в русскоязычных обзорах вин и коньяков. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019, (6): 113–134.

Caballero, Paradis 2015 — Caballero R., Paradis C. Making Sense of Sensory Perceptions Across Language and Cultures. In: Functions of Language. 2015, 22 (1): 1–19.

Diaconu 2005 — Diaconu M. Tasten-Riechen-Schmecken. Eine Ästhetik der anästhesierten Sinne. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005.

Forceville 2009 — Forceville Ch. Non-Verbal and Multimodal Metaphor in a Cognitivists Framework: Agendas for Research. Multimodal Metaphor. Applications of Cognitive Linguistics. 2009, (11): 19–42.

Grossenbacher 2001 — Grossenbacher P. G. Mechanisms of Synaesthesia: Cognitive and Physiological Contains. Trends in Cognitive Sciences. 2001, 5 (1): 36–41.

Ullmann 1957 — Ullmann S. Principles of Semantics. Glasgow: Blackwell, Jackson, 1957.

References

Арутюнова 1990 — Arutiunova N. D. Theory of metaphor. Moscow: Progress Publ., 1990. (In Russian)

Бардовская 2005 — Bardovskaia A. I. Means of Nomination of Synesthetic Sensations (based on Russian and English Literary Texts). Thesis for PhD in Philological Sciences. Tver, 2005. (In Russian)

Басалаева 2013 — Basalaeva E. G. Language Representation of Odour in the Internet Perfume Discourse. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013, (375): 16–20. (In Russian)

Бельская 2010 — Bel’skaia T. I. Means of Actualization of the Basic Concepts of the Perfumery Discourse of the Modern French Language. Abstract of the Thesis for Dr. Sci. in Philological Sciences. Moscow, 2010. (In Russian)

Газарова 2002 — Gazarova E. E. Physical Psychology. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovanii Publ., 2002. (In Russian)

Гейко 2014 — Geiko E. V. Metaphorical Potential Pro-Position Components Olfactory Perception. Ural’skii filologicheskii vestnik. Ser.: Psikholingvistika v obrazovanii. 2014, (2): 144–150. (In Russian)

Горелик 2014 — Gorelik P. L. Visual Trope of Sensory Perception of Smell in Perfume Advertising. Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2014, (2): 364–369. (In Russian)

Жантурина 2009 — Zhanturina B. N. Physical-Perceptual Signs and Metaphor. Vestnik VGU. Lingvistika i mezhkul’turnaia kommunkatsiia. 2009, (2): 55–58. (In Russian)

Ивакина 2001 — Ivakina E. V. Manifestation of Linguistic Synesthesia in the Process of Naming Acoustic Phenomena. Filologicheskie etiudy. 2001, (4): 170–173. (In Russian)

Классен и др. 2003 — Klassen K., Khovuz D., Sinott E. The Meaning and Power of Smell. In: Aromaty i zapakhi v kul’ture. Vol. 1. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2003. P. 41–50. (In Russian)

Колупаева 2008 — Kolupaeva A. A. National Features of the Concept of Smell in Russian. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2008, 7 (63): 86–88. (In Russian)

Лаенко 2006 — Laenko L. V. Perception — Consciousness — Language: The Problem of Interconnection. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Lingvistika i mezhkul’turnaia kommunikatsiia. 2006, (1): 5–15. (In Russian)

Лакофф, Джонсон 2004 — Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Theory of Metaphor. Moscow: URSS Publ., 2004. (In Russian)

Лурия 1975 — Luriia A. R. Sensations and Perception. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 1975. (In Russian)

Ляховецкая, Казарян 2022 — Liakhovetskaia E. I., Kazarian Sh. E. Metaphorical Modeling of the Lockdown Situation in Russian and British Media. In: Vliianie noveishikh tekhnologii, SMI i Interneta na obrazovanie, iazyk i kul’turu. Materialy II Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, 2021. P. 310–314. (In Russian)

Мамцевa 2015 — Mamtseva V. V. Towards the Verbalization of the Concept “SMELL” in Imaginative Literature. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I. Ia. Iakovleva. Filologicheskie nauki. 2015, 2 (86): 101–106. (In Russian)

Мерзлякова 2003 — Merzliakova A. Kh. Semantic Variation of Perception Adjectives. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 2: Istoriia, iazykoznanie, literaturovedenie. 2003, (4): 65–71. (In Russian)

Риндисбахер 2010 — Rindisbakher Kh. D. From Smell to Word: Meaning Modeling in Patrick Suskind’s “Perfumer”. In: Aromaty i zapakhi v kul’ture. Book 2. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2010. P. 579–607. (In Russian)

Солсо 2002 — Solso P. L. Cognitive psychology. Moscow: Libereia Publ., 2002. (In Russian)

Трипольская 2013 — Tripol’skaia T. A. Perfume Discourse: Express Modelling the Mental Structure “Odour Perception” in Russian Language Picture of the World. In: Problemy interpretatsionnoi lingvistiki i ikh iazykovoe voploshchenie. Novosibirsk: Izdatel’stvo Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta Publ., 2013. P. 50–61. (In Russian)

Шиляев, Шлотгауэр 2019 — Shiliaev K. S., Shlotgauer E. A. Conceptual Metaphor and Metonymy in Russian Wine and Cognac Reviews. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia. 2019,(6): 113–134. (In Russian)

Caballero, Paradis 2015 — Caballero R., Paradis C. Making Sense of Sensory Perceptions Across Language and Cultures. In: Functions of Language. 2015, 22 (1): 1–19.

Diaconu 2005 — Diaconu M. Tasten-Riechen-Schmecken. Eine Ästhetik der anästhesierten Sinne. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005.

Forceville 2009 — Forceville Ch. Non-Verbal and Multimodal Metaphor in a Cognitivists Framework: Agendas for Research. Multimodal Metaphor. Applications of Cognitive Linguistics. 2009, (11): 19–42.

Grossenbacher 2001 — Grossenbacher P. G. Mechanisms of Synaesthesia: Cognitive and Physiological Contains. Trends in Cognitive Sciences. 2001, 5 (1): 36–41.

Ullmann 1957 — Ullmann S. Principles of Semantics. Glasgow: Blackwell, Jackson, 1957.

Загрузки

Опубликован

14.07.2024

Как цитировать

Мерзликина, О. В. (2024). Синестетические метафоры в описании свойств ароматов духов в парфюмерном дискурсе (на материале современного испанского языка). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 21(1), 208–223. https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.111

Выпуск

Раздел

Языкознание