Жанровые особенности интернет-блога в педагогическом дискурсе

  • Наталья Сергеевна Бажалкина Московский государственный областной университет

Аннотация

Цель данной статьи — охарактеризовать лингвистические и экстралингвистические особенности блога как отдельного интернет-жанра педагогического дискурса на материале английского языка. Уделяется внимание понятиям «дискурс», «педагогический дискурс», «жанр» и «блог». В рамках педагогического дискурса выделены жанровые особенности блога и интернет-коммуникации, обусловленные социальными факторами (такими, как статус участников коммуникации). Отмечен уважительный тон коммуникации, приближенность к нормам литературного языка в письменной речи, официальный или полуофициальный стиль общения. В педагогическом интернет-дискурсе присутствует общая тенденция к упрощению языка в речи, но сохраняется высокий уровень языкового самоконтроля.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Библиография:

Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М.: Флинта; Наука, 2002. 201 с.

Бажалкина Н. С. Дискурс: определение понятия // Вопросы филологии и журналистики: сб. статей. Вып. 6. Омск: НОУ ВПО ОмГА, 2012. С. 69–75.

Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского ун-та. Российская и за- рубежная филология. 2012. Вып. 4(20). С. 125–31.

Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940–1960 гг. С. 159–206. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre. htm (дата обращения: 03.03.2015).

Горобец Л. Н. Риторические жанры педагогического дискурса // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. № 11 (62). С. 219–225.

Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и ме- дийном дискурсе. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 4. 2006. С. 165–175.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

Мельник М. В. Блог як жанр інтернет-коммунікації // Система і структура східнослов’янських мов: збірник наукових праць. Випуск 5. Кiiv: Вид-во НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2012. С. 216–223.

Новикова Е. Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: дис. … канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 255 с.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М: Азбуковник, 1997. 939 с.

Роботова А. С. Современный педагогический дискурс // Вестник Герценовского университета. 2008. № 12 (62). С. 19–25.

Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. М.: Логос, 2005. 460 c.

Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука кон- ца XX века: сб. статей. М., 1995. С. 44.

Чернявская В. Е. Дискурс — «лидер продаж» или «распродажа дискурса»? // Вестник ИГЛУ. Серия «Филология». 2012. № 3. С. 8–14.

Bernstein B. Class Codes and Control, V, VI. The Structure of Pedagogic Discourse. London: Routledge, 1990. P. 370.

Breure L. Development of the genre concept. 2001. URL: http://www.cs.uu.nl/people/leen/GenreDev/ GenreDevelopment.html (accessed: 08.03.2015).

Crystal D. Language and the Internet. Cambridge, 2001. P. 272.

Halliday M. A. K. Language as a Social Semiotic: the social interpretation of language and meaning. London: Edward Arnold, 1978. P. 256.

Longman Exams Dictionary. London: Pearson Education Limited, 2006. P. 1834.

Macmillan English Dictionary. London: Macmillan, 2007. P. 1747.

Martin J. R. English Text: System and Structure. Amsterdam: Benjamins, 1992. P. 634.

Nowson S. The language of weblogs: a study of genre and individual differences. PhD Thesus (Unpublished manuscript). University of Edinburgh, 2006. P. 279.

Rose D. Analysing pedagogic discourse: an approach from genre and register // Functional linguistics, 2014. P. 1–32. URL: http://www.functionallinguistics.com/content/pdf/s40554-014-0011-4.pdf (accessed: 29.06.2015).

Bibliography:

Arnold, I. V. Stilistika sovremennogo angliiskogo iazyka [Stylistics of the modern English language]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2002. 201 p. (in Russian)

Bazhalkina, N. S. Diskurs: opredelenie poniatiia [Discourse: Definition of the notion]. Voprosy filologii i zhurnalistiki [Issues of philology and journalism]. Omsk, OmGA Publ., 2012, issue 6, pp. 69–75. (in Russian)

Bazhenova, E. A., Ivanova, I. A. Blog kak internet-zhanr [Blog as Internet-genre]. Vestnik Permskogo Universiteta. Rossiiskaia i zarubezhnaia filologiia — Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, issue 4(20), 2012, pp. 125–31. (in Russian)

Bakhtin, M. M. Problema rechevykh zhanrov [Problem of speech ganres]. In: Bakhtin, M. M. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow, Russkie slovari, 1996, vol. 5: Works 1940–1960. P. 159–206. Available at: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm (accessed: 03.03.2015). (in Russian)

Gorobets, L. N. Ritoricheskie zhanry pedagogicheskogo diskursa [Rhetorical genres of pedagogical discourse]. Izvestiia HSPU — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2008, no. 11 (62), pp. 219–225. (in Russian)

Goroshko, E. I. Internet-kommunikatsiia: problema zhanra [Internet-commucation: Problems of genres]. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediinom diskurse [Genres and types of text in scientific and media discourse]. 2006, issue 4, pp. 165–175. (in Russian)

Karasik, V. I. Iazykovoi krug: lichnost’, kontsepty, diskurs [Language circle: Person, concepts, discourse]. Volgograd, Peremena Publ., 2002. 477 p. (in Russian)

Melnik, M. V. Blog jak zhanr internet-kommunikacii [Blog as a genre in Internet-communication]. Sistema і struktura skhіdnoslov’ians’kikh mov [System and structure of the similar Slavonic languages]. Issue 5. Kiev, NPU named after M. P. Dragomanov Publ., 2012, pp. 216–223. (in Ukrainian)

Novikova, E. G. Iazykovye osobennosti organizatsii tekstov klassicheskogo i setevogo dnevnikov [Language peculiarities of text of classical and net dairies]. PhD dissertation (Philology). Stavropol, 2005. 255 p. (in Russian)

Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Iu. Tolkovyi slovar’ russkogo iazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1997. 939 p. (in Russian)

Robotova, A. S. Sovremennyi pedagogicheskii diskurs [Modern pedagogical discourse]. Vestnik Gertsenovskogo Universiteta, 2008, no. 12 (62), pp. 19–25. (in Russian)

Rozina, I. N. Pedagogicheskaia komp’iuterno-oposredovannaia kommunikatsiia. Teoriia i praktika [Pedagogical commuter-based communication. Theory and practice]. Moscow, Logos Publ., 2005. 460 p. (in Russian)

Stepanov, Iu. S. Al'ternativnyi mir, Diskurs, Fakt i printsip Prichinnosti [Alternative world, Discourse, Fact and principle of Causativity]. Iazyk i nauka kontsa XX veka [Language and science at the end of XX century]. Moscow, 1995, p. 44. (in Russian)

Cherniavskaia, V. E. Diskurs — “lider prodazh” ili “rasprodazha diskursa”? [Discourse — “best seller” or “sales of discourse”?]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriia Filologiia — Vestnik ISLU. Philology, 2012, no. 3, pp. 8–14. (in Russian)

Bernstein, B. Class Codes and Control, V, VI. The Structure of Pedagogic Discourse. London, Routledge, 1990. 370 p.

Breure, L. Development of the genre concept. 2001. Available at: http://www.cs.uu.nl/people/leen/GenreDev/GenreDevelopment.html (accessed: 08.03.2015).

Crystal, D. Language and the Internet. Cambridge, 2001. 272 p.

Halliday, M. A. K. Language as a Social Semiotic: The social interpretation of language and meaning. London, Edward Arnold Publ., 1978. 256 p.

Longman Exams Dictionary. London, Pearson Education Limited, 2006. 1834 p.

Macmillan English Dictionary. London, Macmillan, 2007. 1747 p.

Martin, J. R. English Text: System and Structure. Amsterdam, Benjamins, 1992. 634 p.

Nowson, S. The language of weblogs: a study of genre and individual differences. PhD dissertation. Univ. of Edinburgh, 2006. 279 p.

Rose, D. Analysing pedagogic discourse : an approach from genre and register. Functional linguistics, 2014, pp. 1–32. Available at: http://www.functionallinguistics.com/content/pdf/s40554-014-0011-4.pdf (accessed: 29.06.2015).

Опубликован
2019-04-03
Как цитировать
Бажалкина, Н. С. (2019). Жанровые особенности интернет-блога в педагогическом дискурсе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 13(1), 131-141. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2016.113
Раздел
Журналистика