Эмотивность научно-популярного медиадискурса (на материале немецких онлайн-статей и подкастов об искусственном интеллекте)

Авторы

  • Елена Анатольевна Ковтунова Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Ирина Евгеньевна Езан Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.405

Аннотация

Статья посвящена исследованию вербальных и невербальных средств создания эмотивности медиадискурса искусственного интеллекта (нем. Künstliche Intelligenz). Материалом исследования послужил составленный авторами корпус немецкоязычных онлайн-публикаций об искусственном интеллекте (ИИ) на сайтах журнала «Der Spiegel» и газеты «Süddeutsche Zeitung», а также корпус транскрипций подкастов из аудиотек немецких телеканалов ARD и ZDF. Новизна состоит в многоаспектном лингводискурсивном подходе к рассмотрению феномена эмотивности на материале современного научно-популярного медиадискурса с привлечением подкастов, которые представляют собой малоизученный в современной отечественной лингвистке сетевой формат. В работе применяется методика лингводискурсивного анализа DIMEAN, методы корпусного анализа и автоматической обработки текстовых данных, контекстуально-семантический анализ, метод словарных дефиниций, компонентный анализ. В результате исследования были внесены уточнения в определения посреднического и научно-популярного дискурса, эмотивности и эмоционализации медиадискурса, был предпринят контекстуально-семантический и корпусный анализ средств и приемов эмотивности дискурса ИИ, таких как прямые, вторичные и косвенные номинации эмоций, эмотивы, выражающие эмоции, имплицитные эмотивы (метафоры, сравнения, аллюзии, ирония, сарказм), невербальные эмотивы (иллюстрации). Описаны эмоционально-персуазивные стратегии в медиадискурсе ИИ: отсылка к авторитетам, к причинно-следственным факторам, контраст, аналогии и др. Личный вклад авторов состоит в установлении полярности эмоциональных установок по отношению к ИИ в двух рассматриваемых сетевых форматах: преобладают отрицательные эмоциональные установки, формирующиеся на основе таких эмоций, как страх, паника, беспокойство. Англицизмы, междометия и молодежная разговорная лексика являются маркерами эмотивности научно популярных подкастов об ИИ. Эмоционализация онлайн-статей об ИИ формируется на базе взаимодействия вербальных и невербальных факторов.

Ключевые слова:

медиадискурс, эмотивность, научно-популярная статья, подкаст, искусственный интеллект.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Андреева, Копчук 2020 — Андреева В. А., Копчук Л. Б. Научная коммуникация 2.0: особенности представления научного контента на немецкоязычных научно-популярных YouTube-каналах. Научный диалог. 2020, (12): 9–25. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-9-25

Вольф 1985 — Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985.

Воронцова 2013 — Воронцова Т. А. Стратегии и тактики презентации специальных знаний в научно-популярном дискурсе. Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. 2013, 37 (86): 26–29.

Езан, Ковтунова 2024 — Езан И. Е., Ковтунова Е. А. Научно-популярные подкасты об искусственном интеллекте в онлайн-медиа Германии. Немецкая филология в Санкт-Петербургском университете. 2024, (14) (в печати).

Езан и др. 2022 — Езан И. Е., Ковтунова Е. А., Григорьева Л. Н. Лингводискурсивный корпусный анализ лексики пандемии коронавируса в онлайн-версии журнала Der Spiegel. Вестник

Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. 19 (4): 760–779. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.407

Ленько 2015 — Ленько Г. Н. Анализ категории эмотивности и смежных с нею понятий. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015, 1 (1): 84–91.

Нефёдов 2021 — Нефёдов С. Т. Варьирование оценки в коммуникативных практиках научного дискурса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18 (4): 760–778. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.408

Нефёдов, Чернявская 2020 — Нефёдов С. Т., Чернявская В. Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискурсивно-аналитическая перспектива. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020, (63): 83–97.

Психология 1990 — Психология: Словарь. [Абраменкова В. В. и др.]; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. (общ. ред.). 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

Телия 1986 — Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986.

Фаткуллина, Казанцева 2017 — Фаткуллина Ф. Г., Казанцева Е. А. Эмотивность и эмоциогенность различных жанров дискурса: история и перспективы исследования. Успехи современной науки и образования. 2017, 3, (1): 47–48.

Шаховский 2008 — Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008.

Шаховский 2010 — Шаховский В. И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: Либроком, 2010.

Шмелёв 1973 — Шмелёв Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики: на материале русского языка. М.: Наука, 1973.

Battacchi et al. 1996 — Battacchi M., Suslow Th., Renna M. Emotion und Sprache. Zur Definition der Emotion und ihren Beziehungen zu kognitiven Prozessen, dem Gedächtnis und der Sprache. Frankfurt am Main [u. a.]: Peter Lang, 1996.

Burger, Luginbühl 2005 — Burger H., Luginbühl K. Mediensprache: Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. 3., völlig neu bearbeitete Auflage. Berlin [u. a.]: de Gruyter. 2005.

Hauser et al. 2019 — Hauser S., Luginbühl M., Tienken S. Mediale Emotionskulturen. Lausanne: Peter Lang Verlag, 2019.

Hüppauf, Weingart 2009 — Hüppauf B., Weingart P. Wissenschaftsbilder — Bilder der Wissenschaft. Frosch und Frankenstein: Bilder als Medium der Popularisierung von Wissenschaft. Hüppauf B., Weingart P. (Hgs.). Bielefeld: Transcript, 2009.

Liebert 2002 — Liebert W.-A. Wissenstransformationen. Handlungssemantische Analysen von Wissenschaftsund Vermittlungstexten. Vol. 63. Studia Linguistica Germanica. Berlin [u. a.]: de Gruyter, 2002.

Löffler 2016 — Löffler H. Germanistische Soziolinguistik. 5. Neubearb. Auflage. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2016.

Miller 2014 — Miller D. Emotionalität und Wertung im Diskurs: eine kontrastive Analyse deutscher und polnischer Pressetexte zum EU-Beitritt Polens. Studien zur Text- und Diskursforschung, Band 9. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2014.

Schwarz-Friesel 2013 — Schwarz-Friesel M. Sprache und Emotion. 2. aktual. u. erw. Aufl. Tübingen; Basel: Narr Francke Verlag, 2013.

Spitzmüller, Warnke 2011 — Spitzmüller J., Warnke I. H. Diskurslinguistik. Eine Einführung in Theorien und Methoden der transtextuellen Sprachanalyse. Berlin [u. a.]: de Gruyter, 2011.

References

Андреева, Копчук 2020 — Andreeva V. A., Kopchuk L. B. Scientific Communication 2.0: Features of Presenting Scientific Content on German Popular Science YouTube. Nauchnyi dialog. 2020, (12): 9–25. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-9-25 (In Russian)

Вольф 1985 — Vol’f E. M. Functional semantics of evaluation. Moscow: Nauka Publ., 1985. (In Russian)

Воронцова 2013 — Vorontsova T. A. The strategies and tactics of presentation of specialized knowledge in the popular scientific discourse. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia Filologiia. Iskusstvovedenie. 2013, 37 (86): 26–29. (In Russian)

Езан и др. 2022 — Esan I. E., Kovtunova E. A., Grigor’eva L. N. Corpus-based discourse analysis of the lexemes related to COVID-19 pandemic in the German magazine Der Spiegel (online version). Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature. 2022, 19 (4): 760–779. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.407 (In Russian)

Езан, Ковтунова 2024 — Jesan I. J., Kovtunova E. A. Popular science podcasts about artificial intelligence in German online media. German philology at St. Petersburg University. 2024 (in print). (In Russian)

Ленько 2015 — Len’ko G. N. Analysing the category of emotivity and related concepts. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. 2015, 1 (1): 84–91. (In Russian)

Нефёдов 2021 — Nefedov S. T. The variety of evaluation in communicative practices of academic discourse. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature. 2021, 18 (4): 760–778. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.408 (In Russian)

Нефёдов, Чернявская 2020 — Nefedov S. T., Cherniavskaia V. E. Context in Linguistics: Pragmatic and Discourse Analytical. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia. 2020, (63): 83–97. (In Russian)

Психология 1990 — Psychology: Dictionary. [Abramenkova V. V. et al.]; pod obshch. r. Petrovskii A. V., Iaroshevskii M. G. (eds). 2nd ed. Moscow: Politizdat Publ., 1990. (In Russian)

Телия 1986 — Teliia V. N. The connotative aspect of the semantics of nominative units. Moscow: Nauka Publ., 1986. (In Russian)

Фаткуллина, Казанцева 2017 — Fatkullina F. G., Kazantseva E. A. Emotiveness and Emotiogenicity of different Discourse Genres: Research History and Prospects. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia. 2017, 3 (1): 47–48. (In Russian)

Шаховский 2008 — Shakhovskii V. I. Linguistic theory of emotion. Moscow: Gnozis Publ., 2008. (In Russian)

Шаховский 2010 — Shakhovskii V. I. Emotions: Dolinguistics, linguistics, linguoculturology. Moscow: Librokom Publ., 2010. (In Russian)

Шмелёв 1973 — Shmelev D. N. Problems of semantic analysis of the lexicon: on the material of the Russian language. Moscow: Nauka Publ., 1973. (In Russian)

Battacchi et al. 1996 — Battacchi M., Suslow Th., Renna M. Emotion und Sprache. Zur Definition der Emotion und ihren Beziehungen zu kognitiven Prozessen, dem Gedächtnis und der Sprache. Frankfurt am Main [u. a.]: Peter Lang, 1996.

Burger, Luginbühl 2005 — Burger H., Luginbühl K. Mediensprache: Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. 3., völlig neu bearbeitete Auflage. Berlin [u. a.]: de Gruyter. 2005.

Hauser et al. 2019 — Hauser S., Luginbühl M., Tienken S. Mediale Emotionskulturen. Lausanne: Peter Lang Verlag, 2019.

Hüppauf, Weingart 2009 — Hüppauf B., Weingart P. Wissenschaftsbilder — Bilder der Wissenschaft. Frosch und Frankenstein: Bilder als Medium der Popularisierung von Wissenschaft. Hüppauf B., Weingart P. (Hgs.). Bielefeld: Transcript, 2009.

Liebert 2002 — Liebert W.-A. Wissenstransformationen. Handlungssemantische Analysen von Wissenschaftsund Vermittlungstexten. Vol. 63. Studia Linguistica Germanica. Berlin [u. a.]: de Gruyter, 2002.

Löffler 2016 — Löffler H. Germanistische Soziolinguistik. 5. Neubearb. Auflage. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2016.

Miller 2014 — Miller D. Emotionalität und Wertung im Diskurs: eine kontrastive Analyse deutscher und polnischer Pressetexte zum EU-Beitritt Polens. Studien zur Text- und Diskursforschung, Band 9. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2014.

Schwarz-Friesel 2013 — Schwarz-Friesel M. Sprache und Emotion. 2. aktual. u. erw. Aufl. Tübingen; Basel: Narr Francke Verlag, 2013.

Spitzmüller, Warnke 2011 — Spitzmüller J., Warnke I. H. Diskurslinguistik. Eine Einführung in Theorien und Methoden der transtextuellen Sprachanalyse. Berlin [u. a.]: de Gruyter, 2011.

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Ковтунова, Е. А., & Езан, И. Е. (2024). Эмотивность научно-популярного медиадискурса (на материале немецких онлайн-статей и подкастов об искусственном интеллекте). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 21(4), 842–865. https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.405

Выпуск

Раздел

Языкознание

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)