Авторские стратегии Р. Либерова в фильмах «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем» и «Написано Сергеем Довлатовым»
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2016.318Аннотация
Нарративная стратегия автора определяет выбор повествовательных возможностей, который осуществляется в произведении. «Писательские» фильмы Романа Либерова отличаются не только непривычным для телезрителя синтезом документальности и игровой мультипликации («анимадок»), но и оригинальными нарративными стратегиями. В фильме о Бродском это «виртуальный сюжет», в фильме о Довлатове — «текст в тексте». В первом случае последовательная реализация стратегии позволила автору развернуть историю героя в форме живой рефлексии, вызванной вопросами «коллективного» интервьюера, во втором — как экранную автобиографическую повесть, написанную «при участии» Романа Либерова.
Скачивания
Библиографические ссылки
Библиография:
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 445 с.
Тюпа В.И. Нарратологический минимум// Русский след в нарратологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Балашов, 26-28 ноября 2012 г.). Балашов: Николаев, 2012. с. 69-74.
Левченко Я. Контуры ненаписанной теории: кинематографический сюжет русских формалистов// Новое литературное обозрение. 2008. № 92. С. 42-68.
Женнет Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры/ Ж. Женнет. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.Т. 2. С. 60-281.
Успенский Б. А. Поэтика композиции. М.: Языки русской культуры, 1995. 360 с.
Татару Л.В. История знаменитости как новый жанр журналистского нарратива//Narratorium. 2011. № 1-2. URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027593.
Хренов Н.Н. Кино: реабилитация архетипической реальности. М.: Аграф, 2006. 704 с.
Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. СПб.: Искусство, 2003. 617 с.
Ямпольский М. Язык-тело-случай: кинематограф и поиски смысла. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 376 с.
References
Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of Verbal Creation]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1979.
p. (In Russian)
Genette G. Narrative discourse. Genette G. Figures: in 2 vols. Moscow, Sabashnikovy Publ., 1998, vol. 2,
pp. 60–281. (In Russian)
Iampol’skii M. Iazyk-telo-sluchai: kinematograf i poiski smysla [Language-Body-Event: Cinematography and
Search for Meaning]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2004. 376 p. (In Russian)
Khrenov N. N. Kino: reabilitatsiia arkhetipicheskoi real’nosti [Film: Rehabilitation of Archetypical Reality].
Moscow, Agraf Publ., 2006. 704 p. (In Russian)
Levchenko Ia. Kontury nenapisannoi teorii: kinematograficheskii siuzhet russkikh formalistov [Boundaries
of Unwritten Theory: Cinematographic Plot of the Russian Formalists]. Novoe literaturnoe obozrenie
[New literary observer], 2008, vol. 92, pp. 42–68. (In Russian)
Tataru L. V. Istoriia znamenitosti kak novyi zhanr zhurnalistskogo narrativa [History of the Famous Person
as a New Genre of Journalism Narrative]. Narratorium, 2011, no. 1–2. Available at: http://narratorium.
rggu.ru/article.html?id=2027593 (accessed: 03.09.2015). (In Russian)
Toporov V. N. Peterburgskii tekst russkoi literatury [Petersburg Text of the Russian Literature]. St. Petersburg,
Iskusstvo Publ., 2003. 617 p. (In Russian)
Tiupa V. I. Narratologicheskii minimum [Narratological Minimum]. Russkii sled v narratologii [Russian
Trace in Narratology]. Proceedings of the international scientific conference. Balashov, November 26–28,
Balashov, Nikolaev Publ., 2012, pp. 69–74. (In Russian)
Uspenskii B. A. Poetika kompozitsii [Poetics of Composition]. Moscow, Iazyki russkoi kul’tury, 1995. 360 p.
For citation: Pronin A. A. The Diegetic Narrator in the Documentary-Portrait. Vestnik SPbSU. Series 9.
Philology. Asian Studies. Journalism, 2016, issue 3, pp. 157–166. DOI: 10.21638/11701/spbu09.2016.318.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.