О роли Лермонтова в русской культуре: несколько предварительных замечаний*

Авторы

  • Владимир Маркович Маркович Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.401

Аннотация

Публикация представляет собой доклад, прочитанный В. М. Марковичем на международной конференции «200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова» 9  октября 2014  г. в  ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Сопоставляя первую элегию ХIХ  в. «Сельское кладбище» В. А. Жуковского и  завершающий лирический текст М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», Маркович утверждает, что в  последнем впервые в  русской культуре формулируется закон колебания между двумя полюсами  — невыносимости и  невозможности. Точнее  — ответом на невыносимость может быть в  мире текста только невозможность. Так можно описать вектор русской культурной динамики. Колебания между двумя историческими стадиями культурной эволюции вновь и  вновь оказываются в  России главной формой ментальной стабильности, а  стабильность возобновляющихся противоречий  — формой их безысходности. Вырисовывается одна из  аномалий русской культуры, обнаруживаемая на фоне универсальных противоположностей. Фоном может послужить схема М. Элиаде, основанная на антиномии двух типов мировоззрения и  бытия, регулярно проявлявшихся в  мировой истории. Только на сей раз речь идет о  типах синхронных, а  не сменяющих друг друга. Первый из  них  — «историцистский», «западный», «современный», опирающийся на представление о  поступательном движении истории к  определенной цели. Второй  — «архаический», «традиционный», «восточный», обусловленный законами цикличности, в  известном смысле неподвижный. Соответственно народы Земли разделяются на «исторические» и  «внеисторические»; одни сознают свое бытие как историю и  реально творят ее, другие воспринимают развитие как нечто невыносимо тягостное и  укрываются от ужаса и  гнета истории в  «вечных возвращениях» изначальной архаики. Изменить тип бытия невозможно в  принципе. Поэтому существенно то обстоятельство, что русская культура мучительно совмещает в  себе признаки обоих несовместимых типов, без сколько-нибудь заметных перспектив их синтеза в  будущем. Трагическая аномальность неустранима, возможно лишь чередование двух форм проявления ее трагизма  — напряженно катастрофической, невыносимой и  вялотекущей, энтропийной, привычно не замечаемой. В  то же время аномальность культурного сознания постоянно оборачивается его непредсказуемостью, т. е., говоря иначе, неисчерпаемым богатством возможностей.

Ключевые слова:

М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, русская культура

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ломинадзе 1977 — Ломинадзе С. В. Тайный холод. Вопросы литературы. 1977, 3: 206–226.

Роднянская 1981 — Роднянская И. Б. Демон ускользающий. Вопросы литературы. 1981, 5: 140–163.

Элиаде 2000 — Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000.


References

Ломинадзе 1977 — Lominadze S. V. [Secret Cold]. Literary Topics. 1977, 3: 206–226. (In Russian)

Роднянская 1981 — Rodnyanskaya I. B. [Demon Slithering]. Literary Topics. 1981, 5: 140–163. (In Russian)

Элиаде 2000 — Eliade M. Izbrannye sochineniya: Mif o vechnom vozvrashhenii. Obrazy i simvoly. Svyashhennoe i mirskoe. Moscow: Ladomir Publ., 2000. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.01.2019

Как цитировать

Маркович, В. М. (2019). О роли Лермонтова в русской культуре: несколько предварительных замечаний*. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(4), 527–534. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.401

Выпуск

Раздел

Литературоведение