О роли Лермонтова в русской культуре: несколько предварительных замечаний*
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.401Аннотация
Публикация представляет собой доклад, прочитанный В. М. Марковичем на международной конференции «200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова» 9 октября 2014 г. в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Сопоставляя первую элегию ХIХ в. «Сельское кладбище» В. А. Жуковского и завершающий лирический текст М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», Маркович утверждает, что в последнем впервые в русской культуре формулируется закон колебания между двумя полюсами — невыносимости и невозможности. Точнее — ответом на невыносимость может быть в мире текста только невозможность. Так можно описать вектор русской культурной динамики. Колебания между двумя историческими стадиями культурной эволюции вновь и вновь оказываются в России главной формой ментальной стабильности, а стабильность возобновляющихся противоречий — формой их безысходности. Вырисовывается одна из аномалий русской культуры, обнаруживаемая на фоне универсальных противоположностей. Фоном может послужить схема М. Элиаде, основанная на антиномии двух типов мировоззрения и бытия, регулярно проявлявшихся в мировой истории. Только на сей раз речь идет о типах синхронных, а не сменяющих друг друга. Первый из них — «историцистский», «западный», «современный», опирающийся на представление о поступательном движении истории к определенной цели. Второй — «архаический», «традиционный», «восточный», обусловленный законами цикличности, в известном смысле неподвижный. Соответственно народы Земли разделяются на «исторические» и «внеисторические»; одни сознают свое бытие как историю и реально творят ее, другие воспринимают развитие как нечто невыносимо тягостное и укрываются от ужаса и гнета истории в «вечных возвращениях» изначальной архаики. Изменить тип бытия невозможно в принципе. Поэтому существенно то обстоятельство, что русская культура мучительно совмещает в себе признаки обоих несовместимых типов, без сколько-нибудь заметных перспектив их синтеза в будущем. Трагическая аномальность неустранима, возможно лишь чередование двух форм проявления ее трагизма — напряженно катастрофической, невыносимой и вялотекущей, энтропийной, привычно не замечаемой. В то же время аномальность культурного сознания постоянно оборачивается его непредсказуемостью, т. е., говоря иначе, неисчерпаемым богатством возможностей.
Ключевые слова:
М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, русская культура
Скачивания
Библиографические ссылки
Ломинадзе 1977 — Ломинадзе С. В. Тайный холод. Вопросы литературы. 1977, 3: 206–226.
Роднянская 1981 — Роднянская И. Б. Демон ускользающий. Вопросы литературы. 1981, 5: 140–163.
Элиаде 2000 — Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000.
References
Ломинадзе 1977 — Lominadze S. V. [Secret Cold]. Literary Topics. 1977, 3: 206–226. (In Russian)
Роднянская 1981 — Rodnyanskaya I. B. [Demon Slithering]. Literary Topics. 1981, 5: 140–163. (In Russian)
Элиаде 2000 — Eliade M. Izbrannye sochineniya: Mif o vechnom vozvrashhenii. Obrazy i simvoly. Svyashhennoe i mirskoe. Moscow: Ladomir Publ., 2000. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.