Истина и деньги: писательский труд и его оплата в восприятии итальянских писателей XVIII–XIX вв.

Авторы

  • Татьяна Викторовна Якушкина Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, Россия, 196605, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 10; Череповецкий государственный университет, Россия, 162600, Череповец, пр. Луначарского, 5

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.314

Аннотация

В статье на материале итальянской литературы XVIII–XIX вв. прослеживается взаимосвязь между общественным статусом писателя, его отношением к  своему труду и формами вознаграждения за него. В отличие от социологического подхода, который рассматривает проблему «писатель и деньги» преимущественно с позиции читателя, автор как историк литературы рассматривает ее с позиции писателя. Автор показывает, что отношение к литературе как способу зарабатывания денег сопряжено с мировоззренческими сдвигами и изменениями в общественном статусе писателя. В течение XIV–XIX вв. итальянский писатель проходит путь от ученого, обладающего недоступным знанием, наставника и защитника истины, до художника, выражающего настроения и чувства большинства, повелителя толпы и героя масскультуры. Эта эволюция отражается в преобладающем самоименовании людей, причастных к литературным занятиям: letterato-poeta-scrittore-artista. Изменения коснулись также организации и образа жизни литератора: на смену воспетому Петраркой уединению в тиши в романтическую эпоху приходит требование общественной активности, которое в  течение XIX в. получает выраженные буржуазные формы. В Италии XVIII в. их стимулирует театр, в XIX в. — журналистика. Под их воздействием не только представители третьего сословия, но и писатели аристократического происхождения принимают идею регулярности оплаты и продажи прав на плоды своего труда. Ослабление возрожденческой идеи о  писателе-ученом, отдающем свой интеллектуальный досуг (otium) служению истине, приводит к утверждению идеи о писателе-труженике, реальным показателем успеха которого являются деньги. Эти же институты — театр и журналистика — порождают феномен публики, которая серьезно влияет на понимание задач литературы. С конца XIX в. писатель выстраивает свои взаимоотношения с публикой, опираясь на законы массовой культуры.

Ключевые слова:

литература и деньги, итальянская литература, писатель и  публика, letterato

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Волчек 2019 — Волчек О. Ложь реализма и правда романтизма: экономика любви в романах Ф.М.Достоевского и А.Дюма-сына. Новое литературное обозрение. 2019, 6 (160): 35–45.

Гронас 2002 — Гронас М. Вступительная заметка. Новое литературное обозрение. 2002, 6 (58): 7–14.

Зенкин 2019 — Зенкин С. Слова и деньги: опыт сравнительной семиотики. Новое литературное обозрение. 2019, 6 (160): 14–22.

Инграо 2022 — Инграо Б. Экономика и литература. Versus. 2022, 2 (2): 6–42.

Луцкер 2012 — Луцкер П.В. Карьера Гольдони — опытного либреттиста. Искусствознание. 2012 (1–2): 410–422.

Половинкина 2019 — Половинкина О. Хороший солдат Ф.М.Форда: homo economicus в роли ненадежного повествователя. Новое литературное обозрение. 2019, 6 (160): 72–82.

Потапова 1982 — Проблемы литературного развития Италии второй половины XIX — начала XX века. Потапова З.М. (отв. ред.). М.: Наука, 1982.

Расков 2018 — Экономика. Литература. Язык: сб. тезисов VII Междунар. науч. конф.. Расков Д.Е., Фокин С.Л., Кадочников Д.В. (ред.). СПб.: Астерион, 2018.

Реизов 1966 — Реизов Б.Г. Итальянская литература XVIII века. Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1966.

Рейтблат 2009 — Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Рейтблат 2014 — Рейтблат А.И. Писать поперек. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Спандри 2022 — Спандри Фр. Бальзак: поэтика, числа, деньги. Versus. 2022, 2 (2): 145–163.

Энжелибер, Лаваль 2022 — Энжелибер Ж.-П., Лаваль К. Литература против экономики. Беседа. Versus. 2022, 2 (2): 43–77.

Cimini 2009 — Cimini M. “Il bisogno del sogno”: D’Annunzio e i contorni mediatici del fatto letterario. Studi Medievali e moderni. Anno XIII. Fasc.II. 2009 (26): 105–121.

Korneeva 2015 — Korneeva T. Il pubblico teatrale nel “Genio buono e il genio cattivo” di Carlo Goldoni. Italian Studies. 2015, 70 (1): 92–116.

Letterato — Letterato. In: Treccani: vocabolario on line. http://www.treccani.it/vocabolario/letterato1/ (дата обращения: 12.01.2023).

Waquet 1992 — Waquet F. Rhétorique et poétique chrétiennes. Bernardino Perfetti et la poésie improvisée dans l’Italie du XVIIIe siècle. Firenze: Olschki, 1992.

References

Волчек 2019 — Voltchek O. The Life of realism and the truth of romantism: the economy of love in the novels by Dostoyevsky and Dumas Fils. Novoe literaturnoe obozrenie. 2019, 6 (160): 35–45. (In Russian)

Гронас 2002 — Gronas M. Introduction note. Novoe literaturnoe obozrenie. 2002, 6 (58): 7–14. (In Russian)

Зенкин 2019 — Zenkin S. Words and money: essay on comparative semiotics. Novoe literaturnoe obozrenie. 2019, 6 (160):14–22.

Инграо 2022 —Ingrao B. Economy and Literature. Versus. 2022, 2 (2): 6–42. (In Russian)

Луцкер 2012 — Lutsker P.V. Goldoni’s Career as an Experienced Librettist. Iskusstvoznanie. 2012 (1–2): 410–422. (In Russian)

Половинкина 2019 — Polovinkina O. The Good Soldier by Ford Madox Ford: Homo Economicus Acting as an “Unreliable” Narrator. Novoe literaturnoe obozrenie. 2019, 6 (160): 72–82. (In Russian)

Потапова 1982 — The Problems of literary development in Italy of the second half of the 19th century — beginning 20th century. Potapova Z.M. (ed.). Moscow: Nauka Publ., 1982. (In Russian)

Расков 2018 — Economy. Literature. Language: Proceedings Book of VII International Conference. Raskov D., Fokin S., Kadochnikov D. (eds). St Petersburg: Asterion Publ., 2018. (In Russian)

Реизов 1966 — Reizov B.G. Italian literature of the 18th Century. Leningrad: Leningradski gosudarstvennyi universitet Publ., 1966. (In Russian)

Рейтблат 2009 — Rejtblat A.I. From Bova to Balmont and other works on the historical sociology of Russian literature. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2009. (In Russian)

Рейтблат 2014 — Rejtblat A.I. Writing across. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2014. (In Russian)

Спандри 2022 — Spandri F. Balzac: poetics, numbers, money. Versus. 2022, 2 (2): 145–163. (In Russian)

Энжелибер, Лаваль 2022 — Engelibert J.-P., Laval C. Literature against economy. Conversation. Versus.2022, 2 (2): 43–77. (In Russian)

Cimini 2009 — Cimini M. “Il bisogno del sogno”: D’Annunzio e i contorni mediatici del fatto letterario. Studi Medievali e moderni. Anno XIII. Fasc.II. 2009 (26): 105–121.

Korneeva 2015 — Korneeva T. Il pubblico teatrale nel “Genio buono e il genio cattivo” di Carlo Goldoni. Italian Studies. 2015, 70 (1): 92–116.

Letterato — Letterato. In: Treccani: vocabolario on line. http://www.treccani.it/vocabolario/letterato1/ (accessed: 12.01.2023).

Waquet 1992 — Waquet F. Rhétorique et poétique chrétiennes. Bernardino Perfetti et la poésie improvisée dans l’Italie du XVIIIe siècle. Firenze: Olschki, 1992.

Загрузки

Опубликован

18.12.2023

Как цитировать

Якушкина, Т. В. (2023). Истина и деньги: писательский труд и его оплата в восприятии итальянских писателей XVIII–XIX вв. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 20(3), 631–646. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.314

Выпуск

Раздел

Литературоведение