Лингвокреативность в создании паратекста телеграм-канала

Авторы

  • Лилия Рашидовна Дускаева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9
  • Любовь Юрьевна Иванова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.103

Аннотация

Анализируется лингвистическая креативность как свойство паратекста микроблога в мессенджере Telegram. Для медиалингвистического исследования избраны важнейшие паратекстовые компоненты публикаций в  телеграм-каналах  — никнейм и  слоган, которые, объединяя множество постов в целостность, нацелены на установление контакта, идентификацию, информирование, рекламирование и  выделение канала среди других. Выяснено, что в силу специфики технологических условий протекания речевого взаимодействия в Telegram указанные паратекстовые компоненты создаются в результате речевой креативности телеграмеров. Рассмотрены языковые новации в  нейминге и  слоганистике трех тематически разноплановых групп телеграм-каналов  — о  политике, науке и  развлечениях. В  результате установлены лингвокреативные техники в паратексте канала, сопоставлены паратекстовые компоненты каналов, передающие общественно-политическую информацию, популяризирующие научные знания и развлекательные, выявлена роль дискурсных креатем в процессе коммуникативной адаптации участников общения к новым технологическим условиям. Лингвокреативные техники в нейминге каналов выражаются в использовании специфичных словообразовательных, лексических и синтаксических ресурсов языка, которые приспособлены под нужды политически-, научно- или развлекательно-ориентированной коммуникации. Языковое новаторство в слоганистике детерминировано стремлением привлечь внимание к каналу в целом и к его отдельным сообщениям, что заставляет участников телеграм-общения мобилизовать такие средства лингвокреативности, которые обновляют репертуар языковых средств для именований речевой активности, коммуникативных форм, логических и оценочных характеристик речевого взаимодействия. Исследование лингвокреативности в паратексте телеграм-канала открывает широкие перспективы для изучения языковых новаций в мета- и интратекстовых компонентах медиатекста, необходимых для адаптации к новым технологическим условиям коммуникации.

Ключевые слова:

медиалингвистика, лингвокреативность, речевая адаптация, паратекст, никнейм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Алексеенко, Гукосьянц 2014 — Алексеенко И. С., Гукосьянц О. Ю. Специфика интернет-опосредованной коммуникации и феномен виртуальной языковой личности. Политическая лингвистика. 2014, 4 (50): 193–202.

Апресян 1990 — Апресян Ю. Д. Языковые аномалии: типы и функции. В сб.: Res Philologica: Филологические исследования. Памяти академика Георгия Владимировича Степанова (1919–1986). Лихачев Д. С. (отв. ред.). М.; Л.: Наука, 1990. С. 50–71.

Арутюнова 1987 — Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира»). Вопросы языкознания. 1987, (3): 3–19.

Балкунова, Рянская 2010 — Балкунова А. С., Рянская Э. М. Место никнеймов в ономастике. Вестник НВГУ. 2010, (3): 17–22.

Беляевская 2021 — Беляевская Е. Г. Лингвистическая креативность: нарушение нормы? В сб.: Дискурс и язык в эпоху «больших данных»: лингвокреативные пределы и возможности. II Международная научная конференция. 16–17 сентября 2021. Тезисы докладов. М., 2021. С. 1–2.

Гридина 1996 — Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1996.

Гридина 2013 — Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: Творческие эвристики детской речи. В кн.: Лингвистика креатива — 1. Гридина Т. А. (общ. ред.). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 5–58.

Демьянков 2009 — Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность. В сб.: Язык как медиатор между знанием и искусством. М.: Азбуковник, 2009. С. 11–19.

Дускаева 2016 — Дускаева Л. Р. Публицистический стиль. В кн.: Стилистика русского языка и литературное редактирование: учеб. для вузов. В 2 т. Т. 1. Дускаева Л. Р. (ред.). М.: Флинта, 2016. С. 130–151.

Дускаева 2018 — Дускаева Л. Р. Медиажанры в мессенджере. В кн.: Медиалингвистика в терминах и понятиях. Дускаева Л. Р. (ред.). М.: Флинта, 2018. С. 397.

Дускаева 2019 — Дускаева Л. Р. Стилистический анализ в медиалингвистике. М.: Флинта, 2019.

Замальдинов 2022 — Замальдинов В. Е. Новообразования-гибриды в текстах современной медиа-коммуникации. Медиалингвистика. 2022, 9 (3): 210–219. https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.303

Зыкова 2016 — Зыкова И. В. Лингвокреативность с позиции лингвокультурологии: теория, метод, анализ. В сб.: Язык. Сознание. Коммуникация. Красных В. В., Изотов А. И. (отв. ред.). Сер.: Язык. Сознание. Коммуникация. Вып. 53. М.: Макс Пресс, 2016. С. 136–151.

Зыкова 2017 — Зыкова И. В. Метаязык лингвокультурологии: Константы и варианты. М.: Гнозис, 2017.

Зыкова, Киосе 2020 — Зыкова И. В., Киосе М. И. Параметризация лингвистической креативности в междискурсивном аспекте: кинодискурс vs дискурс детской литературы. Вопросы когнитив- ной лингвистики, 2020, (2): 26–40.

Иванова 2021 — Иванова Л. Ю. Речевые маркеры комической ответности в международном информировании с использованием новых медийных форм. Российские исследования. 2021, 2 (2):114–120.

Ильясова 2015 — Ильясова С. В. Языковая игра: словообразовательная, графическая, орфографическая (на материале текстов современных российских СМИ). Медиалингвистика. 2015, 1 (6):91–100.

Ирисханова 2009 — Ирисханова О. К. О понятии креативности и его роли в метаязыке лингвистических описаний. Когнитивные исследования языка. 2009, (5): 157–171.

Киосе 2019 — Киосе М. И. Параметры и техники «настройки» лингвистической креативности в детском художественном тексте. Вопросы когнитивной лингвистики. 2019, (4): 66–76.

Киосе 2020 — Киосе М. В. Когнитивно-семиотические основания лингвокреативности дискурса: методика анализа. Уральский филологический вестник. Сер.: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2020, 29 (2): 38–47.

Кожина 1977 — Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1977.

Копнина, Сковородников 2014 — Копнина Г. А., Сковородников А. П. Стилистика креатива и эколингвистика: точки соприкосновения. Филологические науки. Вопросы теории и практики.2014, 8 (38): 101–104.

Косова 2015 — Косова И. Ярмарка мастеров. https://www.livemaster.ru/topic/1396265-ruchnaya-rabota-chto-eto (дата обращения: 02.05.2022).

Костомаров 1971 — Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1971.

Купина 2012 — Купина Н. А. Креатемы в речи детей. Уральский филологический вестник. Сер.: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2012, (3): 22–27.

Лингвокреативность 2021 — Лингвокреативность в дискурсах разных типов: Пределы и возможности. Зыкова И. В. (отв. ред.). М.: Р. Валент, 2021.

Мокрая 2018 — Мокрая Е. А. Telegram-канал как платформа для политической коммуникации. Русская политология. 2018, 4 (9): 62–65.

Радбиль 2012 — Радбиль Т. Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2012.

Радбиль, Рацибурская 2017 — Радбиль Т. Б., Рацибурская Л. В. Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов в современном русском языке: лингвокультурологический аспект. Мир русского слова. 2017, (2): 33–39.

Ремчукова 2011 — Ремчукова Е. Н. Креативный потенциал русской грамматики. 2-е изд. М.: Либроком, 2011.

Фещенко, Коваль 2014 — Фещенко В. В., Коваль О. В. Сотворение знака. Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М.: Языки славянской культуры, 2014.Хвеськo, Мажникова 2013 — Хвеськo Т. В., Мажникова В. Д. Имянаречение в сетевом дискурсе. Вопросы когнитивной лингвистики. 2013, 3 (36): 67–69.

Цонева 2014 — Цонева Л. М. Языковая игра и ее изучение. Медиалингвистика. 2014, 1 (4): 101–108.

Шильникова 2011 — Шильникова О. Г. К проблеме типологии текстов СМИ: паратексты как структурно-содержательный компонент «толстого» журнала. Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2011, 2 (14): 29–34.

Шкудлярек-Щмехович 2021 — Шкудлярек-Щмехович Э. Автономия пользователей Сети и динамика грамматики: о выбранных синтаксических инновациях в современной польской интернет-коммуникации. Медиалингвистика. 2021, 8 (1): 57–70. https://doi.org/10.21638/spbu22.2021.105

Шмелева 2009 — Шмелева Т. В. Паратекст медийного текста. В сб.: Структурно-семантические параметры единиц языка и речи. Доклады научно-практической конференции, 4–6 февраля 2009 г. Чупашева О. М. (отв. ред.). Мурманск: Мурман. гос. пед. ин-т, 2009. С. 145–149.

Boden 2003 — Boden M. The Creative Mind: Myths and Mechanisms. Taylor & Francis, 2003.

Carter 1997 — Carter R. Investigating English discourse: Language, literacy, literature. New York: Routledge, 1997.

Carter 2016 — Carter R. Language and creativity. The art of common talk. New York: Routledge, 2016.

Cayley 2006 — Cayley J. Time Code Language: New Media Poetics and Programmed Signification. In: Newmedia poetics: contexts, technotexts, and theories. Morris A., Swiss T. (eds). Cambridge: The MIT Press, 2006. P. 307–333.

Eisaesser, Hagener 2010 — Eisaesser T., Hagener M. Film Theory: An introduction through the senses. New York: Routledge, 2010.

Finke et al. 1992 — Finke R. A., Ward T. B., Smith S. M. Creative cognition: Theory, research, and applications. Cambridge, MA: MIT Press, 1992.

Genette 1997 — Genette G. Paratexts: Thresholds of Interpretation. Cambridge: Cambridge University Press,1997.

Gray 2010 — Gray J. Show sold separately: Promos, spoilers, and other media paratexts. New York: New York University Press, 2010.

Jones 2012 — Jones R. Discourse and creativity. London: Routledge, 2012.

Langlotz 2006 — Langlotz A. Idiomatic creativity. A cognitive linguistic model of idiom representation and idiom variation in English. Amsterdam: John Benjamins, 2006.

Loewe 2015а — Loewe I. Paratexts on television. Pt. 1. Медиалингвистика. 2015, 2 (8): 69–77.

Loewe 2015b — Loewe I. Paratexts on television. Pt. 2. Медиалингвистика. 2015, 3 (9): 75–84.

Silvia et al. 2009 — Silvia P. J., Nusbaum E. C., Berg C., Martin C., O’Connor A. Openness to experience, plasticity, and creativity: Exploring lower-order, higherorder, and interactive effects. Journal of Research in Personality. 2009, (43): 1087–1090.

Simpson 2019 — Simpson P. Style, rhetoric and creativity in language. Amsterdam: John Benjamins, 2019.

Sligh et al. 2005 — Sligh A. C., Conners F. A., Roskos-Ewoldsen B. Relation of creativity to fluid and crystallized intelligence. Journal of Creative Behavior. 2005, (39): 123–136.

Stockwell 2012 — Stockwell P. Texture: A cognitive aesthetics of reading. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2012.

Vasileva, Ivanova 2021 — Vasileva V., Ivanova L. Humour as a strategy for the news delivery: the case of Meduza. European Journal of Humour Research. 2021, 9 (1): 105–128. https://doi.org/10.7592/ EJHR2021.9.1.Vasileva.

Загрузки

Опубликован

15.05.2023

Как цитировать

Дускаева, Л. Р., & Иванова, Л. Ю. (2023). Лингвокреативность в создании паратекста телеграм-канала. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 20(1), 40–60. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.103

Выпуск

Раздел

Языкознание