Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы

Авторы

  • Елена Леонидовна Вартанова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, ул. Ленинские Горы, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.203

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические подходы к осмыслению природы и особенностей становления современной российской медиаиндустрии в условиях общественных трансформаций. Автор предпринимает попытку выявить основные теоретические подходы к осмыслению базовых понятий медиаиндустрии в современных медиаисследованиях и их парадигмальный генезис. Переход медиа в новые технологические и организационные условия, идущий быстрыми темпами, привел к необходимости формирования академических представлений о медиаиндустрии, ее связи с обществом, ее природе, принципах и задачах функционирования. Российская медиаиндустрия не имеет единого согласованного концептуально-терминологического аппарата, разделяемого широкой общественностью, СМИ, государственными институтами, медиапрофессионалами, образовательной средой и научным сообществом. Очевидны и определенные противоречия в теоретических подходах к понятию «медиаиндустрия» российских и зарубежных исследователей. Автор опирается на полипарадигмальный подход к анализу российской медиаиндустрии, рассматривая ее в контексте основных парадигм осмысления медиа — эмпирико-функционализма, культурологического подхода и политэкономии медиа. Эмпирико-функционализм встраивает медиаиндустрию в систему взаимоотношений «медиа — общество». Автор также отмечает, что на изучение медиаиндустрии влияют и набирающие в академической среде вес культурологические исследования медиа, прежде всего через призму анализа поведения аудитории, ее медиапотребления. Основное же воздействие на теоретическое осмысление медиаиндустрии, по мнению автора, оказывает политэкономическая парадигма, которая рассматривает медиаиндустрию в контексте культурных индустрий, критической политэкономии — как отдельную сферу бизнеса. При рассмотрении процессов становления отечественной медиаиндустрии в специфичных российских условиях — законодательных, экономических, общественных, технологических — автор учитывает зарубежные и российские академические традиции в осмыслении медиа. Развитие получает терминологический вопрос: учитываются особенности интерпретации понятий «медиаиндустрия», «медиаотрасль», «медиабизнес», «экосистема медиа». В фокусе авторского внимания находится также процесс становления российской медиаиндустрии в рыночных условиях и ее актуальная динамика, подтвержденная статистическими данными отрасли: объемом отечественного рынка рекламы, количеством зарегистрированных СМИ, отсылками к законодательной базе и др.

Ключевые слова:

парадигма, эмпирико-функционализм, политэкономия медиа, медиаиндустрия, медиасистема, цифровизация, трансформация российских медиа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Айрис, Бюген 2010 — Айрис А., Бюген Ж. Управление медиа-компаниями: реализация творческого потенциала. М.: Изд. дом «Университетская книга»; АНО «ШКИМБ», 2010. 560 с.

Бакулев 2010 — Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2010. 192 с.

Дунас 2011 — Дунас Д. В. “К вопросу о классификации теорий СМИ”. Вестник Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 4, 2011: 27–41.

Дунас 2015 — Дунас Д. В. “Антропологический поворот в зарубежных исследованиях СМИ: от концепций о человеке и культуре к новой дисциплине”. Этнографическое обозрение. 4, 2015: 13–26.

Землянова 2004 — Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. 416 с.

Иваницкий 2010 — Иваницкий В. Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. 347 с.

Корконосенко 2016 — Корконосенко С. Г. “Теория журналистики: от схематизма к реализму”. Вопросы теории и практики журналистики. 5 (4), 2016: 536–545.

Крысин 2002 — Крысин Л. П. “О русском языке наших дней”. Изменяющийся языковой мир: материалы междунар. науч. конф. (Пермь, 12–17 ноября 2001). Кондаков Б. В., Двинянинова Г. С. (ред.). Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2002. С. 47–54.

Кун 2015 — Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2015. 320 с.

Медиакратия 2013 — Медиакратия: современные теории и практики. Пую А. С., Бодрунова С. С. (ред.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2013. 420 с.

Медиасистема России 2015 — Медиасистема России. Вартанова Е. Л. (ред.). М.: Аспект Пресс, 2015. 384 с.

Основы медиабизнеса 2014 — Основы медиабизнеса. Вартанова Е. Л. (ред.). М.: Аспект Пресс, 2014. 360 с.

Прохоров 2011 — Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 с.

Свитич 2016 — Свитич Л. Г. “Изучение журналистики в контексте общенаучных парадигм”. Вопросы теории и практики журналистики. 5 (4), 2016: 546–561.

Смирнов 2010 — Смирнов С. С. “Медиаиндустрия России как внестатистический феномен”. Вестник Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 6, 2010: 178–187.

Федеральный закон 2006 — “Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (последняя редакция)”. Консультант Плюс. Дата публикации: 13.03.2006. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 01.05.2017).

Черных 2007 — Черных А. Мир современных медиа. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007. 308 с.

Энциклопедия 2013 — Энциклопедия мировой индустрии СМИ. Вартанова Е. Л. (ред.). М.: Аспект Пресс, 2013. 464 с.

Albarran 2010 — Albarran A. B. The Media Economy. New York: Routledge, 2010. 216 p.

Castells 2009 — Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture. Oxford: Blackwell, 2009. 656 p.

Digital Media Worlds 2014 — Digital Media Worlds: The New Economy of Media. De Prato G., Sanz E., Simon J. P. (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2014. 239 p.

Doyle 2013 — Doyle G. Understanding Media Economics. London: Sage, 2013. 232 p.

Flew 2014 — Flew T. New Media. Oxford: Oxford University Press, 2014. 304 p.

Küng et al. 2008 — Küng L., Picard R. G., Towse R. The Internet and the Mass Media. Los Angeles; London: Sage, 2008. 196 p.

McQuail 2005 — McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory. 5th ed. London: Sage, 2005. 608 p.

Picard 1989 — Picard R. G. Media Economics: Concepts and Issues. Newbury Park; London; New Delhi: Sage, 1989. 136 p.


References

Айрис, Бюген 2010 — Aris A., Bughin J. Managing Media Companies: Harnessing Creative Value. 2nd ed. West Sussex (England): Wiley, 2009. 384 p. (Russ. ed.: Airis A., Biugen Zh. Upravlenie media-kompaniiami: realizatsiia tvorcheskogo potentsiala [Management Of Media Companies: Realization Of Creative Potential]. Moscow: Universitetskaia kniga Publ. house; ANO «ShKIMB», 2010. 560 p.). (Transl. from English to Russian)

Бакулев 2010 — Bakulev G. P. Massovaia kommunikatsiia: Zapadnye teorii i kontseptsii [The Mass Communication: Western Theories and Concepts]. Moscow: Aspekt Press, 2010. 192 p. (In Russian)

Дунас 2011 — Dunas D. V. “K voprosu o klassifikatsii teorii SMI [On the Classification of the Theories of the Media]”. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Ser. 10: Journalism]. 4, 2011: 27–41. (In Russian)

Дунас 2015 — Dunas D. V. “Antropologicheskii povorot v zarubezhnykh issledovaniiakh SMI: ot kontseptsii o cheloveke i kul’ture k novoi distsipline [Anthropological Turn in Foreign Media Studies: from Concepts of a Person and Culture to a New Discipline]”. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. 4, 2015: 13–26. (In Russian)

Землянова 2004 — Zemlianova L. M. Kommunikativistika i sredstva informatsii: anglo-russkii tolkovyi slovar’ kontseptsii i terminov [Communicativistics and Media: English-Russian Explanatory Dictionary of Concepts and Terms]. Moscow: Moscow State University Press, 2004. 416 p. (In Russian)

Иваницкий 2010 — Ivanitskii V. L. Modernizatsiia zhurnalistiki: metodologicheskii etiud [Modernization of Journalism: Methodological Sketch]. Moscow: Moscow State University Press, 2010. 347 p. (In Russian)

Корконосенко 2016 — Korkonosenko S. G. “Teoriia zhurnalistiki: ot skhematizma k realizmu [The Theory of Journalism: from Schematism to Realism]”. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism]. 5, 4, 2016: 536–545. (In Russian)

Крысин 2002 — Krysin L. P. “O russkom iazyke nashikh dnei [On the Russian Language of Our Days]”. Izmeniaiushchiisia iazykovoi mir: materialy mezhdunar. nauch. konf. (Perm’, 12–17 noiabria 2001) [Changing Language World: Proceedings of the International Scientific Conference (Perm, 12–17 November, 2001]). Kondakov B. V., Dvinianinova G. S. (eds.). Perm: Perm State University Press, 2002, pp. 47–54. (In Russian)

Кун 2015 — Kuhn Th. The Structure of Scientific Revolutions. 4th ed. Chicago: Chicago University Press, 2012. 217 p. (Russ. ed.: Kun T. Struktura nauchnykh revoliutsii [Structure of Scientific Revolutions]. Moscow: AST, 2015. 320 p.). (Transl. from English to Russian)

Медиакратия 2013 — Mediakratiia: sovremennye teorii i praktiki [Mediacracy: Modern Theories and Practices]. Puiu A. S., Bodrunova S. S. (eds.). St. Petersburg: St. Petersburg State University Press, 2013. 420 p. (In Russian)

Медиасистема России 2015 — Mediasistema Rossii [Mediasystem of Russia]. Vartanova E. L. (ed.). Moscow: Aspekt Press, 2015. 384 p. (In Russian)

Основы медиабизнеса 2014 — Osnovy mediabiznesa [Fundamentals of Media Business]. Vartanova E. L. (ed.). Moscow: Aspekt Press, 2014. 360 p. (In Russian)

Прохоров 2011 — Prokhorov E. P. Vvedenie v teoriiu zhurnalistiki [Introduction to the Theory of Journalism]. Moscow: Aspekt Press, 2011. 351 p. (In Russian)

Свитич 2016 — Svitich L. G. “Izuchenie zhurnalistiki v kontekste obshchenauchnykh paradigm [The Study of Journalism in the Context of General Scientific Paradigm]”. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Problems of Theory and Practice of Journalism]. 5 (4), 2016: 546–561. (In Russian)

Смирнов 2010 — Smirnov S. S. “Mediaindustriia Rossii kak vnestatisticheskii fenomen [The Media Industry of Russia as an Extra-statistical Phenomenon]”. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Ser. 10: Journalism]. 6, 2010: 178–187. (In Russian)

Федеральный закон 2006 — “Federal’nyi zakon «O reklame» ot 13 marta 2006 g. № 38-FZ (posledniaia redaktsiia) [Federal Law “On Advertising” of 13.03.2006 No 38-FZ (last version)]”. Konsul’tant Plius [Consultant Plus]. Publication date: 13.03.2006. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (accessed date: 01.05.2017). (In Russian)

Черных 2007 — Chernykh A. Mir sovremennykh media [The World of Modern Media]. Moscow: Territoriia budushchego Publ. house, 2007. 308 p. (In Russian)

Энциклопедия 2013 — Entsiklopediia mirovoi industrii SMI [Encyclopedia of the World Media Industry]. Vartanova E. L. (ed.). Moscow: Aspekt Press, 2013. 464 p. (In Russian)

Albarran 2010 — Albarran A. B. The Media Economy. New York: Routledge, 2010. 216 p.

Castells 2009 — Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture. Oxford: Blackwell, 2009. 656 p.

Digital Media Worlds 2014 — Digital Media Worlds: The New Economy of Media. De Prato G., Sanz E., Simon J. P. (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2014. 239 p.

Doyle 2013 — Doyle G. Understanding Media Economics. London: Sage, 2013. 232 p.

Flew 2014 — Flew T. New Media. Oxford: Oxford University Press, 2014. 304 p.

Küng et al. 2008 — Küng L., Picard R. G., Towse R. The Internet and the Mass Media. Los Angeles; London: Sage, 2008. 196 p.

McQuail 2005 — McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory. 5th ed. London: Sage, 2005. 608 p.

Picard 1989 — Picard R. G. Media Economics: Concepts and Issues. Newbury Park; London; New Delhi: Sage, 1989. 136 p.

Загрузки

Опубликован

29.06.2018

Как цитировать

Вартанова, Е. Л. (2018). Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(2), 186–196. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.203

Выпуск

Раздел

Журналистика