Влияние коммуникативных параметров на пространственную ориентацию говорящего в виртуальной реальности

Авторы

  • Константин Игоревич Белоусов Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Александар Талески Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Константин Валентинович Рябинин Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Наталия Владимировна Боронникова Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.114

Аннотация

В работе делается попытка показать специфику системы пространственной ориентации говорящего как комплекса когнитивных функций в виртуальной реальности (VR). Пространственная ориентация может быть эгоцентрической, аллоцентрической или геоцентрической в зависимости от того, какой дейктик используется в качестве точки отсчета при ориентации в виртуальной реальности. Использование того или иного типа пространственной ориентации в виртуальной реальности может быть обусловлено различными факторами. В работе исследуется, как коммуникативные параметры, встроенные в смоделированные VR-сцены, могут повлиять на пространственную ориентацию говорящего. С этой целью был проведен эксперимент в VR-среде с использованием пяти сцен с различными коммуникативными параметрами. Рассмотрение связи между коммуникативными параметрами, внедренными в пять различных сцен, и когнитивными процессами ориентации говорящего в виртуальной реальности предлагается впервые. Особенности ориентации говорящего представлены в рамках трех различных дейктических и коммуникативных аспектов: оппозиция личностно-ориентированных и дистанционно-ориентированных систем; сами коммуникативные ситуации и их внутренние параметры; положение референта в проксимальной, медиальной и дистальной позициях. В эксперименте приняли участие 24 информанта. В качестве материала было получено 725 реакций, представленных в виде размеченных реплик, которые были проанализированы и обработаны в информационной системе «Семограф». Результаты анализа показали, что при общении в виртуальной реальности аллоцентрическая ориентация преобладает даже при проксимальном положении референта, дейктическая система координат может быть полностью интегрирована в определенные коммуникативные ситуации, а определенные коммуникативные параметры могут влиять на пространственную ориентацию говорящего. В статье обсуждаются механизмы пространственной ориентации, которые могли бы объяснить результаты, и предлагаются рекомендации для будущих экспериментов.

Ключевые слова:

пространственная ориентация, виртуальная реальность, дейксис, точка отсчета, коммуникация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

Anderson, Keenan 1985 — Anderson S. R., Keenan Е. Deixis. In: Language Typology and Syntactic Fieldwork. Vol. 3. Shopen T. (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 259–308.

Anokhin 1968 — Anokhin P. Biology and neurophysiology of the conditioned reflex. Moscow: Meditsina Publ., 1968. (In Russian)

Apresyan 1995 — Apresyan Yu. Selected Works. Lexical semantics. Synonymous language means. 2nd ed., rev. and add. Vol. I. Moscow: Shkola “Iazyki russkoi kul’tury” Publ., 1995. (In Russian)

Becker et al. 2019 — Becker J., Meyer U., Eichler T., Draheim S. A Supernatural VR Environment for Spatial User Rotation. In: IEEE Conference on Virtual Reality and 3D User Interfaces (VR). Abbott D. (ed.). 2019. P. 850–851. https://doi.org/10.1109/VR. 2019.8798290

Berthele 2006 — Berthele R. Ort und Weg. Berlin: Walter de Gruyter, 2006. https://doi.org/10.1515/97831-10890464

Biocca, Levy 1995 — Biocca F., Levy M. R. Communication applications of virtual reality. In: Communication in the age of virtual reality. Jennings B., Dolf Z. (eds). Hillsdale: Erlbaum. 1995. P. 127–157. https://doi.org/10.4324/9781410603128

Blascovich et al. 2002 — Blascovich J., Loomis J., Beall A. C., Swinth K. R., Hoyt C. L., Bailenson J. N. Immersive Virtual Environment Technology as a Methodological Tool for Social Psychology. Psychological Inquiry. 2002, 13 (2): 103–124. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1302_01

Bohil et al. 2009 — Bohil C., Owen C. B., Jeong E., Alicea B., Biocca F. Virtual reality and presence. In: Twenty first century communication: a reference handbook. Eadie W. F. (ed.). Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc. 2009, P. 534–544. https://doi.org/10.4135/9781412964005

Bryant 1992 — Bryant D. J. A spatial representation system in humans.Psycholoquy. 1992, 3 (16): 1.

Buckely et al. 2016 — Buckley J., Phelan J., Seery N., Canty D. Assessing visual perception in virtual reality environments. In: Tiernan P. (ed.). Proceedings of the 33rd International Manufacturing Conference. Limerick: University of Limerick, 2016.

Byagowi, Moussavi 2012 — Byagowi A., Moussavi Z. Design of a Virtual Reality Navigational (VRN) experiment for assessment of egocentric spatial cognition. In: 2012 Annual International Conference of the IEEE Engineering in Medicine and Biology Society, San Diego, California, USA. San Diego, 2012. P. 4812–4815. https://doi.org/10.1109/EMBC. 2012.6347070

Creem-Regehr et al. 2015 — Creem-Regehr S. H., Stefanucci J. K., Thompson W. B. Chapter six — Perceiving absolute scale in virtual environments: How theory and application have mutually informed the role of body-based perception. Psychology of Learning and Motivation. 2015, (62): 195–224. https://doi.org/10.1016/bs.plm.2014.09.006

Diessel 1999 — Diessel H. Demonstratives: Form, function, and grammaticalization. Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1999. https://doi.org/10.1075/tsl.42

Fillmore 1975 — Fillmore C J. Lectures on Deixis 1971. In: Indiana University Linguistics Club. Berkeley: University of California, 1975. P. 217–306.

Fillmore 1982 — Fillmore C. J. Towards a Descriptive Framework for Spatial Deixis. In: Space, Place and Action: Studies in Deixis and Ralated Topics. Jarvella R., Klein W. (eds). Chichester: Wiley, 1982. P. 31–59.

Fox et al. 2009 — Fox J., Arena D., Bailenson J. N. Virtual Reality: A survival guide for the social scientist. Journal of Media Psychology. 2009, 21 (3): 95–113. https://doi.org/10.1027-/1864-1105.21.3.95

Gak 1998 — Gak V. Language transformations. Moscow: Shkola “Iazyki russkoi kul’tury” Publ., 1998. (In Russian)

Gramann 2013 — Gramann K. Embodiment of Spatial Reference Frames and Individual Differences in Reference Frame Proclivity. Spatial Cognition & Computation: An Interdisciplinary Journal. 2013, 13 (1): 1–25. https://doi.org/10.1080/13875868.2011.589038

Interrante et al. 2006 — Interrante V., Ries B., Anderson L. Distance perception in immersive virtual environments, revisited. Virtual Reality Conference, IEEE. 2006: 3–10. https://doi.org/10.1109/VR.2006.52

Jones et al. 2019 — Jones J. A., Hopper J. E., Bolas M. T., Krum D. M. Orientation Perception in Real and Virtual Environments. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. 2019, 25 (5): 2050–2060. https://doi.org/10.1109/TVCG.2019.2898798

Jungbluth 2003 — Jungbluth K. Deictics in the Conversation Dyad: Findings in Spanish and Some Crosslinguistic Outlines. In: Deictic Conceptualization of Space, Time and Person. Lenz F. (ed.). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamin Publishing Company, 2003. P. 13–40. https://doi.org/10.1075/pbns.112.04jun

Keshner, Kenyon 2009 — Keshner E. A., Kenyon R. V. Postural and spatial orientation driven by virtual reality. Studies in Health Technology and Informatics. 2009, (145): 209–228. https://doi.org/-10.3233/978-1-60750-018-6-209

Klatzky 1998 — Klatzky R. L. Allocentric and egocentric spatial representations: Definitions, distinctions, and interconnections. In: Lecture Notes in Artificial Intelligence. Freksa C., Habel C., Wender K. (eds). Berlin; Heidelberg: Springer, 1998. P. 1–18. https://doi.org/10.1007/3-540-69342-4_1

Levinson 1994 — Levinson S. C. Vision, shape, and linguistic description: Tzeltal body-part terminology and object description. Linguistics. 1994, 32 (4/5): 791–856. https://doi.org/10.1515/ling.1994.32.4-5.791

Levinson 1996 — Levinson S. C. Frames of reference and Molyneux’s question: Crosslinguistic evidence. In: Language and Space. 1996: 109–169. https://doi.org/10.1146/annurev-.anthro.25.1.353

Levinson 2003 — Levinson S. C. Space in language and cognition: Explorations in cognitive diversity. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. https://doi.org/10.1017/CBO9780511613609

Leyrer et al. 2011 — Leyrer M., Linkenauger S. A., Bülthoff H. H., Kloos U., Mohler B. The Influence of Eye Height and Avatars on Egocentric Distance Estimates in Immersive Virtual Environments. In: Proceedings of the ACM SIGGRAPH Symposium on Applied Perception in Graphics and Visualization (APGV ‘11), Toulouse, France. Toulouse, 2011. P. 67–74. https://doi.org/10.-1145/2077451.2077464

Lowood 2021 — Lowood H. E. (n. d.). Virtual Reality. Encyclopedia Britannica. Retrieved May 13, 2021, from https://www.britannica.com/technology/virtual-reality (accessed: 15.03.2023).

Mariner 2007 — Mariner L. Cleared for Takeoff: English for Pilots. Book 1. California: AE Link Publications, 2007.

Mohler et al. 2006 — Mohler B. J., Creem-Regehr S. H., Thompson W. B. The influence of feedback on egocentric distance judgments in real and virtual environments. In: Proceedings of the 3rd symposium on Applied perception in graphics and visualization (APGV ‘06), Boston Massachusetts USA. Boston, 2006. P. 9–14. https://doi.org/10.1145/1140491.1140493

Morganti et al. 2013 — Morganti F., Stefanini S., Riva G. From allo- to egocentric spatial ability in early Alzheimer’s disease: A study with virtual reality spatial tasks. Cognitive Neuroscience. 2013, 4 (3–4): 171–180. https://doi.org/10.1080/17588928.2013.854762

Opalka 1982 — Opalka H. Representations of Local Ni-Deixis in Swahili in Relation to Bühler’s “Origo des Zeigfelds”. In: Here and There. Weissenbord J., Klein W. (eds). Amsterdam: John Benjamins, 1982, P. 65–79.

Pan, Hamilton 2018 — Pan X., Hamilton A. F. C. Why and how to use virtual reality to study human social interaction: The challenges of exploring a new research landscape. British Journal of Psychology. 2018, 109 (3): 395–417. https://doi.org/10.1111/bjop.12290

Pastel et al. 2020 — Pastel S., Chen C. H., Bürger D., Naujoks M., Martin L. F., Petri K., Witte K. Spatial orientation in virtual environment compared to real-world. Journal of Motor Behavior. 2020, 53 (6): 693–706. https://doi.org/10.1080/00222895.2020.1843390

Peeters 2019 — Peeters D. Virtual reality: A game-changing method for the language sciences. Psychonomic Bulletin & Review. 2019, 26 (3): 894–900. https://doi.org/10.3758/s13423-019-01571-3

Pfeiffer 2012 — Pfeiffer T. Using virtual reality technology in linguistic research. In: Virtual Reality Workshops (VR), IEEE, Costa Mesa, CA, USA. Costa Mesa, 2012. P. 83–84. https://doi.org/10.1109/-vr.2012.6180893

Phillips et al. 2012 — Phillips L., Interrante V., Kaeding M., Ries B., Anderson L. Correlations Between Physiological Response, Gait, Personality, and Presence in Immersive Virtual Environments. Presence. 2012, 21 (2): 119–141. https://doi.org/10.1162/PRES_a_00100

Rostovtsev-Popel’ 2009 — Rostovtsev-Popel’ A. A. Typology of demonstrations: Average deictics. Voprosyiazykoznaniia. 2009, (2): 22–34. (In Russian)

Shelton, McNamara 1997 — Shelton A. L., McNamara T. P. Multiple views of spatial memory. In: Psychonomic Bulletin & Review. 1997, 4 (1): 102–106. https://doi.org/10.3758/BF03210780

Uspenskiy 2011 — Uspenskiy B. Deixis and secondary semiosis in language. Voprosyiazykoznaniia. 2011, (2): 3–30. (In Russian)

Wartenberg et al. 1998 — Wartenberg F., May M., Pґeruch P. Spatial orientation in virtual environments: Background considerations and experiments. In: Spatial cognition. Freksa C., Habel C., Wender K.(eds). New Jercy: Lawrence Elrbaum Associates, Inc., 1998. P. 469–489. https://doi.org/10.1007/3-540-69342-4_22

Wilson, Soranzo 2015 — Wilson C. J., Soranzo A. The Use of Virtual Reality in Psychology: A Case Study in Visual Perception. In: Computational and Mathematical Methods in Medicine. 2015, ID 151702. https://doi.org/10.1155/2015/151702

Wolbers, Hegarty 2010 — Wolbers T., Hegarty M. What determines our navigational abilities? Trends in Cognitive Sciences. 2010, 14 (3): 138–146. https://doi.org/10.1016/j.tics.-2010.01.001

Загрузки

Опубликован

14.07.2024

Как цитировать

Белоусов, К. И., Талески, А., Рябинин, К. В., & Боронникова, Н. В. (2024). Влияние коммуникативных параметров на пространственную ориентацию говорящего в виртуальной реальности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 21(1), 269–287. https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.114

Выпуск

Раздел

Языкознание