Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах

Авторы

  • Анна Алексеевна Новикова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
  • Илья Вадимович Кирия Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.210

Аннотация

В статье рассматриваются изменения в журналистике как способе производства символических форм. Анализируются новые эстетические и технологические подходы к созданию журналистских проектов в мультимедийных и многоплатформенных средах, а также используемые ими методы воздействия на аудиторию. Эти изменения, по мнению авторов статьи, в первую очередь обусловлены тем, что журналистика все меньше стремится удовлетворять когнитивные потребности аудитории (эти потребности в новой технологической ситуации удовлетворяются иными способами), она уделяет больше внимания иным (в частности, аффективным) потребностям. Одним из ключевых понятий для исследования становится иммерсивность как набор приемов эстетического воздействия на зрителя, позволяющий вовлекать его в мультимедийную или трансмедийную среду экранного повествования. Рассматривая стремление к вовлечению публики в художественное пространство как традиционный (обусловленный природой зрелищных искусств) способ коммуникации между автором и зрителем, исследователи подробно останавливаются на приемах, характерных для последних десятилетий развития медиаиндустрии. Важную роль в процессе гибридизации творческих методов журналистики и зрелищных искусств, на взгляд авторов, сыграла выработка новых приемов подачи информации, получивших название «инфотейнмент». Сначала они использовались преимущественно в телевизионных новостях, а затем стали универсальным инструментом современного экранного языка, легли в основу мультимедийного повествования. Сравнивая особенности пространства и времени действия мультимедийных и трансмедийных проектов, авторы приходят к выводу, что эстетическое единство в них достигается разными способами. Для мультимедийных проектов определяющим оказывается единое игровое пространство экранного действия (проектируемое дизайнерами и программистами, осваиваемое зрителем в рамках пользовательского интерфейса). Трансмедийные же истории, в которых действие развивается на разных платформах (часто независимых друг от друга, не имеющих единого пространства и времени действия), сохраняют свою целостность преимущественно благодаря общим героям и ценностям, которые формируют мифологию и миссию проекта, удерживают пользователей и стимулируют их участие в повествовании.

Ключевые слова:

эстетика, иммерсивность, мультимедийная журналистика, инфотейнмент, трансмедийные проекты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Живые книги S. a. — “Живые книги ИКЕА”. ИКЕА. S. a. URL: http://www.ikea.com/ext/ru/literatura/#nav (дата обращения: 15.09.2017).

Миклашевская [2018] — Миклашевская О. “Амбициозные книжные планы”. YouTube. [2018]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC1Ago_mTT3YfmRgeSECya3A (дата обращения: 29.06.2018).

Chris Milk 2015 — “Chris Milk, Spike Jonze, and VICE News Bring the First-Ever Virtual Reality Newscast to Sundance”. VICE News. Дата публикации: 23.01.2015. URL: https://news.vice.com/article/chrismilk-spike-jonze-and-vice-news-bring-the-first-ever-virtual-reality-newscast-to-sundance (дата обращения: 14.09.2017).

Edge 2014 — Edge A. “Why Al Jazeera has launched its first newsgame”. Journalism.co.uk. Дата публикации: 25.09.2014. URL: https://www.journalism.co.uk/news/why-al-jazeera-has-launched-its-firstnews-game/s2/a562575/ (дата обращения: 14.09.2017).


Литература

Волкова 2014 — Волкова И. И. “Игровые форматы мультимедийной журналистики”. Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Литературоведение. Журналистика». 1, 2014: 105–112.

Грау 2013 — Грау О. Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований. Гайсин А. М. (пер.). СПб.: Эйдос, 2013. 56 с.

Дворко 2014 — Дворко Н. И. “Интерактивный документальный фильм: творческая интерпретация действительности”. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 10–1, 2014: 24–27.

Замков и др. 2017 — Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М. и др. “Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемы образования”. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 13, 1, 2017: 166–172.

Ковач, Розенстил 2004 — Ковач Б., Розенстил Т. Элементы журналистики: Что должны знать сотрудники отделов новостей и что общественность должна от них ожидать. Гуревич Д. (пер.), Дмитриев О. А., Качкаева А. Г. (предисл., ред.). М.: Престиж, 2004. 188 с.

Лосев 1977 — Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 207 с.

Уразова 2010 — Уразова С. Л. “Конвергентно-интегративные аспекты эволюции СМИ в век массовой информации”. Вестник Всероссийского гос. ин-та кинематографии. 5, 2010: 114–123.

Уразова 2013 — Уразова С. Л. От «зеркала Нарцисса» к экранной реальности: ТВ в контексте трансформаций цифрового времени. М.: Русника, 2013. 392 с.

Эко 2004 — Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. Шурбелев А. (пер.). СПб.: Академический проект, 2004. 384 с.

Comprendre 2007 — Comprendre le cinéma et les images. Gardies R. (ed.). Paris: Armand Colin, 2007. 308 p.

Gambarato et al. 2016 — Gambarato R. R., Alzamora G. C., Tarcia L. “Russian News Coverage of the 2014 Sochi Winter Olympic Games: A Transmedia Analysis”. International Journal of Communication. 10, 2016: 1446–1469.

Haak et al. 2012 — Haak B. van der, Parks M., Castells M. The Future of Journalism: Networked Journalism. International Journal of Communication. 6, 2012: 2923–2938.

Jenkins 2011 — Jenkins H. “Transmedia 202: Further Reflections”. Confessions of an Aca-Fan. Дата публикации: 31.07.2011. URL: http://henryjenkins.org/2011/08/defining_transmedia_further_re.html (дата обращения: 20.02.2017).

Jost 2004 — Jost F. L’Introduction à l’analyse de la télévision. Paris: Ellipses, 2004. 174 p.

Katz et al. 1973 — Katz E., Gurevitch M., Haas H. On the Use of the Mass Media for Important Things. American Sociological Review. 38, 2, 1973: 164–181.

Manovich 2001 — Manovich L. The Language of New Media. Cambridge; London (MA): MIT Press, 2001. 393 p.

Novikova 2014 — Novikova A. A. “Infotainment on Russian TV as a Tool of Desacralization of Soviet Myths and Creation of a Myth about the Future”. IC Revista Científica de Información y Comunicación. 11, 2014: 229–244.

Rose 2012 — Rose F. The Art of Immersion: How the Digital Generation Is Remaking Hollywood, Madison Avenue, and the Way We Tell Stories NewYork; London: W. W. Norton & Company, 2012. 384 p.

Thussu 2008 — Thussu D. K. News As Entertainment: the Rise of Global Infotainment. London: Sage, 2008. 224 p.


Text sources

Живые книги S. a. — “Zhivye knigi IKEA [Live IKEA Books]”. ИКЕА [IKEA]. S. a. URL: http://www.ikea.com/ext/ru/literatura/#nav (accessed date: 15.09.2017). (In Russian)

Миклашевская [2018] — Miklashevskaia O. “Ambitsioznye knizhnye plany [Ambitious Book Plans]”. YouTube. [2018]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC1Ago_mTT3YfmRgeSECya3A (accessed date: 29.06.2018). (In Russian)

Chris Milk 2015 — “Chris Milk, Spike Jonze, and VICE News Bring the First-Ever Virtual Reality Newscast to Sundance”. VICE News. Publication date: 23.01.2015. URL: https://news.vice.com/article/chrismilk-spike-jonze-and-vice-news-bring-the-first-ever-virtual-reality-newscast-to-sundance (accessed date: 14.09.2017).

Edge 2014 — Edge A. “Why Al Jazeera has launched its first newsgame”. Journalism.co.uk. Publication date: 25.09.2014. URL: https://www.journalism.co.uk/news/why-al-jazeera-has-launched-its-first-newsgame/s2/a562575/ (accessed date: 14.09.2017).


References

Волкова 2014 — Volkova I. I. “Igrovye formaty mul’timediinoi zhurnalistiki” [Game Formats of Multimedia Journalism]. Vestnik Ros. un-ta druzhby narodov. Ser. «Literaturovedenie. Zhurnalistika» [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Literature and Journalism]. 1, 2014: 105–112. (In Russian)

Грау 2013 — Grau O. Immersion & Emotion — Zwei Bildwissenschaftliche Schlusselbegriffe. Mediale Emotionen: Zur Lenkung von Gefühlen durch Bild und Sound. Grau O., Keil A. (Hrsg.). Frankfurt a.M.: Fischer, 2005. S. 70–106. (Russ. ed.: Grau O. Emotsii i immersiia: kliuchevye elementy vizual’nykh issledovanii [Emotions and Immersion: Key Elements of Visual Research]. Gaisin A. M. (transl.). St. Petersburg: Eidos Publ., 2013. 56 p.). (Transl. from German to Russian)

Дворко 2014 — Dvorko N. I. “Interaktivnyi dokumental’nyi fil’m: tvorcheskaia interpretatsiia deistvitel’nosti [Interactive Documentary: a Creative Interpretation of Reality]”. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences]. 10–1, 2014: 24–27. (In Russian)

Замков и др. 2017 — Zamkov A. V., Krasheninnikova M. A., Lukina M. M. et al. “Immersivnaia zhurnalistika: podkhody k teorii i problemy obrazovaniia [Immersive Journalism: Approaches to the Theory and Problems of Education]”. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern Information Technologies and IT-Education]. 13, 1, 2017: 166–172. (In Russian)

Ковач, Розенстил 2004 — Kovach B., Rosenstiel T. The Elements of Journalism: What Newspeople Should Know and the Public Should Expect. New York: Crown Publishers, 2001. 208 p. (Russ. ed.: Kovach B., Rosenstil T. Elementy zhurnalistiki: Chto dolzhny znat’ sotrudniki otdelov novostei i chto obshchestvennost’ dolzhna ot nikh ozhidat’ [Elements of Journalism: What Newspeople Should Know and the Public Should Expect]. Gurevich D. (transl.), Dmitriev O. A., Kachkaeva A. G. (preface, ed.). Moscow: Prestizh Publ., 2004. 188 p.) (Transl. from English to Russian)

Лосев 1977 — Losev A. F. Antichnaia filosofiia istorii [Ancient Philosophy of History]. Moscow: Nauka Publ., 1977. 207 p. (In Russian)

Уразова 2010 — Urazova S. L. “Konvergentno-integrativnye aspekty evoliutsii SMI v vek massovoi informatsii” [Convergent-integrative Aspects of Media Evolution in the Age of the Media]. Vestnik Vserossiiskogo gos. in-ta kinematografii [Bulletin of All-Russian State Institute of Cinematography]. 5, 2010: 114–123. (In Russian)

Уразова 2013 — Urazova S. L. Ot «zerkala Nartsissa» k ekrannoi real’nosti: TV v kontekste transformatsii tsifrovogo vremeni [From the “Mirror of Narcissus” to the Screen Reality. TV in the Context of Digital Time Transformations]. Moscow: Rusnika Publ., 2013. 392 p. (In Russian)

Эко 2004 — Eco U. Opera aperta: Forma e indeterminazione nelle poetiche contemporanee. Milano: Bompiani Publ., 1967. 374 p. (Russ. ed.: Eko U. Otkrytoe proizvedenie: Forma i neopredelennost’ v sovremennoi poetike [The Open Work: Form and Uncertainty in Modern Poetics]. Shurbelev A. (transl.). St. Petersburg: Akademicheskii proekt Publ., 2004. 384 p.). (Transl. from Italian to Russian)

Comprendre 2007 — Comprendre le cinéma et les images. Gardies R. (ed.). Paris: Armand Colin, 2007. 308 p.

Gambarato et al. 2016 — Gambarato R. R., Alzamora G. C., Tarcia L. “Russian News Coverage of the 2014 Sochi Winter Olympic Games: A Transmedia Analysis”. International Journal of Communication. 10, 2016: 1446–1469.

Haak et al. 2012 — Haak B. van der, Parks M., Castells M. The Future of Journalism: Networked Journalism. International Journal of Communication. 6, 2012: 2923–2938.

Jenkins 2011 — Jenkins H. “Transmedia 202: Further Reflections”. Confessions of an Aca-Fan. Publication date: 31.07.2011. URL: http://henryjenkins.org/2011/08/defining_transmedia_further_re.html (accessed date: 20.02.2017).

Jost 2004 — Jost F. L’Introduction à l’analyse de la télévision. Paris: Ellipses, 2004. 174 p.

Katz et al. 1973 — Katz E., Gurevitch M., Haas H. On the Use of the Mass Media for Important Things. American Sociological Review. 38, 2, 1973: 164–181.

Manovich 2001 — Manovich L. The Language of New Media. Cambridge; London (MA): MIT Press, 2001. 393 p.

Novikova 2014 — Novikova A. A. “Infotainment on Russian TV as a Tool of Desacralization of Soviet Myths and Creation of a Myth about the Future”. IC Revista Científica de Información y Comunicación. 11, 2014: 229–244.

Rose 2012 — Rose F. The Art of Immersion: How the Digital Generation Is Remaking Hollywood, Madison Avenue, and the Way We Tell Stories NewYork; London: W. W. Norton & Company, 2012. 384 p.

Thussu 2008 — Thussu D. K. News As Entertainment: the Rise of Global Infotainment. London: Sage, 2008. 224 p.

Загрузки

Опубликован

29.06.2018

Как цитировать

Новикова, А. А., & Кирия, И. В. (2018). Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(2), 276–288. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.210

Выпуск

Раздел

Журналистика