Критика нового героя в кино (Л. Висконти) и литературе (Ф.М. Достоевский)

Авторы

  • Надежда Яковлевна Григорьева Тюбингенский университет, Германия, D-72074, Тюбинген, Славянский Семинар Тюбингенского университета, Вильхельмштрассе 50 https://orcid.org/0000-0001-8905-837X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.302

Аннотация

В статье анализируется философская основа образа «нового героя» в литературе и кино. Сопоставление «новых героев» в избранных литературных и кинематографических произведениях проводится с использованием интермедиального и интертекстуального анализа в контексте философии экзистенциализма и т. н. философской антропологии, изучающей природу и сущность человека. В качестве материала для сравнительного анализа сущности «новых людей» и ее эстетического осмысления служат роман «Бесы» Ф.М.Достоевского и поздние фильмы Л.Висконти «Гибель богов», «Людвиг» и «Семейный портрет в интерьере». В работе делается попытка расширить интертекстуальный горизонт исследований о Висконти: с этой целью предлагаются к рассмотрению новые параллели между фильмами режиссера и творчеством Достоевского, кроме того кинематография Висконти ставится в контекст «тоталитарной» антропологии Германии и Франции. В статье утверждается, что итальянский режиссер, вслед за русским писателем XIX в. и европейскими философами ХХ в., критикует героя, ориентированного на разрушение старого и установление нового порядка. Подобный революционер у Висконти страдает «патологией свободы» и отсылает, с одной стороны, к образу нигилиста из романов Достоевского, а с другой — к фигуре суверена из философско-антропологических сочинений немецких и французских авторов 1930–50-х годов. В своих фильмах «Гибель богов», «Людвиг» и «Семейный портрет в интерьере» Висконти перенимает у Достоевского не только ряд мотивов, но и главную идею русского писателя, полагающего, что улучшение человеческой природы возможно
лишь после второго пришествия Христа — после парусии. Однако режиссер переосмысливает эту идею, помещая своих нигилистов в декоративное кинематографическое пространство, построенное по принципу «роскоши».

Ключевые слова:

нигилизм, антропология, экзистенциализм, новый герой, кинематограф

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Батай 1997 — Батай Ж. Внутренний опыт. С. Л. Фокин (Пер. с фр.). СПб.: Axioma/Мифрил, 1997. 336 с.

Батай 2006 — Батай Ж. Суверенность. В кн.: Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология. Т. А. Левина, О. Е. Иванова (пер. с фр.). М.: Ладомир, 2006. С. 313–487.

Бахтин 2000 — Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского (1929). В кн.: Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. Т. 2. М.: Русские словари, 2000. С. 7–175.

Висконти (3) 1990 — Висконти Л. «Я рассказываю эти истории, как рассказал бы реквием». Пер. с итал. Г. Кремнева. В сб: Висконти о Висконти. М.: Радуга, 1990. С. 252-254.

Гозенпуд 1971 — Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. Л.: Музыка, 1971. 176 с.

Горнфельд 1913 — Горнфельд А. Вагнер и Достоевский (к 100-летию со дня рождения Р. Вагнера). Русские ведомости. 1913, (114): 2.

Жданова 2005 — Жданова В. «В моде был некоторый беспорядок умов» (Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» и фильм Л. Висконти «Гибель богов»). Наш современник. 2005, (3). С. 251-264. Цит. по: http://nash–sovremennik.ru/p.php?y=2005&n=3&id=23 (дата обращения: 15.09.2020).

Камю 1990 — Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. 415 с.

Коршунов 2014 — Коршунов В. Висконти и Эйзенштейн: диалог титанов. В сб.: Путешествие в Италию — путешествие в Россию. Сб. ст. по материалам итало-российских исторических конференций. Е. В. Крупенина (отв. ред.). М.: Типография ВП-Принт, 2014. С. 241–244.

Ронкорони 1990 — Ронкорони С. Диалог с автором. О. Боброва (пер. с итал.). В сб. Висконти о Висконти. М.: Радуга, 1990. С. 139-156.

Смирнов 1994 — Смирнов И. П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 1994. 352 с.

Шмитт 2005 — Шмитт К. Диктатура: от истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. Ю. Ю. Коринц (пер. с нем.), Д. В. Скляднев (ред.). СПб.: Наука, 2005. 329 с.

Эйзенштейн 2002 — Эйзенштейн С. Метод. Т. 2. Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр, 2002. 688 p.

Bacon 1998 — Bacon H. Explorations of Beaty and Decay. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 285 p.

Bartlett 1995 — Bartlett R. Wagner and Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 405 p.

Lenz 2017 — Lenz F. Ludwig. Viscontis Spätwerk im Kontext deutscher Ludwig-Filme. In: Glasenapp J. (Hg.) Luchino Visconti. Film-Konzepte. 2017, 48 (10): 90–106.

Schifano 1988 — Schifano L. Luchino Visconti: Fürst des Films. Aus dem Franz. von T. M. Bullinger. Gernsbach: Casimir Katz Verlag, 1988. 544 p.

Stern 1936 — Stern G. Pathologie de la liberté. Recherches Philosophiques. 1936–1937, (VI): 22–54.

Stiglegger 2017 — Stiglegger M. Karneval des Todes. Luchino Viscontis “La caduta degli dei”. In: Glasenapp J. (Hg.) Luchino Visconti. Film-Konzepte. 2017, 48 (10): 64–79.

Stirling 1979 — Stirling M. A Screen of Time. A Study of Luchino Visconti. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1979. 295 p.

References

Батай 1997 — Bataille G. Internal experience. S. Fokin (transl. from French). St. Petersburg: Axioma/Mifril Publ., 1997. 336 p. (In Russian)

Батай 2006 — Bataille G. Sovereignty. In: Bataille G. “Prokliataia chast'”: Sakral'naia sotsiologiia. T. Levina, O. Ivanova (transl. from French). Moscow: Ladomir Publ., 2006. P. 313–487 (In Russian)

Бахтин 2000 — Bakhtin М. М. Problems of Dostoevsky’s Creative Art (1929). V: Bakhtin М. М. Collected works in 7 vol. Vol. 2. Мoscow: Russkie slovari Publ., 2000. P. 7–175. (In Russian)

Висконти (3) 1990 — Visconti L. «I tell these stories as I would tell a requiem». G. Kremnev. (transl. from Italian). In: Visconti about Visconti. Мoscow: Raduga, 1990. P. 252-254. (In Russian)

Гозенпуд 1971 — Gozenpud А. А. Dostoevsky and Music. Leningrad: Muzyka Publ., 1971. 176 p. (In Russian)

Горнфельд 1913 — Gornfeld А. Wagner and Dostoevsky. Russkie vedomosti. 1913, (114): 2. (In Russian)

Жданова 2005 — Zhdanova V. Fashionable was some chaos in minds (F. M. Dostoevsky’s novel “Besy” and L. Viskonti’s film “The Damned”). Nash sovremennik. 2005, (3). Accessed August 15, 2020. http://nash–sovremennik.ru/p.php?y=2005&n=3&id=23 (accessed: 20.12.2020) (In Russian)

Камю 1990 — Camus A. Rebellious man. Philosophy. Politics. Art. Transl. from French. Moscow: Politizdat Publ., 1990. 415 p. (In Russian)

Коршунов 2014 — Korshunov V. Visconti and Eisenstein: Dialogue of the Titans. In: Puteshestvie v Italiiu — puteshestvie v Rossiiu. Sbornik statei po materialam italo-rossiiskikh istoricheskikh konferentsii. E. V. Krupenina (ed.). M.: Tipografiia VP-Print Publ., 2014. P. 241–244. (In Russian)

Ронкорони 1990 — Roncoroni S. Dialog with the Author. O. Bobrova (transl. from Italian). In: Visconti about Visconti. Мoscow: Raduga, 1990. P. 139-156. (In Russian)

Смирнов 1994 — Smirnov I. P. Psychodiachronology: History of Russian Literature from Romanticism to the Present. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 1994. 352 p. (In Russian)

Шмитт 2005 — Schmitt C. Die Diktatur. Von den Anfängen des modernen Souveränitätsgedankens bis zum proletarischen Klassenkampf. Iu. Iu. Korints (transl. from German). St. Petersburg: Nauka Publ., 2005. 329 p. (In Russian)

Эйзенштейн 2002 — Eisenstein S. The Method. Vol. 2. Tayny masterov. Moscow: Eizenshtein-tsentr Publ., 2002. 688 p. (In Russian)

Bacon 1998 — Bacon H. Explorations of Beaty and Decay. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

Bartlett 1995 — Bartlett R. Wagner and Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 405 p.

Lenz 2017 — Lenz F. Ludwig. Viscontis Spätwerk im Kontext deutscher Ludwig-Filme. In: Glasenapp J. (Hg.) Luchino Visconti. Film-Konzepte. 2017, 48 (10): 90–106.

Schifano 1988 — Schifano L. Luchino Visconti: Fürst des Films. Aus dem Franz. von T.M. Bullinger. Gernsbach: Casimir Katz Verlag, 1988. 544 p.

Stern 1936 — Stern G. Pathologie de la liberté. Recherches Philosophiques. 1936–1937, (VI): 22–54.

Stiglegger 2017 — Stiglegger M. Karneval des Todes. Luchino Viscontis La caduta degli dei. In: Glasenapp J. (Hg.) Luchino Visconti. Film-Konzepte. 2017, 48 (10): 64–79.

Stirling 1979 — Stirling M. A Screen of Time. A Study of Luchino Visconti. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1979. 295 p.

Загрузки

Опубликован

17.11.2021

Как цитировать

Григорьева , Н. Я. (2021). Критика нового героя в кино (Л. Висконти) и литературе (Ф.М. Достоевский). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 18(3), 444–459. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.302

Выпуск

Раздел

Литературоведение