Когнитивный сценарий процесса языковой категоризации

Авторы

  • Ольга Аркадьевна Сулейманова Московский городской педагогический университет, Россия, 105064, Москва, пер. Малый Казенный, 5 Б https://orcid.org/0000-0002-4972-0338
  • Альбина Александровна Водяницкая Московский городской педагогический университет, Россия, 105064, Москва, пер. Малый Казенный, 5 Б
  • Марина Аркадьевна Фомина Московский городской педагогический университет, Россия, 105064, Москва, пер. Малый Казенный, 5 Б https://orcid.org/0000-0002-1771-6334

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.209

Аннотация

Развитие когнитивной парадигмы стимулирует интерес к  процессам языковой категоризации, языковым средствам ее выражения, однако вербализация процесса категоризации, а  также ряд вопросов, связанных с  интерпретацией артикля как специального репрезентанта категоризации, не получили описания, что делает актуальным анализ того, как вербализуется данный процесс, какие языковые средства реализуют данную когнитивную операцию. Ставится задача выстраивания фрейма процесса категоризации, выявления принципов профилирования в его описании, выделения языковых средств его вербализации. Методология исследования включает: отбор методом сплошной выборки из словаря С.И.Ожегова языковых единиц, описывающих данный процесс; выстраивание фрейма процесса категоризации (процедура принятия решения об отнесении объекта к некоторой категории, процесс «взвешивания» решения, операция категоризации как таковая — приписывание объекта к тому или иному классу, характеристика степени уверенности говорящего в  его решении, выраженности принадлежности к классу; соотнесение объекта с классом объектов, но не приписывание к нему). В результате исследования выделены единицы, которые профилируют соответствующие операции — акцентируют путь получения знания, способ его вербализации (обозначать, выглядеть), сопутствующие обстоятельства, аспекты принятия решения: колебания (все-таки), (не)уверенность в принятом решении (вроде, как будто), оценку соответствия объекта требованиям, предъявляемым к объектам данной категории (идентичный, похожий, настоящий), устанавливают подобие объектов разных классов (похожий), акцентируют результат когнитивной операции уподобления/расподобления (мнимый, ложный, схожий), констатируют слабое соответствие объекта свойствам, которые позволяют отнести его к данному классу («худший» представитель класса: заурядный, захудалый, никудышный).

Ключевые слова:

языковая категоризация, фрейм процесса категоризации, когнитивная операция, класс объектов, принцип профилирования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Безукладова 2013 — Безукладова И. Ю. Особенности категоризации физических и ментальных индивидуальных пространств в языке. Когнитивные исследования языка. 2013, (13): 145–151.

Болдырев 2010 — Болдырев Н. Н. Категориальный уровень представления знаний в языке: модусная категория отрицания. Когнитивные исследования языка. 2010, (7): 45–60.

Вербицкая 2015 — Вербицкая Л. А. Язык и общество: Роль языка в жизни общества. Педагогика. 2015, (2): 3–18.

Гартунг 2019 — Гартунг С. Р. Корпусное исследование категоризации неискренности в коллективной когниции. Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2019, (1): 93–99. DOI: 10.25688/2076-913X.2019.33.1.12.

Дзюба 2015 — Дзюба Е. В. Типология категорий языкового сознания. Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015, (1): 77–86.

Кубрякова 2010 — Кубрякова Е. С. О месте когнитивной лингвистики среди других наук когнитивного цикла и о ее роли в исследовании процессов категоризации и концептуализации мира. Когнитивные исследования языка. 2010, (7): 13–18.

Манаенко 2019 — Манаенко С. А. Категоризация служебных слов на основе дискурсивного употребления. Когнитивные исследования языка. 2019, (37): 395–500.

Селиверстова 1973 — Селиверстова О. Н. Семантический анализ предикативных притяжательных конструкций с глаголом быть. Вопросы языкознания. 1973, (5): 95–105.

Сулейманова 1984 — Сулейманова О. А. Местоименные актуализаторы весь и целый в современном русском языке. Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1984, (4): 78–82.

Сулейманова 2013 — Сулейманова О. А. Фреймовая структура знания как основа лингвистических решений. Хабаршы. Вестник. Педагогика. Филология. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова. 2013, (4): 162–169.

Сулейманова, Петрова 2018 — Сулейманова О. А., Петрова И. М. Экспланаторный потенциал теории классов для лингвистического исследования: порядок следования определений. Филология: Научные исследования. 2018, (3): 52–64. http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php (дата обращения: 01.12.2019).

Фурс, Вишневская 2019 — Фурс Л.А., Вишневская Е.А. Уподобление и его репрезентация в современном английском языке. Когнитивные исследования языка. 2019, (37): 340–344.

Geeraerts 1990 — Geeraerts D. The lexicographical treatment of prototypical polysemy. In: Meanings and prototypes: Studies in linguistic categorization. Tsohatzidis S. L. (ed.). New York: Routledge, 1990. P. 195–210.

Hawkins 1978 — Hawkins J. Definiteness and indefiniteness: A study in reference and grammaticality prediction. London: Croom Helm, 1978. 192 p.

Shen, Gil 2017 — Shen Y., Gil D. How language influences the way we categorize hybrids. In: Handbook of сategorization in сognitive science. Cohen H., Lefebvre C. (eds.). Amsterdam: Elsevier, 2017. P. 1177–1200.

Souleimanova 2015 — Souleimanova О. А. Category of definiteness/indefiniteness in didactic perspective. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2015, 1 (56): 203–209.

Sroka 2018 — Sroka K. A. The category of location in (morpho) semantics and pragmatics. In: Sprache verstehen, verwenden, uebersetzen. Berlin: Peter Lang, 2018. P. 231–249.

Yin 2016 — Yin Z. Register-specific meaning categorization of linking adverbials in English. Journal of English for Academic Purposes. 2016, (22): 1–18.


References

Безукладова 2013 — Bezukladova I. Yu. Physical and mental individual space categorization peculiarities in language. Kognitivnye issledovaniia iazyka. 2013, (13): 145–151. (In Russian)

Болдырев 2010 — Boldyrev N. N. Categorial level of knowledge representation in language: the modus category of negation. Kognitivnye issledovaniia iazyka. 2010, (7): 45–60. (In Russian)

Вербицкая 2015 — Verbitskaya L. A. Language and society: The role of language in society. Pedagogika. 2015, (2): 3–18. (In Russian)

Гартунг 2019 — Gartung S. R. Corpus study of categorization of insincerity in collective cognition. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Filologiia. Teoriia iazyka. Iazykovoe obrazovanie. 2019, (1): 93–99. DOI: 10.25688/2076-913X.2019.33.1.12. (In Russian)

Дзюба 2015 — Dziuba E.V. The Typology of the Linguistic Consciousness Categories. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Filologiia. Teoriia iazyka. Iazykovoe obrazovanie. 2015, (1): 77–86. (In Russian)

Кубрякова 2010 — Kubryakova E. S. On the status of cognitive linguistics among other cognitive sciences and its role in the research of world categorization and conceptualization processes. Kognitivnye issledovaniia iazyka. 2010, (7): 13–18. (In Russian)

Манаенко 2019 — Manaenko S. А. Categorization of the keywords on the basis of the discourse of use. Kognitivnye issledovaniia iazyka. 2019, (37): 395–500. (In Russian)

Селиверстова 1973 — Seliverstova O. N. Semantic analysis of predicative possessive constructions with the verb to be. Voprosy iazykoznaniia. 1973, (5): 95–105. (In Russian)

Сулейманова 1984 — Suleimanova O. A. The pronoun actualizers ves’ and tselyj in modern Russian. Nauchnye doklady vysshei shkoly. Filologicheskie nauki. 1984, (4): 78–82. (In Russian)

Сулейманова 2013 — Suleimanova O. A. The frame structure of knowledge as the basis of linguistic decisions. Habarshy. Vestnik. Pedagogika. Filologiia. Zapadno-Kazakhstanskii gosudarstvennyi universitet im. M. Utemisova. 2013, (4): 162–169. (In Russian)

Сулейманова, Петрова 2018 — Suleimanova O. A., Petrova I. M. Explanatory potential of the theory of classies for linguistic research: word order in attributive group. Filologiia: Nauchnye issledovaniia. 2018, (3): 52–64. http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php (access date: 01.12.2019). (In Russian)

Фурс, Вишневская 2019 — Furs L.A., Vishnevskaya E.A. Likening and its representation in English. Kognitivnye issledovaniya yazyka. 2019, (37): 340–344. (In Russian)

Geeraerts 1990 — Geeraerts D. The lexicographical treatment of prototypical polysemy. In: Meanings and prototypes: Studies in linguistic categorization. Tsohatzidis S. L. (ed.). New York: Routledge, 1990. P. 195–210.

Hawkins 1978 — Hawkins J. Definiteness and indefiniteness: A study in reference and grammaticality prediction. London: Croom Helm, 1978. 192 p.

Shen, Gil 2017 — Shen Y., Gil D. How language influences the way we categorize hybrids. In: Handbook of сategorization in сognitive science. Cohen H., Lefebvre C. (eds.). Amsterdam: Elsevier, 2017. P. 1177–1200.

Souleimanova 2015 — Souleimanova О.А. Category of definiteness/indefiniteness in didactic perspective. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2015, 1 (56): 203–209.

Sroka 2018 — Sroka K. A. The category of location in (morpho) semantics and pragmatics. In: Sprache verstehen, verwenden, uebersetzen. Berlin: Peter Lang, 2018. P. 231–249.

Yin 2016 — Yin Z. Register-specific meaning categorization of linking adverbials in English. Journal of English for Academic Purposes. 2016, (22): 1–18.

Загрузки

Опубликован

17.08.2020

Как цитировать

Сулейманова, О. А., Водяницкая, А. А., & Фомина, М. А. (2020). Когнитивный сценарий процесса языковой категоризации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 17(2), 309–322. https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.209

Выпуск

Раздел

Языкознание