Комикс Н.Батлер "Гордость и предубеждение" как вариант прочтения одноименного романа Дж.Остин.

Авторы

  • Марина Владимировна Цветкова Нижегородский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия, 603014, Нижний Новгород, Сормовское ш., 30 https://orcid.org/0000-0002-1836-6751
  • Елена Владимировна Кризская Нижегородский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия, 603014, Нижний Новгород, Сормовское ш., 30 https://orcid.org/0000-0002-0200-9012

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.204

Аннотация

Комикс-адаптации классики становятся все более популярным жанром массовой культуры. Естественно, что их создатели не могли оставить без внимания творчество такой культовой писательницы, как Джейн Остин. В  статье рассматривается графическая версия романа «Гордость и  предубеждение», предложенная Н.Батлер (текст), Х.Петрусом (рисунки) и опубликованная издательством «Марвел» в 2009 г. Определяются причины обращения к данному роману массовой литературы в целом и Н.Батлер как автора текста комикса в частности. Выявляются типы основных трансформаций (уменьшение объема, снижение информативности, «домысливание»), произведенных в комикс-версии романа, и описывается их обусловленность жанровыми доминантами комикса (динамизм, диалогичность, визуальная ориентированность, сегментированность и др.) либо природой массовой литературы. Сравнительный анализ романа и его адаптации показывает, что в комиксе практически отсутствует неповторимый стиль Остин, так как авторский текст здесь сведен к минимуму; «отсечена» бытописательская линия оригинала, так же как и описание психологических нюансов переживаний героев; отсутствует жанровая и сюжетная сложность подлинника — все внимание сосредоточено на любовной линии, а эпизоды и персонажи, не связанные с отношениями Дарси и  Элизабет, опускаются. Портреты персонажей выполнены в  характерном для комиксов «Марвел» гротескном стиле, что значительно упрощает и «уплощает» их характеры. Тем не менее комикс-адаптации классических произведений оказываются неплохим способом популяризации «высокой» литературы, так как читательские отклики свидетельствуют, что у более 60% читателей после знакомства с комиксом возникло желание прочесть источник адаптации.

Ключевые слова:

Дж.Остин, Н.Батлер, Гордость и  предубеждение, комикс-адаптация, комикс

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Амелина 1973 — Амелина T. A. Проблемы реализма в творчестве Джейн Остин: метод и стиль. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Латвийский государственный университет им. П. Стучки. Рига, 1973. 14 с.

Ворошилова 2006 — Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения. Политическая лингвистика. 2006, (20): 180–189.

Гениева 1988 — Гениева Е. Ю. Обаяние простоты. В кн.: Остин Дж. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1988. 748 с.

Зинченко и др. 2007 — Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе В. Г. Межкультурная коммуникация: От системного подхода к синергетической парадигме. М.: Флинта; Наука, 2007. 223 с.

Макрушина 2011 — Макрушина К. А. Джейн Остен: Феминизм и постколониальные исследования. Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2011, 13, (1(87)): 112–119.

Максименко 2016 — Максименко О. И. Адаптация художественного произведения: от романа к комиксу. Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Лингвистика. 2016, (2): 111–116.

Набоков 1998 — Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М.: Независимая газета, 1998. 512 с.

Сонин 1999 — Сонин А. Г. Комикс: психолингвистический анализ. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. 111 с.

Столярова 2010 — Столярова Л. Г. Анализ структурных элементов комикса. Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010, (1): 384–389.

Eisner 2000 — Eisner W. Comics and sequential art. Tamarac: Poorhouse Press, 2000. 166 p.

Cecil 1971 — Cecil D. Jane Austen. Cambridge: Cambridge University Press, 1971. 44 p.

Chute 2008 — Chute H. Comics as literature? Reading graphic narrative. Publications of the Modern Language Association of America. 2008, 123 (2): 452-465.

McCloud 1994 — McCloud S. Understanding comics: The invisible art: Setting the record straight. New York: Harper Collins Publishers, 1994. 222 p.

Simons 2009 — Simons J. Jane Austen and popular culture. In: A companion to Jane Austen. Johnson C. L., Tuite C. (eds.). Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2009. P. 467–477.

Vivian 2009 — Vivian J. Feminisms. In: A Companion to Jane Austen. Johnson C. L., Tuite C. (eds.). Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2009. P. 282–292.


References

Амелина 1973 — Amelina T. A. The Problems of realism in Jane Austen’s work: method and style. PhD Thesis. The State Univesity of Latvia. Riga, 1973. 14 p. (In Russian)

Ворошилова 2006 — Voroshilova M. B. Creolized text: aspects of the study). Politicheskaia lingvistika. 2006, (20): 180–189. (In Russian)

Гениева1988 — Genieva E. Iu. The charm of simplicity. In: Austin J. Collected works: in 3 vols. Vol. 1. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura, 1988. 748 p. (In Russian)

Зинченко и др. 2007 — Zinchenko V. G., Zusman V. G., Kirnoze V. G. Intercultural communication: From a systematic approach to the synergetic paradigm. Moscow: Flinta Publ.; Nauka Publ., 2007. 223 p. (In Russian)

Макрушина 2011 — Makrushina K. A. Jane Austen: Feminism and postcolonial studies. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Ser. 2: Gumanitarnye nauki. 2011, 13 (1 (87)): 112–119. (In Russian)

Максименко 2016 — Maksimenko O. I. Adaptation of the work of art: from the novel to the comic book. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Lingvistika. 2016, (2): 111–116. (In Russian)

Набоков 1998 — Nabokov V. V. Lectures on foreign literature. Moscow: Nezavisimaia gazeta Publ., 1998. 512 p. (In Russian)

Сонин 1999 — Sonin A. G. Comic: psycholinguistic analysis. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta Publ., 1999. 111 p. (In Russian)

Столярова 2010 — Stoliarova L. G. Analysis of the structural elements of the comic book. Izvestiia Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2010, (1): 384–389. (In Russian)

Eisner 2000 — Eisner W. Comics and sequential art. Tamarac: Poorhouse Press, 2000. 166 p.

Cecil 1971 — Cecil D. Jane Austen. Cambridge: Cambridge University Press, 1971. 44 p.

Chute 2008 — Chute H. Comics as literature? Reading graphic narrative. Publications of the Modern Language Association of America. 2008, 123 (2): 452-465.

McCloud 1994 — McCloud S. Understanding comics: The invisible art: Setting the record straight. New York: Harper Collins Publishers, 1994. 222 p.

Simons 2009 — Simons J. Jane Austen and popular culture. In: A companion to Jane Austen. Johnson C. L., Tuite C. (eds.). Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2009. P. 467–477.

Vivian 2009 — Vivian J. Feminisms. In: A Companion to Jane Austen. Johnson C. L., Tuite C. (eds.). Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2009. P. 282–292.

Загрузки

Опубликован

17.08.2020

Как цитировать

Цветкова, М. В., & Кризская , Е. В. (2020). Комикс Н.Батлер "Гордость и предубеждение" как вариант прочтения одноименного романа Дж.Остин. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 17(2), 217–231. https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.204

Выпуск

Раздел

Литературоведение