Доминанты аудиовизуального текста в аспекте исследования ТВ-дискурсов

Авторы

  • Марина Александровна Бережная Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2016.317

Аннотация

В статье обосновывается возможность применения метода эмоционально-смысловых до­минант при анализе аудиовизуального текста, а именно телевизионных сообщений, в аспекте формирования дискурсов. Компрессионность телевизионных текстов в условиях фонового восприятия информации определяет необходимость исследовать ключевые слова сообщений, которые в аудиовизуальном варианте презентации предстают в виде интермедийных доми­нант. Именно они определяют смысл текста и его понимание аудиторией. Выявление таких доминант позволит расширить творческую палитру приемов подачи информации и фиксиро­вать технологии формирования ТВ-дискурсов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография:

Адамьянц Т. З. Мотивационно-целевой анализ телепередачи. Формула успеха телепередачи. М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1994. 122 с.

Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации. М., Дрофа, 2009. 205 с.

Адамьянц Т. З. Между знанием и пониманием (феномен понимания в семиосоциопсихологической парадигме) // Мир психологии. 2009. № 3. С. 223-231.

Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. 240 с.

Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь/ В. Н. Ярцева(ред.). М.: Советскаяэнциклопедия, 1990. С. 136-137.

Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: МГУ, 1988. 121 с.

Проблемы социальной сферы в алгоритмах социальной журналистики. СПб.: СПбГУ, 2009. 330 с.

Бережная М. А., Корконосенко С.Г. Социальные неравенства: подходы СМИ и ожидания общества // Век информации. 2015. №3. С. 32-34.

Бесс Б., Дезормо Д. Построение телевизионного репортажа. М.: Галерия, 2004. 124 с.

Проблемы формирования финансово-экономического поведения населения// Вестник РГГУ. Сер. Экономические науки. 2014. №21. С.99-107;

ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация/ В.И. Герасимов(ред.). М.: Прогресс, 1989. 310 с.

Евстафьева А. В. «Язык вражды» в средствах массовой информации: лингвистические и экстралингвистические факторы функционирования: Автореф. дисс. … канд. филол наук. Тамбов, 2009. 24 с.

Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М.: Наука, 1990. 240 с.

Ломыкина Н. Ю. Просодические характеристики речи телеведущих (на материале программ социально-культурной тематики. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2006. 25 с.

Дискурс речевой палитры семейных ситкомов на современном российском телевидении// Вестник Челябинск.гос. акад. культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 109-113.

Медиа-дискурс. Анализ медиатекстов. Харьков: Гуманитарный центр, 2013. 264 с.

Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов 11–13 марта 2015 года. / М. А. Бережная (ред.) /А. Н. Марченко (сост.). СПб.: СПбГУ, 2015. 526 с.

Аспекты речевого воздействия в новостях. Владимир: ВГГУ, 2009. 144 с.

Текст и его смысловые доминанты. М.: ИЯ РАН, 2007. 224 с.

Новикова А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. М.: ВШЭ, 2013. 236 с.

Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008. 208 с.

Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет. http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet (дата обращения 15.08.2015)

Российское телевидение: между спросом и предложением. В 2 т./ А. Г Качкаева,И. В. Кирия (ред.). М.: Элиткомстар, 2007.

Саппак В. С. Телевидение и мы. М., Искусство, 1963. 182 с.

Постмодернистские коды: от молчащего слова к звучащей речи. Челябинск: Челябинск.гос. акад. культуры и искусств, 2007. 243 с.

Суленева Н. В. Современная телевизионная режиссура в аспекте работы над художественным текстом. Автореф. дисс. д-ра культурологи. Ярославль, 2010. 46 с.

Утилова Н. И. Природа аудиовизуального творчества. Язык и образная система телевидения. Автореф. дисс. д-ра искусствоведения. М., 2000. 54 с.

Understanding Media: The Extensions of Man.N.Y.: McGrawHillPubl., 1964. 359 p.

References

Adam’iants T. Z. Motivatsionno-tselevoi analiz teleperedachi. Formula uspekha teleperedachi [Motivation and

Target Analysis of TV Programmes. Formula of Succes of TV Programme]. Moscow, Institute povysheniia

kvalifikatsii rabotnikov televideniia i radioveshchaniia Publ., 1994. 122 p. (In Russian)

Adam’iants T. Z. Sotsial’nye kommunikatsii [Social Communications]. Moscow, Drofa Publ., 2009. 205 p. (In

Russian)

Adam’iants T. Z. Mezhdu znaniem i ponimaniem (fenomen ponimaniia v semiosotsiopsikhologicheskoi

paradigme) [Between Knowledge and Understanding (Phenomenon of Understanding in Semio-Socio-

Psychological Paradigm)]. Mir psikhologii [The World of Psyhology], 2009, no. 3, pp. 223–231. (In

Russian)

Artobolevskii G. V. Khudozhestvennoe chtenie [Literal Reading]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1978. 240 p.

(In Russian)

Arutiunova N. D. Diskurs [Discourse]. Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar’ [Encyclopedic Dictionary

of Linguistics]. Ed. by V. N. Iartseva. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1990, pp. 136–137. (In

Russian)

Belianin V. P. Psikholingvisticheskie aspekty khudozhestvennogo teksta [Psycholinguistic Aspects of Literal

Text]. Moscow, Moscow State Univ. Press, 1988. 121 p. (In Russian)

Berezhnaia M. A. Problemy sotsial’noi sfery v algoritmakh sotsial’noi zhurnalistiki [Social Sphere in Algorithms

of Social Journalism]. St. Petersburg, St. Petersburg Univ. Press, 2009. 330 p. (In Russian)

Berezhnaia M. A., Korkonosenko S. G. Sotsial’nye neravenstva: podkhody SMI i ozhidaniia obshchestva [Social

Inequality: Mass Media Approaches and Society Expectations]. Vek informatsii [Information Age],

, vol. 3, pp. 32–34. (In Russian)

Bess B., Dezormo, D. Postroenie televizionnogo reportazha [Making TV Report]. Moscow, Galeriia Publ.,

124 p. (In Russian)

Deik T. van Iazyk. Poznanie. Kommunikatsiia [Language. Cognition. Communication]. Moscow, Progress

Publ., 1989. 310 p.

Gukovskaia A. A. Problemy formirovaniia finansovo-ekonomicheskogo povedeniia naseleniia [Issues of

Forming Financial and Economic Behaviour of Population]. Vestnik RGGU. Ekonomika. Upravlenie.

Pravo [RSUH/RGGU Bulletin. Economics. Management. Law], 2014, vol. 21, pp. 99–107. (In Russian)

Evstaf ’eva A. V. “Iazyk vrazhdy” v sredstvakh massovoi informatsii: lingvisticheskie i ekstralingvisticheskie faktory

funktsionirovaniia [“The Language of Enmity” in Mass Media: Linguistic and Extra-Linguistic Factors

of Functioning]. Thesis of PhD diss. (Philology). Tambov, 2009. 24 p. (In Russian)

Lipkov A. I. Problemy khudozhestvennogo vozdeistviia: printsip attraktsiona [Issues of Literal Influence: Attraction

Principles]. Moscow, Nauka Publ., 1990. 240 p. (In Russian)

Lomykina N. Iu. Prosodicheskie kharakteristiki rechi televedushchikh (na materiale programm sotsial’nokul’turnoi

tematiki [Prosodic Characteristics of TV Presenters (Based on the Material of Programmes on

Social and Cultural Topics)]. Thesis of PhD diss. (Philology). Moscow, 2006. 25 p. (In Russian)

Markova A. V. Diskurs rechevoi palitry semeinykh sitkomov na sovremennom rossiiskom televidenii

[Discourse of Speech Palette of the Family Sitcoms in Modern Russian TV]. Vestnik Cheliabinsk. gos.

akad. kul’tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2014,vol. 2 (38),

pp. 109–113. (In Russian)

Matison D. Media-diskurs. Analiz mediatekstov [Media-Discourse. Analysis of Media Texts]. Khar’kov,

Gumanitarnyi tsentr Publ., 2013. 264 p. (In Russian)

McLuhan H. M. Understanding Media: The Extensions of Man. New York, McGraw Hill Publ., 1964. 359 p.

Media v sovremennom mire. Molodye issledovateli [Media in the Modern World. Young Researchers].

Proceedings of the 14th International Conference of Undergraduate, Graduate and Post-Graduate

Students, March 11–13, 2015. Ed. by M. A. Berezhnaia. St. Petersburg, St. Petersburg Univ. Press, 2015.

p. (In Russian)

Negryshev A. A. Aspekty rechevogo vozdeistviia v novostiakh [Aspects of Verbal Influence in News]. Vladimir,

Vladimir State Univ. for the Humanities Publ., 2009. 144 p. (In Russian)

Novikov A. I. Tekst i ego smyslovye dominanty [Text and its Meaning Dominants]. Moscow, Institute of Linguistics

(Russian Academy of Sciences) Press, 2007. 224 p. (In Russian)

Novikova A. A. Televizionnaia real’nost’: ekrannaia interpretatsiia deistvitel’nosti [TV Reality: Screen Interpretation

of the Reality]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2013. 236 p. (In Russian)

Novikova A. A. Sovremennye televizionnye zrelishcha: istoki, formy i metody vozdeistviia [Modern TV Sights:

Origins, Forms and Methods of Influence]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2008. 208 p. (In Russian)

Rossiiskii medialandshaft: televidenie, pressa, Internet [Media Landscapes: TV, Press, Internet]. Available at:

http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet (accessed:

08.2015). (In Russian)

Rossiiskoe televidenie: mezhdu sprosom i predlozheniem: v 2 t. [Russian TV: Between Offer and Demand. In

Vols]. Eds. A. G. Kachkaeva, I. V. Kiriia. Moscow, Elitkomstar Publ., 2007. 328 p. (In Russian)

Sappak V. S. Televidenie i my [TV and We]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1963. 182 p. (In Russian)

Suleneva N. V. Postmodernistskie kody: ot molchashchego slova k zvuchashchei rechi [Post-Modernist Codes:

From Silent Word to Speech]. Cheliabinsk, Cheliabinsk State Academy of Culture&Arts Publ., 2007.

p. (In Russian)

Suleneva N. V. Sovremennaia televizionnaia rezhissura v aspekte raboty nad khudozhestvennym tekstom

[Modern TV Directing and Literal Text]. Thesis of postdoc diss. (Culture Studies). Iaroslavl’, 2010. 46 p.

(In Russian)

Utilova N. I. Priroda audiovizual’nogo tvorchestva. Iazyk i obraznaia sistema televideniia [Nature of Audio-

Visual Creation. TV Language and Imagery System]. Thesis of postdoc diss. (Arts). Moscow, 2000. 54 p.

(In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.11.2016

Как цитировать

Бережная, М. А. (2016). Доминанты аудиовизуального текста в аспекте исследования ТВ-дискурсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 13(3), 147–156. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2016.317

Выпуск

Раздел

Журналистика