Текст в тексте и парадоксы теории множеств

Авторы

  • Гавриил Николаевич Беляк Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/%20spbu09.2018.409

Аннотация

В.М.Маркович считал, что смыслопорождающая «истина парадокса возникает и может существовать только в колебании между двумя (или несколькими) противоборствующими истинами». Ссылаясь на Ю.М.Лотмана, исследователь писал о том, что текст может быть воспринят читателем как эквивалент реальности только в том случае, если его ни на каком уровне невозможно будет свести «к единой, всеобъемлющей и законченной системе». В интересующих Марковича работах Лотман указывал на парадоксальную природу отношений текста и языка. Текст написан (закодирован) на некоем языке, и вместе с тем язык (код) содержится в самом тексте. Язык и текст «вложены» друг в друга. Аналогичную парадоксальную структуру представляет собой композиция «текст в тексте». На примере произведений М.А.Булгакова, В.В.Набокова, А.Г.Битова и С.А.Носова в статье показано, что при подобной композиции вложенная структура лишь кажется элементом текста как целого, поскольку в то же время она содержит в себе целое как собственный элемент. А это, в свою очередь, означает, что художественное целое содержит самое себя в качестве своего элемента. В теории множеств множество, включающее само себя в качестве своего элемента, называется рефлексивным. Cо свойствами рефлексивных множеств связан один из самых известных парадоксов теории множеств — парадокс Рассела, построенный на совпадении сообщения и кода. Поскольку научный дискурс предполагает, что сообщение должно отличаться от кода, открытие в начале ХХ в. целого ряда таких парадоксов привело к созданию новых аксиоматических систем, не допускавших построения рефлексивных множеств. Недопустимое для точной науки построение рефлексивных множеств в рамках художественного текста становится динамической смыслопорождающей структурой, а также одним из средств, за счет которых литературный текст достигает особого правдоподобия. 

Ключевые слова:

парадокс, реализм, композиция, теория множеств, семиотика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Давыдов 2004 — Давыдов С. С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004.

Лотман 1992а — Лотман Ю. М. Мозг — текст — культура — искусственный интеллект. В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 25–33.

Лотман 1992б — Лотман Ю. М. Текст в тексте. В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т.1. Таллинн: Александра, 1992. С. 148–160.

Маркович 1969 — Маркович В. М. Юмор и сатира в «Евгении Онегине». Вопросы литературы. 1969, 1: 67–88.

Маркович 2008 — Маркович В. М. Парадокс как принцип построения характера в русском романе XIX в. В кн.: Маркович В. М. Избранные работы. СПб.: Ломоносовъ, 2008. С. 290–304.


References

Давыдов 2004 — Davydov S. S. «Teksty-matreshki» Vladimira Nabokova. St. Petersburg: Kircideli Publ., 2004. (In Russian)

Лотман 1992а — Lotman Yu. M. Mozg — tekst — kultura — iskusstvennyj intellekt. In: Lotman Yu. M. Izbrannye stati. In 3 vols. Vol. 1. Tallinn: Aleksandra Publ., 1992. P. 25–33. (In Russian)

Лотман 1992б — Lotman Yu. M. Tekst v tekste. In: Lotman Yu. M. Izbrannye stati. In 3 vols. Vol. 1. Tallinn: Aleksandra Publ., 1992. P. 148–160. (In Russian)

Маркович 1969 — Markovich V. M. [Humour and satire in “Eugene Onegin”]. Literary Topics. 1969, 1: 67–88. (In Russian)

Маркович 2008 — Markovich V. M. Paradoks kak printsip postroeniia kharaktera v russkom romane XIX v. In: Markovich V. M. Izbrannye raboty. St. Petersburg: Lomonosov Publ., 2008. P. 290–304. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.01.2019

Как цитировать

Беляк, Г. Н. (2019). Текст в тексте и парадоксы теории множеств. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(4), 618–624. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu09.2018.409

Выпуск

Раздел

Литературоведение