Спецсеминар В. М. Марковича «Классика и авангард»: методологические основания
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.403Аннотация
Для выяснения методологических оснований спецсеминара В. М. Марковича «Классика и авангард» и — шире — научной деятельности ученого как таковой проанализирован литературоведческий сюжет, связанный с изучением Н. В. Гоголя. Статья Ю. М. Лотмана «Проблема художественного пространства в прозе Гоголя» (1968) демонстрирует общую установку структурализма на описание конкретного произведения как реализации более общих закономерностей художественного текста как такового. Монография Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» (1978) — классическое типологическое описание форм, выполненное на материале гоголевской прозы. Ученый строго придерживается избранных принципов: ставя во главу угла определенную эстетическую категорию, он внимательно следит за ее изменением в рамках изучаемой системы. Результатом исследования и оказывается описание системы. Спустя 12 лет после выхода работы Манна Маркович опубликовал монографию «Петербургские повести Н. В. Гоголя» (1989). В предисловии, определяя специфику художественного произведения, автор явно следует за классическими работами формально-структурального литературоведения. Но, уравнивая в правах анализ, интуицию и чуткое читательское восприятие в деле постижения всей смысловой полноты текста, он легитимизирует практики, свойственные противостоящей структурализму герменевтике. Исследователь фиксирует «странности» гоголевской поэтики и сопоставляет эти «странности» с широким литературным контекстом. При этом Маркович постоянно «проверяет» полученные результаты читательской рецепцией, апеллируя и к сознанию имплицитного читателя, реконструируемому из гоголевских текстов, и к реальным современным Гоголю читателям, чьи возможности восприятия подготовлены определенной культурно-исторической эпохой. Так в поле исследовательских методик входят практики, присущие рецептивной эстетике. Контекст работ Лотмана и Манна позволяет определить уникальную позицию Марковича, совмещающую структуральный анализ, принципы рецептивной эстетики и дивинацию. Такая методологическая «открытость» обеспечивает возможность внутренней динамики, а устремленность к пониманию превращает каждое исследование в герменевтическое прочтение текста, не исчерпывающее, но открывающее новые смысловые пласты русской классики.
Ключевые слова:
В. М. Маркович, Ю. М. Лотман, Ю. В. Манн, Н. В. Гоголь, стуктурализм, рецептивная эстетика, герменевтика, дивинация
Скачивания
Библиографические ссылки
Лотман 1992 — Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 413–447.
Виноградов 1963 — Виноградов В. В. Стилистика. Теория речи. Поэтика. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.
Манн 1988 — Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1988.
Маркович 1989 — Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л.: Художественная литература, 1989.
Маркович 1997 — Маркович В. М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1997.
References
Лотман 1992 — Lotman Yu. M. Problema xudozhestvennogo prostranstva v proze Gogolya. In: Lot-man Yu. M. Izbrannye stati. In 3 vols. Vol. 1. Tallinn: Aleksandra Publ., 1992. P. 413–447. (In Russian)
Виноградов 1963 — Vinogradov V. V. Stilistika. Teoriya rechi. Poetika. Moscow: Academy of Sciences of the USSR Press, 1963. (In Russian)
Манн 1988 — Mann Yu. V. Poetika Gogolya. 2nd ed. Moscow: Xudozhestvennaya literatura Publ., 1988. (In Russian)
Маркович 1989 — Markovich V. M. Peterburgskie povesti N. V. Gogolya. Leningrad: Xudozhestvennaya literatura Publ., 1989. (In Russian)
Маркович 1997 — Markovich V. M. Pushkin i Lermontov v istorii russkoj literatury. St. Petersburg: St. Petersburg State University Press, 1997. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.