Импрессионистические черты в фельетонах Леонида Андреева («Курьер», 1900–1903)

Авторы

  • Марина Александровна Телятник Санкт-Петербургский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.110

Аннотация

Проблема импрессионизма в русской литературе привлекала внимание исследователей на протяжении всего ХХ в. Авторы работ об импрессионизме И. И. Иоффе, Б. В. Михайловский, И. В. Корецкая, В. Т. Захарова, Л. Г. Андреев, Н. О. Нильссон и др. делали попытки определить его место по отношению к реализму, натурализму, символизму и экспрессионизму. Совершенно справедливо поэтику Л. Н. Андреева принято связывать с эстетикой экспрессионизма. Однако данная точка зрения не исключает и наличия импрессионистических тенденций в ранних произведениях писателя. В немногочисленных работах, в которых идет речь об импрессионизме у Леонида Андреева (М. Неведомский, К. Чуковский, Л. Н. Войтоловский, Т. Я. Ганжулевич), их авторы обращались преимущественно к ранним рассказам писателя. К сожалению, ни один из исследователей не проявил интереса к его фельетонам. Статья посвящена анализу поэтики и эстетики импрессионизма в ранних фельетонах Андреева периода его работы в московской газете «Курьер» в 1900–1903 гг. Импрессионистической доминантой в фельетонах Андреева выступает тонкий, проникновенный лиризм. Как правило, лирические фрагменты встречаются в тех фельетонах, где речь идет о театральных постановках Московского Художественного театра, посещении Андреевым художественных выставок или его путешествиях по Волге и Каме («Волга и Кама»), на Рижское взморье («Путевые впечатления. Рига. Балтийское море»), на Черное море («На юге»). В этой связи определенный интерес представляет, к примеру, фельетон о поездке на Рижское взморье. Рассмотрение этого фельетона Андреева позволяет утверждать, что некоторые элементы импрессионистической поэтики и эстетики успешно реализовывались им. Это субъективизм повествования, передача мелькающих впечатлений, создающихся с помощью зрительных, звуковых, обонятельных ощущений, с использованием широкой гаммы цветовых и световых обозначений; повышенный интерес к пейзажу, который часто сливается с психологическим состоянием героя и передает определенные настроения, и т. д.

Ключевые слова:

Л. Н. Андреев, Курьер, путевые очерки, Рига, море, импрессионизм, лиризм, пейзаж, настроение, цвет

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Андреев Л. Г. 2005 — Андреев Л. Г. Импрессионизм = Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать. М.: Гелеос, 2005. 311 с.

Вёльфлин 1930 — Вёльфлин Г. “Ясность и неясность”. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. Франковский А. А. (пер. с нем.). М.; Л., 1930. Гл. V. C. 231–266.

Войтоловский 1908 — Войтоловский Л. Н. “Итоги русского модернизма”. Литературный распад: критический сб. Кн. 1. СПб.: Зерно, 1908. С. 179–202.

Ганжулевич 1910 — Ганжулевич Т. Я. Русская жизнь и её течения в творчестве Л. Андреева. 2-изд., доп. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1910. 150 с.

Запровская, Михайловский 1930 — Запровская А., Михайловский Б. “Импрессионизм”. Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 4. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1930. Стб. 466–490.

Захарова 1995 — Захарова Т. В. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века. Автореф. дис. … докт. филол. наук. Московский гос. пед. ун-т. М., 1995. 49 с.

Захарова 2012 — Захарова Т. В. Импрессионизм в русской прозе Серебряного века. Нижний Новгород: Изд-во Новгородского гос. пед. ун-та, 2012. 271 с.

Иоффе 1927 — Иоффе И. И. Культура и стиль: система и принципы социологии искусств. Л.: Прибой, 1927. 336 с.

Иоффе 2010 — Иоффе И. И. Избранное. Ч. 2: Культура и стиль. М.: Говорящая книга, 2010. 927 с.

Корецкая 1975 — Корецкая И. В. “Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма”. Литературно- эстетические концепции в России конца XIX — начала XX века. М.: Наука, 1975. С. 207–251.

Корецкая 2000 — Корецкая И. В. “Литература в кругу искусств”. Русская литература рубежа веков (1890–е — начало 1920-х годов): В 2 кн. Келдыш В. А. (ред.). Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. С. 131–190.

Неведомский 1903 — Неведомский М. [Миклашевский М. П.]. О современном художестве: Л. Андреев. Мир божий. 4 (Отд. 1), 1903: 1–42.

Нильссон 1993 — Нильссон Н. О. “Русский импрессионизм: стиль «короткой строки»”. Русская новелла: Проблемы теории и истории. Маркович В. М., Шмид В. (ред.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С. 220– 234.

Телятник 2012 — Телятник М. А. Фельетоны Л. Н. Адреева в газете «Курьер» (1900–1903): специфика жанра, проблематика, поэтика, стиль. Дис. … канд. филол. наук. ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. СПб., 2012. 230 с.

Чуковский 2012 — Чуковский К. И. “Леонид Андреев”. Чуковский К. И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 6. М.: Агентство ФТМ, Лтд, 2012. С. 163–170.


References

Андреев Л. Г. 2005 — Andreev L. G. Impressionizm = Impressionnisme: Videt’. Chuvstvovat’. Vyrazhat’ [Impressionism = Impressionnisme: See. Feel. Express]. Moscow: Geleos Publ., 2005. 311 p. (In Russian)

Вёльфлин 1930 — Wolfflin H. “Iasnost’ i neiasnost’” [Clearness and Unclearness]. Wolfflin H. Osnovnye poniatiia istorii iskusstv: Problema evoliutsii stilia v novom iskusstve [Principles of Art History: The Problem of the Development of Style in Later Art]. Frankovskii A. A. (transl.). Moscow; Leningrad, 1930. Ch. V. P. 231–266. (Transl. from German to Russian)

Войтоловский 1908 — Voitolovskii L. N. “Itogi russkogo modernizma” [Outcome of Russian Modernism]. Literaturnyi raspad: kriticheskii sb. [Literary Breakdown: Critical Collection]. Book 1. St. Petersburg: Zerno Publ., 1908. P. 179–202. (In Russian)

Ганжулевич 1910 — Ganzhulevich T. Ia. Russkaia zhizn’ i ee techeniia v tvorchestve L. Andreeva [Russian Life and Its Flow in the Works by L. Andreev]. 2nd ed., compl. St. Petersburg; Moscow: M. O. Volf Publ., 1910. 150 p. (In Russian) Запровская,

Михайловский 1930 — Zaprovskaia A., Mikhailovskii B. “Impressionizm” [Impressionism]. Literaturnaia entsiklopediia [Literary Encyclopedia]: In 11 vols. Vol. 4. Moscow: Kommunisticheskaia academia Publ., 1930. Col. 466–490. (In Russian)

Захарова 1995 — Zakharova T. V. Impressionisticheskie tendentsii v russkoi proze nachala XX veka [Impressionistic Tendencies in Russian Prose of the Early Twentieth Century]. Doctor of Science thesis abstract (Philology). Moscow State Pedagogical University. Moscow, 1995. 49 p. (In Russian)

Захарова 2012 — Zakharova T. V. Impressionizm v russkoi proze Serebrianogo veka [Impressionism in Russian Prose of the Silver Age]. Nizhny Novgorod: Novgorodskii gos. ped. un-t Press, 2012. 271 p. (In Russian)

Иоффе 1927 — Ioffe I. I. Kul’tura i stil’: sistema i printsipy sotsiologii iskusstv [Culture and Style: The System and the Principles of the Sociology of the Arts]. Leningrad: Priboi Publ., 1927. 336 p. (In Russian)

Иоффе 2010 — Ioffe I. I. Izbrannoe [Selected Works]. Pt. 2: Kul’tura i stil’ [Culture and Style]. Moscow: Govoriashchaia kniga Publ., 2010. 927 p. (In Russian)

Корецкая 1975 — Koretskaia I. V. “Impressionizm v poezii i estetike simvolizma” [Impressionism in the Poetry and Aesthetics of Symbolism]. Literaturno-esteticheskie kontseptsii v Rossii kontsa XIX — nachala XX veka [Literary and Aesthetic Concepts in Russia Late 19th — Early 20th Century]. Moscow: Nauka Publ., 1975. P. 207–251. (In Russian)

Корецкая 2000 — Koretskaia I. V. “Literatura v krugu iskusstv” [Literature among Arts]. Russkaia literatura rubezha vekov (1890-e — nachalo 1920-kh godov) [Russian Literature at the Turn of the Centuries (1890s — early 1920s)]: In 2 books. Book 1. Moscow: Institute of World Literature of the RAS Press; Nasledie Publ., 2000. P. 131–190. (In Russian)

Неведомский 1903 — Nevedomskii M. [Miklashevskii M. P.]. O sovremennom khudozhestve: L. Andreev [About modern art: L. Andreev]. Mir bozhii [God’s World]. 4 (Otd. 1), 1903: 1–42. (In Russian)

Нильссон 1993 — Nilsson N. A. “Russkii impressionizm: stil’ «korotkoi stroki»” [Russian Impressionism: “Short Line” Style]. Russkaia novella: Problemy teorii i istorii [Russian Novel: Problems of Theory and History]. Markovich V. M., Schmid W. (eds). St. Petersburg: St. Petersburg State Univ. Press, 1993. P. 220–234. (In Russian)

Телятник 2012 — Teliatnik M. A. Fel’etony L. N. Adreeva v gazete «Kur’er» (1900–1903): spetsifika zhanra, problematika, poetika, stil’” [Satires by L. N. Andreev in the Newspaper “Courier” (1900–1903): Specifics of Genre, Perspective, Poetics, Style]. PhD thesis (Philology). The Institute of Russian Literature (the Pushkin House) RAS. St. Petersburg, 2012. 230 p. (In Russian)

Чуковский 2012 — Chukovsky K. I. “Leonid Andreev” [Leonid Andreev]. Чуковский К. И. Sobranie sochinenii [Collected Works]: In 15 vols. Vol. 6. Moscow: Agentstvo FTM, Ltd Publ., 2012. P. 163–170. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.03.2018

Как цитировать

Телятник, М. А. (2018). Импрессионистические черты в фельетонах Леонида Андреева («Курьер», 1900–1903). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(1), 124–135. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.110

Выпуск

Раздел

Литературоведение