От симпатии к заражению: «Писец Бартлби» и филантропический дискурс США середины XIX в.

  • Александра Павловна Уракова Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН

Аннотация

В статье предлагается анализ знаменитого рассказа Г. Мелвилла «Писец Бартлби» (1854) в контексте филантропических практик и риторики благотворительности США так называемого довоенного периода (1820–1850-е годы). Утверждается, что рассказчик (стряпчий) — это тип сентиментального филантропа: он движим сочувствием и симпатией к Бартлби и вместе с тем находится во власти моральных конвенций и предрассудков своего времени. С одной стороны, благотворительность считалась богоугодным занятием, была нераздельной частью сентиментального образования, домашней и социальной жизни. С другой стороны, благотворительные практики исходили из принципов так называемой «экономии милосердия», если воспользоваться термином американской поэтессы Лидии Сигурни: имеется в виду систематическое жертвование бедным небольшой доли денег или времени, основанное на принципе разумного распределения средств. Американские благотворители «довоенного» времени также руководствовались жесткими нравственными критериями, разделяя бедных на достойных (т. е. работящих и благочестивых) и недостойных (тунеядцев, лжецов и попрошаек). Образ Бартлби, с одной стороны, соотносится с типом «недостойного бедного» (unworthy poor)  —иждивенца, отказывающегося зарабатывать на жизнь честным трудом и порицаемого американским обществом, с другой — не вписывается в заданные рамки: персонаж не уличен в безнравственности и не занимается попрошайничеством. Мелвилл использует стереотипы современного ему филантропического дискурса с тем, чтобы поставить сложные этические вопросы и предложить принципиально альтернативную модель отношений между благотворителем и его подопечным. В частности, такая распространенная в середине XIX в. филантропическая практика, как визит к бедным (visit of the poor), представлена в рассказе в гротескном и инверсированном виде. Наконец, сентиментальную симпатию подменяет романтический и готический мотив заражения, который предполагает принципиально иную модель отношений: если симпатия основана на идее тождества универсальных гуманистических ценностей и чувств, то заражение вовлекает персонажа в невольное сопереживание иному, которое воспринимается в обществе как аномалия и не подлежит
сочувствию. В статье также показано, как идея милосердия, смещаясь из сферы домашнего и привычного, начинает граничить с готическим и жутким.

Ключевые слова:

Г. Мелвилл, Писец Бартлби, благотворительность, этика, филантроп, недостойный бедный, визиты к бедным, симпатия, заражение, жуткое

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Венедиктова 2003 — Венедиктова Т. Д. Разговор по-американски: Дискурс торга в литературной традиции США. М.: НЛО, 2003, 322 с. (Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. 32).

Делёз 2002 — Делёз Ж. Критика и клиника. Фокин С. Л., Волчек О. Е. (пер. с фр.). СПб.: Machina, 2002, 240 с.

Смит 1997 — Смит А. Теория нравственных чувств. Мееровский В. В. (вступ. ст.); Грязнов А. Ф. (подгот. текста, коммент.). М.: Республика, 1997, 352 с.

Уракова 2009 — Уракова А. П. Поэтика тела в рассказах Эдгара Алана По. М.: Ин-т мировой литературы РАН, 2009, 251 с.

Bremner 1988 — Bremner R. H. American Philanthropy. Chicago: University of Chicago Press, 1988, 291 p.

McCall 1989 — McCall D. The Silence of Bartleby. Ithaca; New York: Cornwell University Press, 1989, XIII, 206 p.

Miller 1990 — Miller J. H. “Who is He? Melville’s Bartleby the Scrivener”. Miller J. H. Versions of Pygmalion. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1990, pp. 141–178.

Ryan 2003 — Ryan S. M. The Grammar of Good Intentions: Race and the Antebellum Culture of Benevolence. Ithaca: Cornell University Press, 2003, XII, 235 p.

Smith A. 2002 — Smith A. The Theory of Modern Sentiments. Haakossnen К. (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2002, 411 p.

Zlogar 1999 — Zlogar R. J. “Body Politics in “Bartleby”: Leprosy, Healing, and Christ-ness in Melville’s “Story of Wall-Street””. Nineteenth Century Literature. 53, 4, 1999: 505–529.


References

Венедиктова 2003 — Venediktova T. D. Razgovor po-amerikanski: Diskurs torga v literaturnoi traditsii SShA [“Conversation in American”: Discourse of Bargaining in the American Literary Tradition]. Moscow: NLO Publ., 2003. 322 p. (Novoe literaturnoe obozrenie. Nauchnoe prilozhenie [New Literary Observer. Scholar Appendix]. Vol. 32). (In Russian)

Делёз 2002 — Deleuze G. Critique et clinique. Paris: Minuit Publ., 1993, 188 p. (Russ. ed.: Delez Zh. Kritika i klinika [Essays Critical and Clinical]. Fokin S. L., Volchek O. E. (transl. from French). St. Petersburg: Machina Publ., 2002. 240 p.) (In Russian, transl. from French)

Смит 1997 — [Smith A.] The Glasgow Edition of the Works and Correspondence of Adam Smith : in 7 vols. Vol. 1: The Theory of Moral Sentiments. Raphael D. D., Macfie A. L. (ed.). Oxford: Clarendon Press, 1976. ??? p. (Russ. ed.: Smith A. Teoriia nravstvennykh chuvstv [The Theory of Moral Sentiments]. Meerovskii V. V. (introd.); Griaznov A. F. (prep. of the publ., comment.). Moscow: Respublika Publ.,1997, 352 p.) (In Russian, transl. from English)

Уракова 2009 — Urakova A. P. Poetika tela v rasskazakh Edgara Alana Po [Poetics of the Body in the Stories of Edgar Allan Poe]. Moscow: Institute of World Literature RAS Publ., 2009, 251 p. (In Russian)

Bremner 1988 — Bremner R. H. American Philanthropy. Chicago: University of Chicago Press, 1988, 291 p.

McCall 1989 — McCall D. The Silence of Bartleby. Ithaca; New York: Cornwell University Press, 1989, 206 p.

Miller 1990 — Miller J. H. “Who is He? Melville’s Bartleby the Scrivener”. Miller J. H. Versions of Pygmalion. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1990, pp. 141–178.

Ryan 2003 — Ryan S. M. The Grammar of Good Intentions: Race and the Antebellum Culture of Benevolence. Ithaca: Cornell University Press, 2003, XII, 235 p.

Smith A. 2002 — Smith A. The Theory of Modern Sentiments. Haakossnen К. (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2002, 411 p.

Zlogar 1999 — Zlogar R. J. “Body Politics in “Bartleby”: Leprosy, Healing, and Christ-ness in Melville’s “Story of Wall-Street””. Nineteenth Century Literature. 53, 4, 1999: 505–529.

Опубликован
2018-10-15
Как цитировать
Уракова, А. П. (2018). От симпатии к заражению: «Писец Бартлби» и филантропический дискурс США середины XIX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(3), 376–389. https://doi.org/10.21638/spbu09.2018.305
Раздел
Литературоведение