Публицистика 2.0: к определению понятия

Авторы

  • Марина Викторовна Загидуллина Челябинский государственный университет, Россия, 454001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.206

Аннотация

Задача статьи — введение понятия «публицистика 2.0» в научный дискурс. Панмедиатизированное коммуникационное пространство рассматривается как субстрат возникновения феномена публицистики 2.0, при этом ключевыми факторами развития современной коммуникации автор называет связанные пары таких процессов, как глобализация / индивидуализация, коммерциализация / коммодитизация, панмедиатизация / детабуизация. Уточнены границы современного понятия «публицистика» по сравнению с исторически сложившимися дефинициями. Предложено определение понятия «публицистика 2.0» как разновидности UGC (контента, создаваемого самими пользователями): это высказывания авторов комментариев к актуальным новостным постам в социальных медиа, обладающие такими признаками, как социальная направленность, стремление указать на решение значимой проблемы, художественность, развернутость. Дана сущностная характеристика этого феномена медиакоммуникации: идеологическая поляризация, импровизационность, поиск консенсуса. Наблюдения строятся на анализе комментариев пользователей к постам аккаунта газеты «Известия» («Фейсбук» и «Вконтакте», 5–6 мая 2017 г.); проанализировано 813 комментариев, обнаружено 11 случаев высказываний и обмена репликами, отвечающих критериям публицистичности. Приведены примеры двух основных форм публицистики 2.0 в современном коммуникационном пространстве. Выдвигаются исследовательские вопросы изучения границ понятия и степени устойчивости феномена в современной коммуникации. Автор отмечает, что публицистика 2.0 как высказывания участников интернет-коммуникации по социально значимым вопросам в форме развернутого смысловыявляющего текста или диалога, направленного на формулирование смыслов и практико-ориентированных призывов, способствующих развитию публичной сферы и ее рационально-критического потенциала, связана с профессиональной публицистикой рядом черт: это художественность и эстетический потенциал, гражданственность, мобилизационный пафос. Отличием от традиционных типов публицистики является импровизационность и устойчивость к вызовам оппонентов, которые способствуют поиску новых убедительных аргументов, а не стремлению ограничиться взаимными оскорблениями и уходом в свою «тотальную частность» как форму социального герметизма. Так как возникновение разных форм публицистики 2.0 можно отнести к числу стихийно формирующихся коммуникационных практик, то ее развитие оказывается внеинституциональным.

Ключевые слова:

панмедиатизация, медиатизация, web 2.0, публицистика, комментарии пользователей, созданный пользователями контент, тотальные частности, интернет-коммуникация, журналистика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Словари и справочники

Даль 1990 — Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 1990. 555 с.

Дедков 1971 — Дедков И. А. “Публицистика”. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 6. М.: Советская энциклопедия, 1971. С. 72–75.

Прохоров Е. П. 1975 — Прохоров Е. П. “Публицистика”. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 21. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 214–215.


Литература

Вартанова 2010 — Вартанова Е. Л. “О современном понимании СМИ и журналистики”. Медиаскоп. 1, 2010. URL: http://www.mediascope.ru/о-современном-понимании-сми-и-журналистики (дата обращения: 04.03.2018).

Головин 2010 — Головин Ю. А. Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики. М.: Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2010. 269 с.

Дмитровский 2009 — Дмитровский А. Л. “Русская публицистика: Истоки. Роль. Сущность: (Философско-антропологический аспект)”. Ученые записки Орловского гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 3, 2009: 110–122.

Казак 2014 — Казак М. Ю. “Современные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, типологии”. Медиалингвистика. 1 (4), 2014: 65–76.

Луман 2005 — Луман Н. Реальность массмедиа. Антоновский А. Ю. (пер.). М.: Праксис, 2005. 256 с. (Образ общества).

Маклюэн 2003 — Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. Вавилов М. (заключ. ст.). Николаев В. (пер.). М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.

Прохоров Г. С. 2012 — Прохоров Г. С. “Что такое «художественная публицистика»?”. Новый филологический вестник. 3 (22), 2012: 44–52.

Хабермас 2013 — Хабермас Ю. “Социоструктурная трансформация публичной сферы”. Тягунова Т. (реф. пер.). Публичная сфера: теория, методология, кейс стади. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. (ред.). М.: Вариант; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2013. С. 226–265. (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»).

Cormode, Krishnamurthy 2008 — Cormode G., Krishnamurthy B. “Key differences between Web 1.0 and Web 2.0”. First Monday. 13, 6, 2008. URL: http://firstmonday.org/article/view/2125/1972 (дата обращения: 05.05.2017).

Couldry 2013 — Couldry N. “Mediatization and the Future of Field Theory”. Communicative Figurations: Working Paper. 3, 2013: 2–18.

Deuze 2014 — Deuze M. “Media Life and the Mediatization of the Lifeworld”. Mediatized Worlds: Culture and Society in a Media Age. Hepp A., Krotz F. (eds.). London: Palgrave Macmillan UK Publ., 2014, pp. 207–220.

Hjarvard 2004 — Hjarvard S. “From Bricks to Bytes: The Mediatization of a Global Toy Industry”. European Culture and the Media. Ib B., Peter G. (eds.). Bristol: Intellect Books Publ., 2004, pp. 43–64.

Hjarvard 2008 — Hjarvard S. “The Mediatization of Society: A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change”. Nordicom Review. 29, 2, 2008: 105–134.

Krotz 2007 — Krotz F. Mediatisierung: Fallstudien zum Wandel von Kommunikation. Wiesbaden: VS, Verlag für Sozialwiss., 2007. 333 S.

Livingstone 2009 — Livingstone S. “Foreword: Coming to Terms with ‘Mediatization’”. Mediatization: Concepts, Changes, Consequences. Lundby K. (ed.). New York: Peter Lang, 2009, pp. IX–XI.

Lundby 2009 — Lundby K. “«Mediatization» as Key”. Mediatization: Concepts, Changes, Consequences. Lundby K. (ed.). New York: Peter Lang, 2009, pp. 1–18.

Mazzoleni, Schulz 1999 — Mazzoleni G., Schulz W. ““Mediatization” of Politics: A Challenge for Democracy?”. Political Communication. 16, 3, 1999: 247–261.

Mediatized Worlds 2014 — Mediatized Worlds: Culture and Society in a Media Age. Hepp A., Krotz F. (eds.). London: Palgrave Macmillan UK Publ., 2014. 332 p.

Strómback 2008 — Strómback J. “Four Phases of Mediatization: An Analysis of the Mediatization of Politics”. International Journal of Press-politics. 13, 3, 2008: 228–246.

Ushanova 2015 — Ushanova I. A. “Mediatization of Communication: from Concept to Theory”. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 8, 11, 2015: 2703–2712.

Vartanova 2012 — Vartanova E. “The Russian Media Model in the Context of Post-Soviet Dynamics”. Comparing Media Systems beyond the Western World. Hallin D., Mancini P. (eds.). New York; Cambridge: Cambridge University Press, 2012, pp. 119–142.


Dictionaries and guids

Даль 1990 — Dal’ V. I. Tolkovyi slovar’ zhivogo velikorusskogo iazyka [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language]: in 4 vols. Vol. 3. Moscow: Russkii iazyk Publ., 1990. 555 p. (In Russian)

Дедков 1971 — Dedkov I. A. “Publitsistika [Journalism]”. Kratkaia literaturnaia entsiklopediia [Concise Literary Encyclopedy]: in 9 vols. Vol. 6. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1971, pp. 72–75. (In Russian)

Прохоров Е. П. 1975 — Prokhorov E. P. “Publitsistika [Journalism]”. Bol’shaia sovetskaia entsiklopediia [The Great Soviet Encyclopedy]: in 30 vols. Vol. 21. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1975, pp. 214–215. (In Russian)


References

Вартанова 2010 — Vartanova E. L. “O sovremennom ponimanii SMI i zhurnalistiki [On the Modern Understanding of the Media and Journalism]”. Mediaskop [Mediascope]. 1, 2010. URL: http://www.mediascope.ru/%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%BC%D0%B8-%D0%B8-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8 (accessed date: 04.03.2018). (In Russian)

Головин 2010 — Golovin Iu. A. Rossiiskie literaturno-khudozhestvennye zhurnaly kak forma realizatsii kul’turnoi politiki [Russian literary and art magazines as a form of realization of cultural policy]. Moscow: Moscow State University of Culture and Arts Press, 2010. 269 p. (In Russian)

Дмитровский 2009 — Dmitrovskii A. L. “Russkaia publitsistika: Istoki. Rol’. Sushchnost’: (Filosofsko-antropologicheskii aspekt) [Russian Journalism: Origin. Role. Essence: (Hhilosophical-Anthropological Aspect)]”. Uchenye zapiski Orlovskogo gos. un-ta. Seriia «Gumanitarnye i sotsial’nye nauki» [Scientific Notes of Orel State University. Series “Humanities and Social Sciences”]. 3, 2009: 110–122. (In Russian)

Казак 2014 — Kazak M. Iu. “Sovremennye mediateksty: problemy identifikatsii, delimitatsii, tipologii [Modern Media Texts: Problems of Identification, Delimitation, Typology]”. Medialinvistika [Media Linguistics]. 1 (4), 2014: 65–76. (In Russian)

Луман 2005 — Luhmann N. Die Realitat der Massenmedien. Wiesbaden: fur Sozialwissenschaften I GWV Fachverlage Gmbh, 2004 (Russ. ed.: Luman N. Real’nost’ massmedia [The Reality of the Mass Media]. Antonovskii A. Iu. (transl.). Moscow: Praksis Publ., 2005. 256 p. (Obraz obshchestva [Image of Society])). (Transl. from German to Russian)

Маклюэн 2003 — McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Toronto: McGraw-Hill, 1964. 318 p. (Russ. ed.: Makluen G. M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniia cheloveka [Understanding Media: The Extensions of Man]. Vavilov M. (afterword). Nikolaev V. (transl.). Moscow; Zhukovskii: KANON-press-Ts; Kuchkovo pole, 2003. 464 p.). (Transl. from English to Russian)

Прохоров Г. С. 2012 — Prokhorov G. S. “Chto takoe «khudozhestvennaia publitsistika»? [What is “art journalism”?]”. Novyi filologicheskii vestnik [New Philological Bulletin]. 3 (22), 2012: 44–52. (In Russian)

Хабермас 2013 — Habermas J. “Sozialer Strukturwandel der Öffentlichkeit”. Habermas J. Strukturwandel der Öffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft. 5. Aufl. Kapitel V. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag, 1990. S. 225–274 (Russ. ed.: Habermas J. “Sotsiostrukturnaia transformatsiia publichnoi sfery [Socio-structural Transformation of the Public Sphere]”. Tiagunova T. (ref. transl.). Publichnaia sfera: teoriia, metodologiia, keis stadi [Public Sphere: Theory, Methodology, Case Study]. Iarskaia-Smirnova E. R., Romanov P. V. (eds.). Moscow: Variant; Center for Social Policy and Gender Studies, 2013, pp. 226–265. (Biblioteka «Zhurnala issledovanii sotsial’noi politiki» [Library of the “Journal of social policy studies”])). (Transl. from German to Russian)

Cormode, Krishnamurthy 2008 — Cormode G., Krishnamurthy B. “Key differences between Web 1.0 and Web 2.0”. First Monday. 13, 6, 2008. URL: http://firstmonday.org/article/view/2125/1972 (accessed date: 05.05.2017).

Couldry 2013 — Couldry N. “Mediatization and the Future of Field Theory”. Communicative Figurations: Working Paper. 3, 2013: 2–18.

Deuze 2014 — Deuze M. “Media Life and the Mediatization of the Lifeworld”. Mediatized Worlds: Culture and Society in a Media Age. Hepp A., Krotz F. (eds.). London: Palgrave Macmillan UK Publ., 2014, pp. 207–220.

Hjarvard 2004 — Hjarvard S. “From Bricks to Bytes: The Mediatization of a Global Toy Industry”. European Culture and the Media. Ib B., Peter G. (eds.). Bristol: Intellect Books Publ., 2004, pp. 43–64.

Hjarvard 2008 — Hjarvard S. “The Mediatization of Society: A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change”. Nordicom Review. 29, 2, 2008: 105–134.

Krotz 2007 — Krotz F. Mediatisierung: Fallstudien zum Wandel von Kommunikation. Wiesbaden: VS, Verlag für Sozialwiss., 2007. 333 S.

Livingstone 2009 — Livingstone S. “Foreword: Coming to Terms with ‘Mediatization’”. Mediatization: Concepts, Changes, Consequences. Lundby K. (ed.). New York: Peter Lang, 2009, pp. IX–XI.

Lundby 2009 — Lundby K. “«Mediatization» as Key”. Mediatization: Concepts, Changes, Consequences. Lundby K. (ed.). New York: Peter Lang, 2009, pp. 1–18.

Mazzoleni, Schulz 1999 — Mazzoleni G., Schulz W. ““Mediatization” of Politics: A Challenge for Democracy?”. Political Communication. 16, 3, 1999: 247–261.

Mediatized Worlds 2014 — Mediatized Worlds: Culture and Society in a Media Age. Hepp A., Krotz F. (eds.). London: Palgrave Macmillan UK Publ., 2014. 332 p.

Strómback 2008 — Strómback J. “Four Phases of Mediatization: An Analysis of the Mediatization of Politics”. International Journal of Press-politics. 13, 3, 2008: 228–246.

Ushanova 2015 — Ushanova I. A. “Mediatization of Communication: from Concept to Theory”. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 8, 11, 2015: 2703–2712.

Vartanova 2012 — Vartanova E. “The Russian Media Model in the Context of Post-Soviet Dynamics”. Comparing Media Systems beyond the Western World. Hallin D., Mancini P. (eds.). New York; Cambridge: Cambridge University Press, 2012, pp. 119–142.

Загрузки

Опубликован

29.06.2018

Как цитировать

Загидуллина, М. В. (2018). Публицистика 2.0: к определению понятия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(2), 220–235. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.206

Выпуск

Раздел

Журналистика