Игровой потенциал свободных и связанных семиотических ресурсов в постмодернистской книге-картинке
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.410Аннотация
В статье предлагается комплексный лингвосемиотический, когнитивно-дискурсивный и лингвостилистический анализ разнообразных семиотических ресурсов, чье синергическое действие обусловливает возникновение нового типа современного художественного текста для детей и взрослых — постмодернистской книги-картинки. В качестве материала исследования анализируются англоязычные книги-картинки, созданные в конце XX — начале XXI в. Актуальность работы заключается в ее включенности в современные междисциплинарные исследования, фокусирующиеся на выявлении механизмов трансмодального смыслопорождения с позиций когнитивной лингвистики, полимодального анализа дискурса, прагмалингвистики, социальной семиотики и нарратологии. Актуальным представляется также дальнейшая разработка проблем мультимодальной стилистики как нового направления исследований художественного текста. В работе выдвигается и доказывается гипотеза о мультимодальном метапрозаическом повествовании как новой разновидности метапрозы, столь популярной в эпоху постмодернизма. Представляя собой одну из типичных моделей постмодернистской книги-картинки, мультимодальный метапрозаический нарратив характеризуется эксплицитной игровой модальностью, связанной с использованием в моделируемых художественных текстах свободных и несвободных семиотических ресурсов и активацией когнитивного механизма мультимодального резонанса. Игровая модальность манифестируется в мультимодальном метапрозаическом нарративе при помощи механизма визуализации «авторской маски» и стратегии визуального выдвижения «творческого хронотопа». При этом адресат такого художественного текста, как юный, так и взрослый, становится одновременно «зрителем» и «сотворцом», осуществляющим «навигацию» по такому мультимодальному вымышленному миру. Новизна работы заключается также в выявлении и описании конститутивных свойств мультимодального метапрозаического повествования, таких как введение игровых мультимодальных элементов в перитекст книги, моделирование образа иллюстратора как сотворца читаемой книги-картинки, усиливающего ее воздействие как материального объекта, задействованность свободных семиотических ресурсов для визуализации топоса экстрадиегетического адресата. Полученные результаты свидетельствуют о том, что мультимодальный резонанс как динамический когнитивно-дискурсивный феномен способствует реализации в постмодернистских книгах-картинках функции сюжетодвижения, а также игровой и эмотивной функций.
Ключевые слова:
постмодернистская книга-картинка, мультимодальное метапрозаическое повествование, эксплицитная игровая модальность, свободные и связанные семиотические ресурсы, мультимодальный резонанс
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Бахтин 2000 — Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе (очерки по исторической поэтике. 1975). В кн.: Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука. 2000. С. 11–193.
Бельская 2020 — Бельская А. О. Особенности оформления английской детской книги эпохи модерна. В сб.: Научные труды. Вып. 53. Проблемы развития зарубежного искусства: сб. науч. тр. Раздольская В. И. (науч. ред.) СПб.: Ин-т им. Репина, 2020. С. 154–173.
Гальперин 1981 — Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического описания. М.: URSS, 1981.
Гвашиани 2022 — Гвашиани Н. Б. «Мультимодальный поворот» в когнитивных исследованиях языка через призму терминов и понятий. Когнитивные исследования языка. 2022, 4 (51): 364–369.
Дымарский 1999 — Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX–XX вв.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.
Ирисханова 2018 — Ирисханова О. К. Федя, дичь! Или о резонансе в речи и жестах. Когнитивные исследования языка. 2018, (XXXIII): 598–604.
Ирисханова 2021 — Ирисханова О. К. Полимодальный дискурс как объект исследования. В кн.: Полимодальные измерение дискурса. Ирисханова О. К. (отв. ред.). 2-е изд. М.: Языки славянских культур, 2021. С. 15–33.
Левин 1998 — Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998.
Липовецкий 1997 — Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997.
Логинова 2021 — Логинова Е. Г. Семиотический резонанс в моно- и полимодальном дискурсе (на материале русской и английской драмы). Дис. … д-ра филол. наук. М., 2021.
Молодыченко 2022 — Молодыченко Е. Н. Идентичность, стиль и стилизация: социолингвистическая перспектива. Terra Linguistica. 2022, 13 (2): 11–29. https://doi.org/10.18721/JHSS.13202
Мяэотс 2021 — Мяэотс О. Н. Сказка о «Трех поросятах»: эволюция сказочного сюжета в книжке-картинке XX века. Детские чтения. 2021, 19 (1): 215–234. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-1-19-215-234
Нефёдов 2016 — Нефёдов С. Т. Интенциональная структура и модальность научного текста. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016, 9 (63): 141–145.
Нефёдов 2022 — Нефёдов С. Т. Оценка значимости в структуре мультимодального научного текста. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. Вып. 12: сб. ст. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2022. С. 116–135. https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.106
Никитин 2003 — Никитин М. В. Основания когнитивной семантики. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2003.
Рорти 1995 — Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1995.
Тимофеева 2004 — Тимофеева З. М. Рефлексивная игра в современном художественном тексте. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2004.
Чемодурова 2017 — Чемодурова З. М. Прагматика и семантика игры в текстах англоязычной постмодернистской прозы. Дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2017.
Чемодурова 2019 — Чемодурова З. М. Когнитивный диссонанс как компонент интерпретационной программы постмодернистского художественного текста. Вопросы когнитивной лингвистики. 2019, (2): 55–64. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2019-2-55-64
Чернявская 2021 — Чернявская В. Е. Текст и социальный контекст: Социолингвистический и дискурсивный анализ смыслопорождения. М.: Ленанд, 2021.
Шилихина 2014 — Шилихина К. М. Семантика и прагматика вербальной иронии. Воронеж: Наука- Юнипресс, 2014.
Шмид 2003 — Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
Alter 1984 — Alter R. Motives for Fiction. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 1984.
Anstey 2002 — Anstey M. “It’s not all black and white”: Postmodern picture books and new literacies. Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2002, (45): 444–457.
Chemodurova 2019 — Chemodurova Z. M. The Mechanisms and Types of Foregrounding in Postmodernist Fiction. In: English Language Teaching: Through the Lens of Experience. Haase Ch., Orlova N. (eds). Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2019. P. 277–295.
Chemodurova 2021 — Chemodurova Z. M. Visual foregrounding in contemporary fiction. Voprosy kognitivnoy lingvistiki. 2021, (2): 5–15. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-2-5-15
Chemodurova 2022 — Chemodurova Z. M. The Art of Storytelling in the Digital Age: A Multimodal Perspective. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Iazykoznanie. 2022, 21 (6): 110–120. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.6.9
Chernyavskaya, Nefedov 2021 — Сhernyavskaya V. E., Nefedov S. T. Towards social Indexicality: From “Kollektiv” to “Team”. And back via Coronavirus Pandemic? Alman Dili ve Edebiyatı Dergisi. Studien zur deutschen Sprache und Literatur. 2021, (46): 1–21. https://doi.org/10.26650/sdsl2021-990815
Fokkema 1986 — Fokkema D. The Postmodern Weltanschauung and its Relation with Modernism. In: Approaching Postmodernism. Fokkema D., Bertens H. (eds). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1986. P. 9–53.
Genette 1988 — Genette G. Narrative Discourse Revisited. Cornell: Cornell University Press, 1988.
Genette 1997 — Genette G. Paratexts: shresholds of interpretation. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1997.
Hallet 2018 — Hallet W. Reading Multimodal Fiction: A Methodological Approach. Anglistik: International Journal of English Studies. 2018, 29 (1 (March 2018)): 25–40.
Hutcheon 1980 — Hutcheon L. Narcissistic Narrative. The Metafictional Paradox. Waterloo: Wilfrid Laurier University Press, 1980.
Hutcheon 1988 — Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism. History, Theory, Fiction. London: Routledge, 1988.
Hutcheon 2002 — Hutcheon L. The Politics of Postmodernism. 2nd ed. London; New York: Routledge, 2002.
Jewitt 2009 — Jewitt C. (ed.) Handbook of Multimodal Analysis. London: Routledge, 2009.
Keen 2006 — Keen S. A Theory of Narrative Empathy. Narrative. 2006, 14 (3 (October 2006)): 207–236.
Lakoff, Johnson 2003 — Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 2003.
McCaffrey 1982 — McCaffery L. The Metafictional Muse. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1982.
Nicol 2009 — Nicol B. The Cambridge Introduction to Postmodern Fiction. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2009.
Ryan 2019 — Ryan M-L. “Truth of fiction versus truth in fiction”, Finzioni. Verità, bugie, mondi possibili. Galvagno R., Rizzarelli M., Schilirò M., Scuderi A. (eds). Between, 2019, IX (18): 1–16.
Serafini 2005 — Serafini F. Voices in the park, voices in the classroom: Readers responding to postmodern picture books. Reading Research and Instruction. 2005, 44 (3): 47–64. van Leeuwen 2005 — van Leeuwen Th. Introducing social semiotics. New York; London: Routledge, 2005.
Walton 1990 — Walton R. Mimesis as Make–Believe. London: Harvard University Press, 1990.
Waugh 1984 — Waugh P. Metafiction. The Theory and Practice of Self — Conscious Fiction. London; New York: Methuen, 1984.
Wolfenbarger, Sipe 2007 — Wolfenbarger C. D., Sipe L. R. A unique visual and literary art form: Recent research on picture books. Language Arts. 2007, 84 (3): 273–280.
References
Бахтин 2000 — Bakhtin M. M. The forms of time and chronotopos in the novel (The essays on historical poetics. 1975). In: Bakhtin M. M. Epos i roman. St Petersburg: Azbuka Publ., 2000. P. 11–193. (In Russian)
Бельская 2020 — Belskaia A. O. Specific features of the English children’s book design in the Modern Era. In: Nauchnye trudy. Vyp. 53. Problemy razvitiia zarubezhnogo iskusstva: sbornik nauchnykh trudov. Razdol’skaia V. I. (sci. ed.). St Petesburg: Institut imeni I. Repina Publ., 2020. P. 154–173. (In Russian)
Гальперин 1981 — Galperin I. R. The text as an object of linguistic description. Мoscow: URSS Publ., 1981. (In Russian)
Гвашиани 2022 — Gvashiani N. B. The “multimodal turn” in cognitive studies of the language through the prism of terms and concepts. Kognitivnye issledovaniia iazyka. 2022, 4 (51): 364–369. (In Russian)
Дымарский 1999 — Dymarskii M. Ia. The problems of text formation and literary text (based on the Russian prose of the 19th–20th centuries). St Petersburg: St. Petersburg University Press, 1999. (In Russian)
Ирисханова 2018 — Iriskhanova O. K. Fedya, dich’! Or on the resonance in language and gestures. Kognitivnye issledovaniia iazyka. 2018, (XXXIII): 598–604. (In Russian)
Ирисханова 2021 — Iriskhanova O. K. The polymodal discourse as an object of investigation. In: Polimodal’nye izmereniia diskursa. Iriskhanova O. K. (ed.). 2nd ed. Moscow: Iazyki slavianskikh kul’tur Publ., 2021. P. 15–33. (In Russian)
Левин 1998 — Levin Iu. I. Selected Works. Poetics. Semiotics. Moscow: Iazyki russkoi kul’tury Publ., 1998. (In Russian)
Липовецкий 1997 — Lipovetskii M. N. Russian postmodernism. Essays on historical poetics. Ekaterinburg: Uralskii gosudarsstvennyi pedagogichekii universistet Publ., 1997. (In Russian)
Логинова 2021 — Loginova E. G. The semiotic resonance in mono- and polymodal discourse (on the basis of the Rusian and English drama). Thesis for Dr Sci. in Philological Sciences. Moscow, 2021. (In Russian)
Молодыченко 2022 — Molodychenko E. N. Identity, style, and styling: a sociolinguistic perspective. Terra Linguistica. 2022, 13 (2) (2022): 11–29. https://doi.org/10.18721/JHSS.13202 (In Russian)
Мяэотс 2021 — Miaeots O. N. The fairy tale about “The three little pigs”: The evolution of the fairy-tale plot in the 20th cent. picturebook. Detckie chteniia. 2021, 19 (1): 215–234. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-1-19-215-234 (In Russian)
Нефёдов 2016 — Nefedov S. T. The intentional structure and modality of the scientific text. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016, 9 (63): 141–145. (In Russian)
Нефёдов 2022 — Nefedov S. T. Evaluation of relevance in the structure of a multimodal scientific text. German Philology in St Petersburg State University. Vol. 12: sbornik statei. St Petersburg: St. Petersburg University Press, 2022. P. 116–135. https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.106 (In Russian)
Никитин 2003 — Nikitin M. V. The foundations of cognitive semantics. St Petersburg: Izdatel’stvo Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A. I. Gertsena Publ., 2003. (In Russian)
Рорти 1995 — Rorty R. Contingency, irony and solidarity. Moscow: Russkoe fenomenologicheskoe obscchestvo Publ., 1995. (In Russian)
Тимофеева 2004 — Timofeeva Z. M. The reflexive authorial play in modern fiction. St Petersburg: Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A. I. GertsenaPubl., 2004. (In Russian)
Чемодурова 2017 — Chemodurova Z. M. Pragmatics and semantics of play in the 20th–21st cent. Englishlanguage proze. Thesis for Dr Sci. in Philological Sciences. St Petersburg, 2017. (In Russian)
Чемодурова 2019 — Chemodurova Z. M. Cognitive dissonance as a component of the interpretational programme in postmodernist fiction. Voprosy kognitivnoi lingvistiki. 2019, (2): 55–64. (In Russian)
Чернявская 2021 — Сherniavskaia V. E. The text and social context: Sociolinguistic and discursive analysis of meaning-making. Moscow: Lenand Publ., 2021. (In Russian)
Шилихина 2014 — Shilikhina K. M. Semantics and pragamtics of verbal irony. Voronezh: Nauka-Unipress Publ., 2014. (In Russian)
Шмид 2003 — Schmid W. Narratology. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury Publ., 2003. (In Russian)
Alter 1984 — Alter R. Motives for Fiction. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 1984.
Anstey 2002 — Anstey M. “It’s not all black and white”: Postmodern picture books and new literacies. Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2002, (45): 444–457.
Chemodurova 2019 — Chemodurova Z. M. The Mechanisms and Types of Foregrounding in Postmodernist Fiction. In: English Language Teaching: Through the Lens of Experience. Haase Ch., Orlova N. (eds). Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2019. P. 277–295.
Chemodurova 2021 — Chemodurova Z. M. Visual foregrounding in contemporary fiction. Voprosy kognitivnoy lingvistiki. 2021, (2): 5–15. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-2-5-15
Chemodurova 2022 — Chemodurova Z. M. The Art of Storytelling in the Digital Age: A Multimodal Perspective. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Iazykoznanie. 2022, 21 (6): 110–120. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.6.9
Chernyavskaya, Nefedov 2021 — Сhernyavskaya V. E., Nefedov S. T. Towards social Indexicality: From “Kollektiv” to “Team”. And back via Coronavirus Pandemic? Alman Dili ve Edebiyatı Dergisi. Studien zur deutschen Sprache und Literatur. 2021, (46): 1–21. https://doi.org/10.26650/sdsl2021-990815
Fokkema 1986 — Fokkema D. The Postmodern Weltanschauung and its Relation with Modernism. In: Approaching Postmodernism. Fokkema D., Bertens H. (eds). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1986. P. 9–53.
Genette 1988 — Genette G. Narrative Discourse Revisited. Cornell: Cornell University Press, 1988.
Genette 1997 — Genette G. Paratexts: shresholds of interpretation. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1997.
Hallet 2018 — Hallet W. Reading Multimodal Fiction: A Methodological Approach. Anglistik: International Journal of English Studies. 2018, 29 (1 (March 2018)): 25–40.
Hutcheon 1980 — Hutcheon L. Narcissistic Narrative. The Metafictional Paradox. Waterloo: Wilfrid Laurier University Press, 1980.
Hutcheon 1988 — Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism. History, Theory, Fiction. London: Routledge, 1988.
Hutcheon 2002 — Hutcheon L. The Politics of Postmodernism. 2nd ed. London; New York: Routledge, 2002.
Jewitt 2009 — Jewitt C. (ed.) Handbook of Multimodal Analysis. London: Routledge, 2009.
Keen 2006 — Keen S. A Theory of Narrative Empathy. Narrative. 2006, 14 (3 (October 2006)): 207–236.
Lakoff, Johnson 2003 — Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 2003.
McCaffrey 1982 — McCaffery L. The Metafictional Muse. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1982.
Nicol 2009 — Nicol B. The Cambridge Introduction to Postmodern Fiction. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2009.
Ryan 2019 — Ryan M-L. “Truth of fiction versus truth in fiction”, Finzioni. Verità, bugie, mondi possibili. Galvagno R., Rizzarelli M., Schilirò M., Scuderi A. (eds). Between, 2019, IX (18): 1–16.
Serafini 2005 — Serafini F. Voices in the park, voices in the classroom: Readers responding to postmodern picture books. Reading Research and Instruction. 2005, 44 (3): 47–64. van Leeuwen 2005 — van Leeuwen Th. Introducing social semiotics. New York; London: Routledge, 2005.
Walton 1990 — Walton R. Mimesis as Make–Believe. London: Harvard University Press, 1990.
Waugh 1984 — Waugh P. Metafiction. The Theory and Practice of Self — Conscious Fiction. London; New York: Methuen, 1984.
Wolfenbarger, Sipe 2007 — Wolfenbarger C. D., Sipe L. R. A unique visual and literary art form: Recent research on picture books. Language Arts. 2007, 84 (3): 273–280.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.