«Музыкальность» модернистской прозы: к генезису и типологии форм (часть 2)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.103Аннотация
В статье исследуется музыкализация модернистской художественной прозы, отобразившая такие тенденции, как кризис языка и мимесиса, стремление к абстракции и нонфигуративности. По мере редукции предметного мира возрастает роль плана выражения и саморефлексии формы. Музыка становится для модернистов тем языком, который позволяет выразить утопическое, незримое и (не)возможное. Культурный пессимизм, «ужас перед историей» (М. Элиаде) повлияли на освоение абстрактных, универсально-архетипических моделей мира и человека. Музыка была воспринята Дж. Джойсом, В. Вульф, Г. Гессе, Т. Манном, Х. Волльшлегером, Т. Бернхардом и другими модернистами как инструментарий, с помощью которого можно попытаться избыть абсурд бытия. Восприимчивость читателя и исследователя к медиальным кодам позволяет обнаружить в подражании модернистского романа музыке не только экстравагантность авторской фантазии, но и разоблачение референциальной иллюзии, а также тенденцию к перформативности. Новизна исследования состоит в уточнении типологии музыкально-литературного диалога, а на историко-литературном уровне — в выявлении семиотических, эпистемологических и поэтологических оснований модернистской квазимузыкальной прозы, разработавшей на пути деконструкции буржуазного романа собственные эквиваленты музыкальных приемов и стилей. В качестве примера музыкальной прозы рассматривается роман австрийского писателя Томаса Бернхарда «Известковый завод» («Das Kalkwerk», 1970). Он интерпретируется как итог творческой эволюции автора от лирики, подражающей барочному стилю и мироощущению, к экспериментальной поэзии и прозе и, наконец, к прозе с усложненным синтаксисом, подражающим романтической фразировке. Полифоническая структура прозы Бернхарда, ее строгий, абстрактный композиционный рисунок интерпретируются как модернистские приемы упорядочения хаоса бытия.
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Адорно 2001 — Адорно Т. Философия новой музыки. Скуратов Б. (пер. с нем.); Чухрукидзе К. (вступ. ст.). М.: Логос, 2001.
Беньямин 2012 — Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Болдырев И. (пер. с нем.). М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2012.
Бондс 2019 — Бондс М. Э. Абсолютная музыка: история идеи. Рондарев А. (пер. с англ.). М.: Дело, 2019.
Компаньон 2001 — Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. Зенкин С. (пер. с фр.). М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001.
Котелевская 2018 — Котелевская В. В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов-н/Д.; Таганрог: Изд-во Южн. федер. ун-та, 2018.
Кракауэр 2019 — Кракауэр З. Орнамент массы. Агафонова В., Кацура А., Филиппов-Чехов А. (пер. с нем.). М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2019.
Махов 2005 — Махов А. Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
Остин 2010 — Остин Дж. Л. Перформативы — констативы. В сб.: Философия языка. 3-е изд. Кобозева И. М. [и др.] (пер. с англ.); Сёрл Дж. Р. (ред.). М.: УРСС, 2011. С. 23–35.
Хейнс 2023 — Хейнс Б. Конец старинной музыки. Нодель Ф. (пер. с англ.). М.: Ад Маргинем Пресс, 2023.
Элиаде 2000 — Элиаде М. Миф о вечном возвращении (архетипы и повторение). В кн.: Элиаде М.
Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. Васильева А. А. и др. (пер. с фр.); Калыгин В. П., Шептунова И. И. (науч. ред.). М.: Ладомир, 2000. С. 23–126.
Юнг, Нойманн 1998 — Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Бутузов Г., Чистяков О. О. (пер. с нем.). М.: Рефл-бук, 1998.
Akker et al. 2017 — Akker R. van den, Gibbons A., Vermeulen T. (ed.). Metamodernism: Historicity, Affect, аnd Depth after Postmodernism. London; New York: Rowman & Littlefield International, 2017.
Betten 2011a — Betten A. Das Öffnen des Mundes und das Öffnen der Sprache. Die Konzentration auf die Sprache in der österreichischen Literatur der Gegenwart. In: Sprache — Literatur — Literatursprache. Linguistische Beiträge. Betten A. (Hg.). Berlin: Schiewe, 2011. S. 132–153.
Betten 2011b — Betten A. Kerkerstrukturen. Thomas Bernhards syntaktische Mimesis. In: Rhetorik und Sprachkunst bei Thomas Bernhard. Knape J., Kramer O. (Hg.). Würzburg: Königshausen & Neumann, 2011. S. 63–80.
Boucqet 2010 — Boucquet K. Adorno liest Benjamin: Sprache und Mimesis in Adornos Theorie der musikalischen Reproduktion. Musik und Ästhetik. 2010, 54 (Februar): 1–8.
Curtius 2021 — Curtius E. R. Marcel Proust. Frankfurt am Main: Schöffling & Co, 2021.
Dahlhaus 1978 — Dahlhaus C. Die Idee der absoluten Musik. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1978.
Eckel 2015 — Eckel W. Ut musica poesis: Die Literatur der Moderne aus dem Geist der Musik. Paderborn: Wilhelm Fink, 2015.
Feulner 2010 — Feulner G. Mythos Künstler: Konstruktionen und Destruktionen in der deutschsprachigen Prosa des 20. Jahrhunderts. Berlin: Erich Schmidt, 2010.
Fludernik 2009 — Fludernik M. An Introduction to Narratology. London; New York: Taylor & Francis Group, 2009.
Hofmann 2004 — Hofmann K. Aus Gesprächen mit Thomas Bernhard. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2004.
Kotelevskaya 2021 — Kotelevskaya V. V. Between Imitation and Thematization of Music: Towards an Intermedial Utopia in Late German Modernist Literature. Philological Class. 2021, 26 (3): 255–269.
Löffler 2018 — Löffler S. „Ich bin ja ein musikalischer Mensch“: Thomas Bernhard und die Funktion der Musik in seinem literarischen Werk. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2018.
Marten 2020 — Marten C. Bernhards Baukasten: Schrift und sequenzielle Poetik in Thomas Bernhards Prosa. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2020.
Odendahl 2008 — Odendahl J. Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Bielefeld: Aisthesis, 2008.
Prendergast 1986 — Prendergast C. The order of Mimesis: Balzac, Stendhal, Nerval, Flaubert. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
Rennhak 2012 — Rennhak K. Metaisierung und Ethik. Der postmoderne Roman als grand récit? In: Metaisierung in Literatur und anderen Medien: Theoretische Grundlagen — Historische Perspektiven — Metagattungen — Funktionen. Hauthal J., Nadj J., Nünning A., Peters H. (Hg.). Berlin: Walter de Gruyter, 2012. S. 206–226.
Riffaterre 1982 — Riffaterre M. L’illusion référentielle. In: Littérature et réalité. Genette G., Todorov Tz. (eds). Paris: Éditions du Seuil, 1982. P. 91–118.
Schmidt-Dengler 1997 — Schmidt-Dengler W. Der Übertreibungskünstler. Studien zu Thomas Bernhard. Wien: Sonderzahl, 1997.
Schoenberg 1950 — Schoenberg A. Composition with Twelve Tones. In: Schoenberg A. Style and Idea. New York: Philosophical Library, 1950. P. 102–143.
References
Адорно 2001 — Adorno T. Philosophy of New Music. Skuratov B. (transl. from German); Chukhrukidze K. (рreface). Moscow: Logos Publ., 2001. (In Russian)
Беньямин 2012 — Benjamin W. The doctrine of similarity. Media aesthetic works. Boldyrev I. (transl. from German). Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ., 2012.
Бондс 2019 — Bonds M. Absolute Music: the History of the Idea. Rondarev A. (transl. from English). Moscow: Delo Publ., 2019. (In Russian)
Компаньон 2001 — Compagnon A. The Demon of Theory: Literature and Common Sense. Zenkin S. (transl. from French). Мoscow: Izdatel’stvo imeni Sabashnikovykh Publ., 2001. (In Russian)
Котелевская 2018 — Kotelevskaya V. V. Thomas Bernhard and the modernist metafiction. Rostov-on-Don; Taganrog: Izdatel’stvo Iuzhnogo federal’nogo universiteta Publ., 2018. (In Russian)
Кракауэр 2019 — Kracauer S. The Mass Ornament. Agafonova V., Katsura A., Filippov-Chekhov A. (transl. from German). Moscow: Ad Marginem Press; Muzei sovremennogo iskusstva “Garazh”, 2019.
Махов 2005 — Makhov А. Е. Musica literaria: The idea of verbal music in European poetics. Мoscow: Intrada Publ., 2005. (In Russian)
Остин 2010 — Austin J. L. Performatives are constatives. In: Philosophy of Language. 3rd ed. Kobozeva I. M. [et al.] (transl. from English); Searle J. R. (ed.). Moscow: URSS Publ., 2011. P. 23–35.
Хейнс 2023 — Haynes B. The End of Early Music. Nodel F. (transl. from English). Moscow: Ad Marginem Press Publ., 2023. (In Russian)
Элиаде 2000 — Eliade M. The Myth of the Eternal Return (Archetypes and Repetition) In: Eliade M. The Myth of the Eternal Return. The Images and Symbols. The Sacred and the Profan. Vasil’eva A. A. et al. (transl. from French); Kalygin V. P., Sheptunova I. I. (sci. ed.). Мoscow: Ladonir Publ., 2000. P. 23–126. (In Russian)
Юнг, Нойманн 1998 — Jung K. G., Neumann E. Psychoanalysis and Art. Butuzov G., Chistiakov O. O.(transl. from German). Moscow: Refl-buk Publ., 1998. (In Russian)
Akker et al. 2017 — Akker R. van den, Gibbons A., Vermeulen T. (ed.). Metamodernism: Historicity, Affect, аnd Depth after Postmodernism. London; New York: Rowman & Littlefield International, 2017.
Betten 2011a — Betten A. Das Öffnen des Mundes und das Öffnen der Sprache. Die Konzentration auf die Sprache in der österreichischen Literatur der Gegenwart. In: Sprache — Literatur — Literatursprache. Linguistische Beiträge. Betten A. (Hg.). Berlin: Schiewe, 2011. S. 132–153.
Betten 2011b — Betten A. Kerkerstrukturen. Thomas Bernhards syntaktische Mimesis. In: Rhetorik und Sprachkunst bei Thomas Bernhard. Knape J., Kramer O. (Hg.). Würzburg: Königshausen & Neumann, 2011. S. 63–80.
Boucqet 2010 — Boucquet K. Adorno liest Benjamin: Sprache und Mimesis in Adornos Theorie der musikalischen Reproduktion. Musik und Ästhetik. 2010, 54 (Februar): 1–8.
Curtius 2021 — Curtius E. R. Marcel Proust. Frankfurt am Main: Schöffling & Co, 2021.
Dahlhaus 1978 — Dahlhaus C. Die Idee der absoluten Musik. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1978.
Eckel 2015 — Eckel W. Ut musica poesis: Die Literatur der Moderne aus dem Geist der Musik. Paderborn: Wilhelm Fink, 2015.
Feulner 2010 — Feulner G. Mythos Künstler: Konstruktionen und Destruktionen in der deutschsprachigen Prosa des 20. Jahrhunderts. Berlin: Erich Schmidt, 2010.
Fludernik 2009 — Fludernik M. An Introduction to Narratology. London; New York: Taylor & Francis Group, 2009.
Hofmann 2004 — Hofmann K. Aus Gesprächen mit Thomas Bernhard. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2004.
Kotelevskaya 2021 — Kotelevskaya V. V. Between Imitation and Thematization of Music: Towards an Intermedial Utopia in Late German Modernist Literature. Philological Class. 2021, 26 (3): 255–269.
Löffler 2018 — Löffler S. „Ich bin ja ein musikalischer Mensch“: Thomas Bernhard und die Funktion der Musik in seinem literarischen Werk. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2018.
Marten 2020 — Marten C. Bernhards Baukasten: Schrift und sequenzielle Poetik in Thomas Bernhards Prosa. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2020.
Odendahl 2008 — Odendahl J. Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Bielefeld: Aisthesis, 2008.
Prendergast 1986 — Prendergast C. The order of Mimesis: Balzac, Stendhal, Nerval, Flaubert. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
Rennhak 2012 — Rennhak K. Metaisierung und Ethik. Der postmoderne Roman als grand récit? In: Metaisierung in Literatur und anderen Medien: Theoretische Grundlagen — Historische Perspektiven — Metagattungen — Funktionen. Hauthal J., Nadj J., Nünning A., Peters H. (Hg.). Berlin: Walter de Gruyter, 2012. S. 206–226.
Riffaterre 1982 — Riffaterre M. L’illusion référentielle. In: Littérature et réalité. Genette G., Todorov Tz. (eds). Paris: Éditions du Seuil, 1982. P. 91–118.
Schmidt-Dengler 1997 — Schmidt-Dengler W. Der Übertreibungskünstler. Studien zu Thomas Bernhard. Wien: Sonderzahl, 1997.
Schoenberg 1950 — Schoenberg A. Composition with Twelve Tones. In: Schoenberg A. Style and Idea. New York: Philosophical Library, 1950. P. 102–143.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.