«Музыкальность» модернистской прозы: к генезису и типологии форм (часть 2)

Авторы

  • Вера Владимировна Котелевская Южный федеральный университет, Россия, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.103

Аннотация

В статье исследуется музыкализация модернистской художественной прозы, отобразившая такие тенденции, как кризис языка и мимесиса, стремление к абстракции и нонфигуративности. По мере редукции предметного мира возрастает роль плана выражения и саморефлексии формы. Музыка становится для модернистов тем языком, который позволяет выразить утопическое, незримое и (не)возможное. Культурный пессимизм, «ужас перед историей» (М. Элиаде) повлияли на освоение абстрактных, универсально-архетипических моделей мира и человека. Музыка была воспринята Дж. Джойсом, В. Вульф, Г. Гессе, Т. Манном, Х. Волльшлегером, Т. Бернхардом и другими модернистами как инструментарий, с помощью которого можно попытаться избыть абсурд бытия. Восприимчивость читателя и исследователя к медиальным кодам позволяет обнаружить в подражании модернистского романа музыке не только экстравагантность авторской фантазии, но и разоблачение референциальной иллюзии, а также тенденцию к перформативности. Новизна исследования состоит в уточнении типологии музыкально-литературного диалога, а на историко-литературном уровне — в выявлении семиотических, эпистемологических и поэтологических оснований модернистской квазимузыкальной прозы, разработавшей на пути деконструкции буржуазного романа собственные эквиваленты музыкальных приемов и стилей. В качестве примера музыкальной прозы рассматривается роман австрийского писателя Томаса Бернхарда «Известковый завод» («Das Kalkwerk», 1970). Он интерпретируется как итог творческой эволюции автора от лирики, подражающей барочному стилю и мироощущению, к экспериментальной поэзии и прозе и, наконец, к прозе с усложненным синтаксисом, подражающим романтической фразировке. Полифоническая структура прозы Бернхарда, ее строгий, абстрактный композиционный рисунок интерпретируются как модернистские приемы упорядочения хаоса бытия.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Адорно 2001 — Адорно Т. Философия новой музыки. Скуратов Б. (пер. с нем.); Чухрукидзе К. (вступ. ст.). М.: Логос, 2001.

Беньямин 2012 — Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Болдырев И. (пер. с нем.). М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2012.

Бондс 2019 — Бондс М. Э. Абсолютная музыка: история идеи. Рондарев А. (пер. с англ.). М.: Дело, 2019.

Компаньон 2001 — Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. Зенкин С. (пер. с фр.). М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001.

Котелевская 2018 — Котелевская В. В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов-н/Д.; Таганрог: Изд-во Южн. федер. ун-та, 2018.

Кракауэр 2019 — Кракауэр З. Орнамент массы. Агафонова В., Кацура А., Филиппов-Чехов А. (пер. с нем.). М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2019.

Махов 2005 — Махов А. Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.

Остин 2010 — Остин Дж. Л. Перформативы — констативы. В сб.: Философия языка. 3-е изд. Кобозева И. М. [и др.] (пер. с англ.); Сёрл Дж. Р. (ред.). М.: УРСС, 2011. С. 23–35.

Хейнс 2023 — Хейнс Б. Конец старинной музыки. Нодель Ф. (пер. с англ.). М.: Ад Маргинем Пресс, 2023.

Элиаде 2000 — Элиаде М. Миф о вечном возвращении (архетипы и повторение). В кн.: Элиаде М.

Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. Васильева А. А. и др. (пер. с фр.); Калыгин В. П., Шептунова И. И. (науч. ред.). М.: Ладомир, 2000. С. 23–126.

Юнг, Нойманн 1998 — Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Бутузов Г., Чистяков О. О. (пер. с нем.). М.: Рефл-бук, 1998.

Akker et al. 2017 — Akker R. van den, Gibbons A., Vermeulen T. (ed.). Metamodernism: Historicity, Affect, аnd Depth after Postmodernism. London; New York: Rowman & Littlefield International, 2017.

Betten 2011a — Betten A. Das Öffnen des Mundes und das Öffnen der Sprache. Die Konzentration auf die Sprache in der österreichischen Literatur der Gegenwart. In: Sprache — Literatur — Literatursprache. Linguistische Beiträge. Betten A. (Hg.). Berlin: Schiewe, 2011. S. 132–153.

Betten 2011b — Betten A. Kerkerstrukturen. Thomas Bernhards syntaktische Mimesis. In: Rhetorik und Sprachkunst bei Thomas Bernhard. Knape J., Kramer O. (Hg.). Würzburg: Königshausen & Neumann, 2011. S. 63–80.

Boucqet 2010 — Boucquet K. Adorno liest Benjamin: Sprache und Mimesis in Adornos Theorie der musikalischen Reproduktion. Musik und Ästhetik. 2010, 54 (Februar): 1–8.

Curtius 2021 — Curtius E. R. Marcel Proust. Frankfurt am Main: Schöffling & Co, 2021.

Dahlhaus 1978 — Dahlhaus C. Die Idee der absoluten Musik. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1978.

Eckel 2015 — Eckel W. Ut musica poesis: Die Literatur der Moderne aus dem Geist der Musik. Paderborn: Wilhelm Fink, 2015.

Feulner 2010 — Feulner G. Mythos Künstler: Konstruktionen und Destruktionen in der deutschsprachigen Prosa des 20. Jahrhunderts. Berlin: Erich Schmidt, 2010.

Fludernik 2009 — Fludernik M. An Introduction to Narratology. London; New York: Taylor & Francis Group, 2009.

Hofmann 2004 — Hofmann K. Aus Gesprächen mit Thomas Bernhard. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2004.

Kotelevskaya 2021 — Kotelevskaya V. V. Between Imitation and Thematization of Music: Towards an Intermedial Utopia in Late German Modernist Literature. Philological Class. 2021, 26 (3): 255–269.

Löffler 2018 — Löffler S. „Ich bin ja ein musikalischer Mensch“: Thomas Bernhard und die Funktion der Musik in seinem literarischen Werk. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2018.

Marten 2020 — Marten C. Bernhards Baukasten: Schrift und sequenzielle Poetik in Thomas Bernhards Prosa. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2020.

Odendahl 2008 — Odendahl J. Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Bielefeld: Aisthesis, 2008.

Prendergast 1986 — Prendergast C. The order of Mimesis: Balzac, Stendhal, Nerval, Flaubert. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

Rennhak 2012 — Rennhak K. Metaisierung und Ethik. Der postmoderne Roman als grand récit? In: Metaisierung in Literatur und anderen Medien: Theoretische Grundlagen — Historische Perspektiven — Metagattungen — Funktionen. Hauthal J., Nadj J., Nünning A., Peters H. (Hg.). Berlin: Walter de Gruyter, 2012. S. 206–226.

Riffaterre 1982 — Riffaterre M. L’illusion référentielle. In: Littérature et réalité. Genette G., Todorov Tz. (eds). Paris: Éditions du Seuil, 1982. P. 91–118.

Schmidt-Dengler 1997 — Schmidt-Dengler W. Der Übertreibungskünstler. Studien zu Thomas Bernhard. Wien: Sonderzahl, 1997.

Schoenberg 1950 — Schoenberg A. Composition with Twelve Tones. In: Schoenberg A. Style and Idea. New York: Philosophical Library, 1950. P. 102–143.

References

Адорно 2001 — Adorno T. Philosophy of New Music. Skuratov B. (transl. from German); Chukhrukidze K. (рreface). Moscow: Logos Publ., 2001. (In Russian)

Беньямин 2012 — Benjamin W. The doctrine of similarity. Media aesthetic works. Boldyrev I. (transl. from German). Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ., 2012.

Бондс 2019 — Bonds M. Absolute Music: the History of the Idea. Rondarev A. (transl. from English). Moscow: Delo Publ., 2019. (In Russian)

Компаньон 2001 — Compagnon A. The Demon of Theory: Literature and Common Sense. Zenkin S. (transl. from French). Мoscow: Izdatel’stvo imeni Sabashnikovykh Publ., 2001. (In Russian)

Котелевская 2018 — Kotelevskaya V. V. Thomas Bernhard and the modernist metafiction. Rostov-on-Don; Taganrog: Izdatel’stvo Iuzhnogo federal’nogo universiteta Publ., 2018. (In Russian)

Кракауэр 2019 — Kracauer S. The Mass Ornament. Agafonova V., Katsura A., Filippov-Chekhov A. (transl. from German). Moscow: Ad Marginem Press; Muzei sovremennogo iskusstva “Garazh”, 2019.

Махов 2005 — Makhov А. Е. Musica literaria: The idea of verbal music in European poetics. Мoscow: Intrada Publ., 2005. (In Russian)

Остин 2010 — Austin J. L. Performatives are constatives. In: Philosophy of Language. 3rd ed. Kobozeva I. M. [et al.] (transl. from English); Searle J. R. (ed.). Moscow: URSS Publ., 2011. P. 23–35.

Хейнс 2023 — Haynes B. The End of Early Music. Nodel F. (transl. from English). Moscow: Ad Marginem Press Publ., 2023. (In Russian)

Элиаде 2000 — Eliade M. The Myth of the Eternal Return (Archetypes and Repetition) In: Eliade M. The Myth of the Eternal Return. The Images and Symbols. The Sacred and the Profan. Vasil’eva A. A. et al. (transl. from French); Kalygin V. P., Sheptunova I. I. (sci. ed.). Мoscow: Ladonir Publ., 2000. P. 23–126. (In Russian)

Юнг, Нойманн 1998 — Jung K. G., Neumann E. Psychoanalysis and Art. Butuzov G., Chistiakov O. O.(transl. from German). Moscow: Refl-buk Publ., 1998. (In Russian)

Akker et al. 2017 — Akker R. van den, Gibbons A., Vermeulen T. (ed.). Metamodernism: Historicity, Affect, аnd Depth after Postmodernism. London; New York: Rowman & Littlefield International, 2017.

Betten 2011a — Betten A. Das Öffnen des Mundes und das Öffnen der Sprache. Die Konzentration auf die Sprache in der österreichischen Literatur der Gegenwart. In: Sprache — Literatur — Literatursprache. Linguistische Beiträge. Betten A. (Hg.). Berlin: Schiewe, 2011. S. 132–153.

Betten 2011b — Betten A. Kerkerstrukturen. Thomas Bernhards syntaktische Mimesis. In: Rhetorik und Sprachkunst bei Thomas Bernhard. Knape J., Kramer O. (Hg.). Würzburg: Königshausen & Neumann, 2011. S. 63–80.

Boucqet 2010 — Boucquet K. Adorno liest Benjamin: Sprache und Mimesis in Adornos Theorie der musikalischen Reproduktion. Musik und Ästhetik. 2010, 54 (Februar): 1–8.

Curtius 2021 — Curtius E. R. Marcel Proust. Frankfurt am Main: Schöffling & Co, 2021.

Dahlhaus 1978 — Dahlhaus C. Die Idee der absoluten Musik. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1978.

Eckel 2015 — Eckel W. Ut musica poesis: Die Literatur der Moderne aus dem Geist der Musik. Paderborn: Wilhelm Fink, 2015.

Feulner 2010 — Feulner G. Mythos Künstler: Konstruktionen und Destruktionen in der deutschsprachigen Prosa des 20. Jahrhunderts. Berlin: Erich Schmidt, 2010.

Fludernik 2009 — Fludernik M. An Introduction to Narratology. London; New York: Taylor & Francis Group, 2009.

Hofmann 2004 — Hofmann K. Aus Gesprächen mit Thomas Bernhard. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2004.

Kotelevskaya 2021 — Kotelevskaya V. V. Between Imitation and Thematization of Music: Towards an Intermedial Utopia in Late German Modernist Literature. Philological Class. 2021, 26 (3): 255–269.

Löffler 2018 — Löffler S. „Ich bin ja ein musikalischer Mensch“: Thomas Bernhard und die Funktion der Musik in seinem literarischen Werk. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2018.

Marten 2020 — Marten C. Bernhards Baukasten: Schrift und sequenzielle Poetik in Thomas Bernhards Prosa. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2020.

Odendahl 2008 — Odendahl J. Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Bielefeld: Aisthesis, 2008.

Prendergast 1986 — Prendergast C. The order of Mimesis: Balzac, Stendhal, Nerval, Flaubert. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

Rennhak 2012 — Rennhak K. Metaisierung und Ethik. Der postmoderne Roman als grand récit? In: Metaisierung in Literatur und anderen Medien: Theoretische Grundlagen — Historische Perspektiven — Metagattungen — Funktionen. Hauthal J., Nadj J., Nünning A., Peters H. (Hg.). Berlin: Walter de Gruyter, 2012. S. 206–226.

Riffaterre 1982 — Riffaterre M. L’illusion référentielle. In: Littérature et réalité. Genette G., Todorov Tz. (eds). Paris: Éditions du Seuil, 1982. P. 91–118.

Schmidt-Dengler 1997 — Schmidt-Dengler W. Der Übertreibungskünstler. Studien zu Thomas Bernhard. Wien: Sonderzahl, 1997.

Schoenberg 1950 — Schoenberg A. Composition with Twelve Tones. In: Schoenberg A. Style and Idea. New York: Philosophical Library, 1950. P. 102–143.

Загрузки

Опубликован

14.07.2024

Как цитировать

Котелевская, В. В. (2024). «Музыкальность» модернистской прозы: к генезису и типологии форм (часть 2). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 21(1), 42–60. https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.103

Выпуск

Раздел

Литературоведение