«Музыкальность» модернистской прозы: к генезису и типологии форм (часть 1)

Авторы

  • Вера Владимировна Котелевская Южный федеральный университет, Россия, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.307

Аннотация

В статье рассматривается явление интермедиального диалога, литературно-музыкальный трансфер, в результате которого изменилось само представление о жанре романа и о «прозе», идеалом которой в западной литературе XVIII–XIX вв. была референциальная прозрачность. С  использованием методов интермедиальных исследований, компаративной поэтики, нарратологии и стилистики прослеживается логика развития этого диалога. Если роман воспитания, роман карьеры, натуралистический роман развивались под знаком «восстания индивида против идеализма» (Лукач), то модернистский роман стремится вернуть индивида в интимное пространство «я» и абстрактной спекуляции. Модернистский литературный герой, как правило, испытывает «ужас перед историей» и пытается укрыться от грохота техники и катастроф, от влияния «орнамента масс» (Кракауэр) в мифе, архетипах, кодах других искусств. Таким утопическим пространством для Дж.Джойса, В.Вульф, А.Жида, Г.Гессе, Т.Манна, Т.Бернхарда становится музыка, которая реализуется ими под влиянием романтической идеи «абсолютного», автономного искусства, выражающего незримое и (не)возможное. Музыка выполняет в таком контексте функцию поэтологического кода, при этом конкретные воплощения диалога романа с музыкой принимают разные формы, от имитации старинных жанров (фуга, пассион) до современных стилей (джаз, атональная музыка). Влияние музыки приводит к усложнению структуры романа, к созданию герметичного стиля, превращению процесса чтения в  расшифровку партитуры. Новизна исследования состоит в уточнении типологии музыкально-литературного диалога, а на историко-литературном уровне — в выявлении семиотических, эпистемологических и поэтологических оснований модернистской квазимузыкальной прозы, разработавшей на пути деконструкции буржуазного романа собственные эквиваленты музыкальных приемов и стилей.

Ключевые слова:

интермедиальность, мимесис, музыкальность модернистской прозы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Беньямин 2004 — Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. Белобратов А. (пер. с нем. и фр., сост., предисл. и примеч.). СПб.: Symposium, 2004.

Боэций 2012 — Боэций А.М.С. Основы музыки. Лебедев С.Н. (подгот., пер. с лат. и комм.). М.: Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского, 2012.

Венедиктова 2018 — Венедиктова Т.Д. Литература как опыт, или Буржуазный читатель как культурный герой. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

Вязкова 2006 — Вязкова Е.В. «Искусство фуги» И.С.Баха: исследование. М.: Федер. агентство по культуре и кинематографии; Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2006.

Гиршман 1982 — Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982.

Женетт 1998 — Женетт Ж. Фигуры. В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во Сабашниковых, 1998.

Махов 2005 — Махов А.Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada,

Симакова 2013 — Симакова Н.А. Контрапункт строгого стиля и фуга. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского; Композитор, 2013.

Тенни 2021 — Тенни Дж. История консонанса и диссонанса. Зайцев А. (пер. с англ.). СПб.: Jaromír Hladík Press, 2021.

Фарыно 2004 — Фарыно Е. Повтор: свойства и функции. В сб.: Алфавит: Строение повествовательного текста. Синтагматика. Парадигматика. Смоленск: Смолен. гос. пед. ун-т, 2004. С. 5–21.

Ханзен-Лёве 2016 — Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду. Скуратов Б.М., Смотрицкий Е.Ю. и др. (пер. с нем.). М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2016.

Хейнс 2023 — Хейнс Б. Конец старинной музыки. М.: Ad Marginem, 2023.

Холопов 2003 — Холопов Ю.Н. Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма. В сб.: Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. Дубравская Т.Н., Меркулов А.М. (ред.-сост.). М.: Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского, 2003. С. 4–31.

Хофштадтер 2001 — Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара: Бахрах, 2001.

Шёнберг 2006 — Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. В 2 т. М.: Композитор, 2006.

Allen 2016 — Allen W. S. Aesthetics of Negativity: Blanchot, Adorno, and Autonomy. New York: Fordham University Press, 2016.

Berger 2007 — Berger K. Bach’s Cycle, Mozart’s Arrow: An Essay on the Origins of Musical Modernity.

Berkley: University of California Press, 2007.

Curtius 2021 — Curtius E.R. Marcel Proust. Frankfurt am Main: Schöffling & Co, 2021.

Diederichs 1998 — Diederichs B. Musik als Generationsprinzip von Literatur. Eine Analyse am Beispiel von Thomas Bernhards „Untergeher“. PhD Thesis. Gießen, 1998.

Hauthal et al. 2012 — Hauthal J., Nadj J., Nünning A., Peters H. Metaisierung in Literatur und anderen

Medien: Theoretische Grundlagen — Historische Perspektiven — Metagattungen — Funktionen. Berlin: Walter de Gruyter, 2012.

Helbing 2016 — Helbing V. Schönberg, Dahlhaus und das Problem der „emanzipierten Dissonanz“. Anmerkungen zu op. 15/14. Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie. 2016, 13 (Sonderausgabe [Special Issue]): 313–333.

Kotelevskaya 2019 — Kotelevskaya V.V. Intermediale Utopie des ‘literarischen Musizierens’ in Bernhards Poetik: Bachs Fuge als ein (de)konstruktives Prinzip. In: Österreichische Literatur: Kommunikation, Rezeption, Translation. Австрийская литература: коммуникация, рецепция, перевод. Belobratow A.W. (Hrsg.). Bd. 13 (2017/2018). St Petersburg: Peterburg — XXI vek Publ., 2019. S. 109–117.

Löffler 2018 — Löffler S. „Ich bin ja ein musikalischer Mensch“: Thomas Bernhard und die Funktion der Musik in seinem literarischen Werk. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2018.

Poller 2007 — Poller T.R. Strategien der Musikalisierung der Literatur: Eine Exemplarische Untersuchung der Erzählung Gehen von Thomas Bernhard (2007). http://trpoller.de/WebsiteContent/Bernhard.pdf (дата обращения: 15.11.2022).

Schönberg 1992 — Schönberg A. Harmonielehre. 3 Aufl. Wien: Paul Gerin, 1992.

Wolf 1999 — Wolf W. The Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Intermediality. Amsterdam; Atlanta: Rodopi Publishing, 1999.

Беньямин 2004 — Benjamin W. Masks of Time. Essays on Culture and Literature. Belobratow A. (transl., ed., preface, and comment.). St Petersburg: Symposium Publ., 2004. (In Russian)

Боэций 2012 — Boethius A.M. S. Institutiones musicae. Lebedev S.N. (ed., transl. from Latin, comment.). Moscow: Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia imeni P.I.Chaikovskogo Publ., 2012. (In Russian)

Венедиктова 2018 — Venediktova T.D. Literature as Experience, or the Bourgeois Reader as Cultural Hero.

Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2018. (In Russian)

Вязкова 2006 — Viazkova E.V. “The Art of the Fugue” by Johann Sebastian Bach: A Study. Moscow: Federal’noe agentstvo po kul’ture i kinematografii Publ.; Rossiiskaia akademiia muzyki imeni Gnesinykh Publ., 2006. (In Russian)

Гиршман 1982 — Girshman M.M. Rhythm of Fiction. Moscow: Sovetskii pisatel’ Publ., 1982. (In Russian)

Женетт 1998 — Genette J. Figures. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Izdatel’stvo Sabashnikovykh Publ., 1998. (In Russian)

Махов 2005 — Makhov А.Е. Musica literaria: The idea of verbal music in European poetics. Мoscow: Intrada Publ., 2005. (In Russian)

Симакова 2013 — Simakova N.A. Strict Style Counterpoint and Fugue. Moscow: Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia imeni P.I.Chaikovskogo Publ.; Kompozitor Publ., 2013. (In Russian)

Тенни 2021 — Tenney J. A History of ‘Consonance’ and ‘Dissonance’. Zaytsev A. (transl.). St Petersburg: Jaromír Hladík Press, 2021. (In Russian)

Фарыно 2004 — Faryno E. Repetition: Properties and Functions. In: Alphabet: The Structure of Narrative Text. Syntagmatics. Paradigmatics. Smolensk: Smolenckii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ., 2004. P. 5–21. (In Russian)

Ханзен-Лёве 2016 — Hansen-Löwe O.A. Intermediality in Russian Culture: From Symbolism to Avangarde. Skuratov B. M., Smotritskii E. Yu. (transl. from German). Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ., 2016. (In Russian)

Хейнс 2023 — Haynes B. The End of Early Music. Moscow: Ad Marginem Publ., 2023. (In Russian)

Холопов 2003 — Kholopov Yu.N. The Structure of Bach’s Fugue in the Context of Historical Evolution of Harmony and Thematicism. In: Dubravskaya T.N., Merkulov A.M. (ed.). Baroque Music Art: Styles, Genres, and Performance Traditions. Moscow: Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia imeni P.I.Chaikovskogo Publ., 2003. P. 4–31. (In Russian)

Хофштадтер 2001 — Hofstadter D. Gödel, Escher, Bach: an Eternal Golden Braid. Samara: Bakhrakh-М Publ., 2001. (In Russian)

Шёнберг 2006 — Schönberg A. Style and Thought. Articles and Materials. In 2 vols. Moscow: Kompozitor Publ., 2006. (In Russian)

Allen 2016 — Allen W. S. Aesthetics of Negativity: Blanchot, Adorno, and Autonomy. New York: Fordham University Press, 2016.

Berger 2007 — Berger K. Bach’s Cycle, Mozart’s Arrow: An Essay on the Origins of Musical Modernity.Berkley: University of California Press, 2007.

Curtius 2021 — Curtius E.R. Marcel Proust. Frankfurt am Main: Schöffling & Co, 2021.

Diederichs 1998 — Diederichs B. Musik als Generationsprinzip von Literatur. Eine Analyse am Beispiel von Thomas Bernhards „Untergeher“. PhD Thesis. Gießen, 1998.

Hauthal et al. 2012 — Hauthal J., Nadj J., Nünning A., Peters H. Metaisierung in Literatur und anderen Medien: Theoretische Grundlagen — Historische Perspektiven — Metagattungen — Funktionen. Berlin: Walter de Gruyter, 2012.

Helbing 2016 — Helbing V. Schönberg, Dahlhaus und das Problem der „emanzipierten Dissonanz“. Anmerkungen zu op. 15/14. Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie. 2016, 13 (Sonderausgabe [Special Issue]): 313–333.

Kotelevskaya 2019 — Kotelevskaya V.V. Intermediale Utopie des ‘literarischen Musizierens’ in Bernhards Poetik: Bachs Fuge als ein (de)konstruktives Prinzip. In: Österreichische Literatur: Kommunikation, Rezeption, Translation. Австрийская литература: коммуникация, рецепция, перевод. Belobratow A.W. (Hrsg.). Bd. 13 (2017/2018). St Petersburg: Peterburg — XXI vek Publ., 2019. S. 109–117.

Lacoue-Labarthe, Nancy 2016 — Lacoue-Labarthe Ph., Nancy J.-L. Das Literarisch-Absolute. Texte und Theorie der Jenaer Frühromantik. Wien; Berlin: Turia + Kant, 2016.

Löffler 2018 — Löffler S. „Ich bin ja ein musikalischer Mensch“: Thomas Bernhard und die Funktion der Musik in seinem literarischen Werk. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2018.

Poller 2007 — Poller T.R. Strategien der Musikalisierung der Literatur: Eine Exemplarische Untersuchung der Erzählung Gehen von Thomas Bernhard (2007). http://trpoller.de/WebsiteContent/Bernhard.pdf (accessed: 15.11.2022).

Schönberg 1992 — Schönberg A. Harmonielehre. 3 Aufl. Wien: Paul Gerin, 1992.

Wolf 1999 — Wolf W. The Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Intermediality. Amsterdam; Atlanta: Rodopi Publishing, 1999.

Загрузки

Опубликован

15.12.2023

Как цитировать

Котелевская, В. В. (2023). «Музыкальность» модернистской прозы: к генезису и типологии форм (часть 1). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 20(3), 516–531. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.307

Выпуск

Раздел

Литературоведение