Методика оценки читательского опыта: применение в психолингвистике и адаптация для русского языка
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.412Аннотация
Читательский опыт связан с тем, какое количество времени человек посвящает чтению. Индивидуальные различия в читательском опыте оказывают значимое влияние на скорость распознавания отдельных слов и обработку слов в составе фразы, на скорость чтения, на качество понимания прочитанного, на характер движения глаз при чтении, а учет этих различий крайне актуален для современной психолингвистики и нейролингвистики. Возникает необходимость в методологической базе для точной оценки индивидуальных различий в читательском опыте. Существуют субъективные способы оценки, например читательские дневники, анкеты; их основной недостаток заключается в том, что они основаны на интроспекции участника, из-за чего оценка может быть неточной и/или преувеличенной. Более эффективной методикой считается объективная мера — тест на распознавание имен авторов, впервые предложенный для носителей английского языка К. Становичем и Р. Уэстом и выступающий в качестве относительной меры индивидуальных различий. Англоязычная версия теста не может использоваться для исследований с участием носителей других языков: в их читательский кругозор входят другие имена, для каждого языка требуется собственная версия методики, с учетом того, какие авторы пишут на этом языке и произведения каких авторов на этот язык переводят. В последние несколько лет были разработаны версии для китайского, корейского, нидерландского, немецкого языков. В данной статье мы представляем разработанную нами русскоязычную версию теста для оценки читательского опыта и проведенное в целях ее апробации экспериментальное психолингвистическое исследование. Разработанная нами русскоязычная версия теста для оценки читательского опыта может быть использована в различных психолингвистических исследованиях, посвященных процессам восприятия письменной речи, в том числе процессам распознавания слов, синтаксического анализа предложений, восприятия текстов различных типов, глазодвигательной активности при чтении или нейрофизиологического обеспечения речевой деятельности.
Ключевые слова:
читательский опыт, словарный запас, орфографические навыки, восприятие текста, индивидуальные характеристики читающего
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература/References
Головин 2015 — Golovin G. V. Measurement of the passive vocabulary of the Russian language. [Головин Г. В. Измерение пассивного словарного запаса русского языка. Социо- и психолингвистические исследования]. Sotsio- i psikholingvisticheskie issledovaniia. 2015, 3: 148–159. (In Russian)
Лытаева и др. 2018 — Lytaeva M. A., Smirnova N. V., Nuzha I. V. Study of students’ reading literacy in bilingual higher education [Лытаева М. А., Смирнова Н. В., Нужа И. В. Исследование читательской грамотности студентов в условиях билингвального высшего образования]. Pedagogika. 2018, 11: 74–86. (In Russian)
Масленникова и др. 2017 — Maslennikova E. P., Feklicheva I. V., Esipenko E. A., Sharafieva K. R., Ismatullina V. I., Golovin G. V., Miklashevsky A. A., Chipeeva N. A., Soldatova E. L. Vocabulary as an indicator of verbal intelligence: application of an express method for assessing vocabulary. [Масленникова Е. П., Фекличева И. В., Есипенко Е. А, Шарафиева К. Р., Исматуллина В. И., Головин Г. В.,
Миклашевский А. А., Чипеева Н. А, Солдатова Е. Л. Словарный запас как показатель вербального интеллекта: применение экспресс-методики оценки словарного запаса]. Psikhologiia. Psikhofiziologiia. 2017, 10: 63–69. https://doi.org/10.14529/psy170306. (In Russian)
Цукерман 2009 — Tsukerman G. A. Assessment of reading literacy: materials for discussion. Center for Assessment of the Quality of Education of the Federal State Budgetary Scientific Institution “Institute for the Development of Education Strategy of the Russian Academy of Education” of the Ministry of Education of the Russian Federation [Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению. Центр оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ]. Available at: http://www.centeroko.ru/public.html pisa_pub (accessed: 25.12.2021). (In Russian)
Чернова и др. 2020 — Chernova D. A., Alekseeva S. V., Slyusar N. A. What Errors Teach Us: Difficulties in Handling Words with Frequent Spelling Mistakes [Чернова Д. А., Алексеева С. В., Слюсарь Н. А. Чему нас учат ошибки: трудности при обработке слов с частотными орфографическими ошибками]. Komp’iuternfiz lingvistika i intellektual’nye tekhnologii. 2020, 19: 147–159. https://doi.org/10.28995/2075-7182-2020-19-147-159. (In Russian)
Acheson et al. 2008 — Acheson D. J., Wells J. B., MacDonald M. C. New and updated tests of print exposure and reading abilities in college students. Behavior Research Methods. 2008, 40: 278–289.
Andrews, Bond 2009 — Andrews S., Bond R. Lexical expertise and reading skill: Bottom-up and top-down processing of lexical ambiguity. Reading and Writing. 2009, 22: 687. https://doi.org/10.1007/s11145-008-9137-7.
Andrews, Hersch 2010 — Andrews S., Hersch J. Lexical Precision in Skilled Readers: Individual Differences in Masked Neighbor Priming. Journal of Experimental Psychology General. 2010, 139: 299–318. https://doi.org/10.1037/a0018366
Andrews, Lo 2013 — Andrews S., Lo S. Is morphological priming stronger for transparent than opaque words? It depends on individual differences in spelling and vocabulary. Journal of Memory and Language. 2013, 68: 279–296.
Andrews et al. 2020 — Andrews S., Veldre A., Clarke I. E. Measuring Lexical Quality: The Role of Spelling Ability. Behavior research methods. 2020, 52: 2257–2282. https://doi.org/10.3758/s13428-020-01387-3
Brown 1981 — Brown J. I. The Nelson-Denny Reading Test: Vocabulary, Comprehension, Reading Rate. Forms E and F. Chicago: Riverside, 1981.
Brysbaert et al. 2020 — Brysbaert M., Sui L., Dirix N., Hintz F. Dutch Author Recognition Test. Journal of Cognition. 2020, 3 (1): 6, pp. 1–14. https://doi.org/10.5334/joc.95
Burt, Jared 2016 — Burt J. S., Jared D. The role of lexical expertise in reading homophones. Quarterly journal of experimental psychology. 2016, 69: 1302–1321. https://doi.org/10.1080/17470218.2015.1062528
Burt, Fury 2000 — Burt J. S., Fury M. B. Spelling in adults: The role of reading skills and experience. Reading and Writing. 2000, 13:1–30.
Chateau, Jared 2000 — Chateau D., Jared D. Exposure to print and word recognition processes. Memory & Cognition. 2000, 28: 143–153. https://doi.org/10.3758/BF03211582
Chen, Fang 2013 — Chen S.-Y., Fang S.-P. Developing a Chinese version of an Author Recognition Test for college students in Taiwan. Journal of Research in Reading. 2013, 38: 344–360.
Choi et al. 2015 — Choi W., Lowder M. W., Ferreira F., Henderson J. M. Individual differences in the perceptual span during reading: Evidence from the moving window technique. Attention, Perception & Psychophysics. 2015, 77: 2463–2475. https://doi.org/10.3758/s13414-015-0942-1
Cipielewski, Stanovich 1992 — Cipielewski J., Stanovich K. E. Predicting growth in reading ability from children’s exposure to print. Journal of Experimental Child Psychology. 1992, 54: 74–89
Djikic et al. 2013 — Djikic M., Oatley K., Moldoveanu M. C. Opening the Closed Mind: The Effect of Exposure to Literature on the Need for Closure. Creativity Research Journal. 2013, 25: 149–154, https://doi.org/10.1080/10400419.2013.783735
Dunn, Dunn 1997 — Dunn L. M., Dunn L. M. Examiner’s manual for the PPVT-III: Peabody Picture Vocabulary Test Third Edition. Circle Pines: American Guidance Service, 1997.
Goldman, Manis 2013 — Goldman, J. G., Manis, F. R. Relationships among cortical thickness, reading skill, and print exposure in adults. Scientific Studies of Reading. 2013, (17): 163–176.
Gordon et al. 2020 — Gordon P. C., Moore M., Choi W., Hoedemaker R. S., Lowder M. W. Individual differences in reading: Separable effects of reading experience and processing skill. Memory and Cognition. 2020, 48: 553–565. https://doi.org/10.3758/s13421-019-00989-3
Grolig et al. 2020 — Grolig L., Tiffin-Richards S. P., Schroeder S. Print exposure across the reading life span. Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. 2020, 33: 1423–1441. https://doi.org/10.1007/s11145-019-10014-3
Hollis 2021 — Hollis H. An investigation into the relationship between fiction and nonfiction reading exposure, and factors of critical thinking. Scientific Study of Literature. 2021, 11: 108–141.
Johns et al. 2018 — Johns C. L., Jahn A. A., Jones H. R., Kush D., Molfese P. J., Van Dyke J. A., Magnuson J. S.,
Tabor W., Mencl W. E., Shankweiler D. P., Braze D. Individual differences in decoding skill, print exposure, and cortical structure in young adults. Language, cognition and neuroscience. 2018, 33: 1275–1295.
Kidd, Castano 2013 — Kidd D. C., Castano E. Reading literary fiction improves theory of mind. Science. 2013, 342: 377–380. https://doi.org/10.1126/science.1239918
Kidd, Castano 2019 — Kidd D. C., Castano E. Reading literary fiction and theory of mind: Three preregistered replications and extensions of Kidd and Castano (2013). Social Psychological and Personality Science. 2019, 10: 522–531. https://doi.org/10.1177/1948550618775410
Lee et al. 2019 — Lee H., Seong E., Choi W., Lowder M. W. Development and assessment of the Korean Author Recognition Test. Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2019, 72: 1837–1846.
Lemhöfer, Broersma 2012 — Lemhöfer K., Broersma M. Introducing LexTALE: A quick and valid Lexical Test for Advanced Learners of English. Behavior Research Methods. 2012, 44: 325–343. https://doi.org/10.3758/s13428-011-0146-0
Lowder, Gordon 2017 — Lowder M. W., Gordon P. C. Print exposure modulates the effects of repetition priming during sentence reading. Psychonomic Bulletin & Review. 2017, 24: 1935–1942. https://doi.org/10.3758/s13423-017-1248-1
Mano, Guerin 2018 — Mano Q. R., Guerin J. M. Direct and indirect effects of print exposure on silent reading fluency. Reading and Writing. 2018, 31: 483–502. https://doi.org/10.1007/s11145-017-9794-5
Mar et al. 2006 — Mar R. A., Oatley K., Hirsh J., Paz J., Peterson J. B. Bookworms versus nerds: Exposure to fiction versus non-fiction, divergent associations with social ability, and the simulation of fictional social worlds. Journal of Research in Personality. 2006, 40: 694–712. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2005.08.002
Mar et al. 2009 — Mar R. A., Oatley K., Peterson J. B. Exploring the link between reading fiction and empathy: Ruling out individual differences and examining outcomes. Communications. 2009, 34: 407–428. https://doi.org/10.1515/COMM.2009.025
Mar, Rain 2015 — Mar R., Rain M. Narrative Fiction and Expository Nonfiction Differentially Predict Verbal Ability. Scientific Studies of Reading. 2015, 19: 419–433. https://doi.org/10.1080/10888438.2015.1069296
Martin-Chang, Gould 2008 — Martin-Chang S., Gould O. Revisiting print exposure: Exploring differential links to vocabulary, comprehension and reading rate. Journal of Research in Reading. 2008, 31: 273–284.
McCarron, Kuperman 2021 — McCarron S. P., Kuperman V. Is the author recognition test a useful metric for native and non-native English speakers? An item response theory analysis. Behavior research methods. 2021, 53: 2226–2237. https://doi.org/10.3758/s13428-021-01556-y
McGeown et al. 2015 — McGeown S. P., Duncan L. G., Griffiths Y. M., Stothard S. E. Exploring the relationship between adolescents’ reading skills, reading motivation and reading habits. Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. 2015, 28: 745. https://doi.org/10.1007/s11145-015-9543-6
Mol, Bus 2011 — Mol S., Bus A. To Read or Not to Read: A Meta-Analysis of Print Exposure From Infancy to Early Adulthood. Psychological bulletin. 2011, 137: 267–296. https://doi.org/10.1037/a0021890
Moore, Gordon 2015 — Moore M., Gordon P. C. Reading ability and print exposure: Item response theory analysis of the author recognition test. Behavior Research Methods. 2015, 47: 1095–1109. https://doi.org/10.3758/s13428-014-0534-3
Nation, Beglar 2007 — Nation I. S. P., Beglar D. A vocabulary size test. The Language Teacher. 2007, 31: 9–13.
Ocal, Ehri 2016 — Ocal T., Ehri L. Spelling Ability in College Students Predicted by Decoding, Print Exposure, and Vocabulary. Journal of College Reading and Learning. 2016, 47. https://doi.org/10.1080/10790195.2016.1219242
Panero et al. 2016 — Panero M. E., Weisberg D. S., Black J., Goldstein T. R., Barnes J. L., Brownell H.,
Winner E. Does reading a single passage of literary fiction really improve theory of mind? An attempt at replication. Journal of personality and social psychology. 2016, 111: 46–54. https://doi.org/10.1037/pspa0000064
Peterson et al. 1954 — Peterson W. W., Birdsall T. G., Fox W. C. The theory of signal detectability. Proceedings of the IRE Professional Group on Information Theory. 1954, 4: 171–212.
Samur et al. 2018 — Samur D., Tops M., Koole S. L. Does a single session of reading literary fiction prime enhanced mentalising performance? Four replication experiments of Kidd and Castano (2013). Cognition & emotion. 2018, 32: 130–144. https://doi.org/10.1080/02699931.2017.1279591
Sénéchal et al. 1998 — Sénéchal M., LeFevre J.-A., Thomas E. M., Daley K. E. Differential Effects of Home
Literacy Experiences on the Development of Oral and Written Language. Reading Research Quarterly. 1998, 33: 96–116. https://doi.org/10.1598/RRQ.33.1.5
Slattery, Yates 2018 — Slattery T. J., Yates M. Word skipping: Effects of word length, predictability, spelling and reading skill. Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2018, 71: 250–259. https://doi.org/10.1080/17470218.2017.1310264
Stanovich, West 1989 — Stanovich K., West R. Exposure to Print and Orthographic Processing. Reading Research Quarterly. 1989, 24: 402–433.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.