«С большим количеством офортов»: Вторая Камчатская экспедиция как мультимодальный дискурс в дневниках Г.В.Стеллера и графическом романе Т.Э.Бака*
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.313Аннотация
Литературные инкарнации Второй Камчатской экспедиции под руководством В.Беринга рассматриваются в статье как стадии мультимодального дискурса, соответствующего важному тренду литературной эволюции на длинной исторической дистанции (XVIII–XXI вв.) — перераспределению удельного веса между словесным и изобразительным модусами оформления и передачи информации. Материалом исследования служат случаи пограничной, кондициональной, по Ж.Женетту, литературности: документальная проза и комикс. Дневники участника экспедиции, немецкого путешественника и естествоиспытателя Г.В.Стеллера, их иллюстрированные книжные версии на трех языках (немецком, английском и русском) и графический роман американского художника Т.Э.Бака по мотивам этих дневников принадлежат разным медиа. Мультимодальность этих медиа (совмещение в них нескольких сенсорно-семиотических каналов передачи информации в рамках одного из художественных медиа) выражена в неравной степени, однако именно она является ключевой особенностью дискурса о Камчатке как на уровне авторской интенции, так и в плане читательского восприятия. В статье анализируется реализация трех основных функциональных типов передачи визуальной информации (картографический, фоно-декоративный и экспериенциальный) в документальном словесном травелоге и в комиксе и обнаруживается, что как в вербальном, так и в графическом модусе прослеживается дискурсивная преемственность соединения этих типов и модусов от Стеллера (1774) до Бака (2013). Рассмотренные в комплексе, книги двух авторов образуют фрагмент особого мультимодального дискурса, формальные и медиальные особенности которого определяются установкой на репрезентацию и передачу опыта изучения неведомых земель. Перед Стеллером как участником экспедиции такая задача стояла непосредственно, но и Бак «наследует» ее в силу дискурсивной инерции, несмотря на то что прагматика научного отчета для него совершенно не актуальна.
Ключевые слова:
мультимодальность, документальная проза, Вторая Камчатская экспедиция, комикс, Г.В.Стеллер
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Александровская и др. 2011 — Александровская О., Широкова В., Романова О., Озерова Н. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века. М.: РТСофт, 2011.
Греков 1960 — Греков В.И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725–1765 гг. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960.
Женетт 1998 — Женетт Ж. Вымысел и слог. Стаф И. (пер. с фр.). В кн.: Женетт Ж. Фигуры. В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 342–451.
Зализняк 2010 — Зализняк А. Дневник: к определению жанра. Новое литературное обозрение. 2010, 106 (6): 162–180.
Ивахненко 2019 — Ивахненко Е.Н. Образование, наука и религия в русском Просвещении: в поисках компромисса (Часть II). Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2019, (3): 205–217.
Ничик 1977 — Ничик В.М. Феофан Прокопович. М.: Мысль, 1977.
Репина 2022 — «Культура Духа» vs «Культура Разума»: Интеллектуалы и власть в Британии и России в XVII–XVIII веках. Репина Л.П. (ред.). М.: Аквилон, 2022.
Рогов 2006 — Рогов К.Ю. Три эпохи русского барокко. В сб.: Тыняновский сборник (12): X–XI–XII Тыняновские чтения. Тоддес Е.А. (ред.). М.: Водолей, 2006. С. 9–101.
Столярова 2010 — Столярова Л.Г. Анализ структурных элементов комикса. Известия Тульского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010, (1): 383–388.
Шпак 2021 — Шпак Г.В. Изобретая пространство: Россия и Англия XVI–XIX вв. в путешествиях, травелогах, картах. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021.
Эко 2004 — Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. Шурбелев А. (пер. с ит.). СПб.: Академический проект, 2004.
Delazari, Polley 2022 — Delazari I., Polley J. S. “Popping into Your Mind’s Eye”: Covert Multimodality in David Foster Wallace’s “The Soul Is Not a Smithy”. Style. 2022, 56 (4): 413–432.
Elleström 2010 — Elleström L. The Modalities of Media: A Model for Understanding Intermedial Relations. In: Media Borders, Multimodality and Intermediality. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. P. 11–48.
Gardner, Herman 2011 — Gardner J., Herman D. Graphic Narratives and Narrative History. SubStance. 2011, 40 (1): 3–13.
Gibbons 2012 — Gibbons A. Multimodality, Cognition, and Experimental Literature. New York: Routledge, 2012.
Hallet 2015 — Hallet W. Non-verbal Semiotic Modes and Media in the Multimodal Novel. In: Handbook of Intermediality: Literature — Image — Sound — Music. Rippl G. (ed.). Berlin: De Gruyter, 2015. P. 637–652.
Kasten, Dürr 1996 — Kasten E., Dürr M. Zu der vorliegenden Ausgabe. In: Steller G.W. Beschreibung von dem Lande Kamtschatka von Georg Wilhelm Steller. Bonn: Holos Verlag, 1996. S.V–VI.
Kress, van Leeuwen 2001 — Kress G., Leeuwen T van. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London: Arnold, 2001.
Kukkonen 2011—Kukkonen K. Comics as a Test Case for Transmedial Narratology. SubStance. 2011, 40 (1): 34–52.
Lanham 1991 — Lanham R. A Handlist of Rhetorical Terms. Berkeley: University of California Press, 1991.
Lederman 1990 — Lederman R. Pretexts for Ethnography: On Reading Fieldnotes. In: Fieldnotes: The Makings of Anthropology. Sanjek R. (ed.). Ithaca: Cornell University Press, 1990. P. 71–91.
McCloud 1994 — McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art. New York: Harper Perennial, 1994.
Ogilvie 2003 — Ogilvie B.W. Image and Text in Natural History, 1500–1700. In: The Power of Images in Early Modern Science. Lefèvre W., Renn J., Schoepflin U. (eds). New York: Springer Science, 2003. P. 141–166.
References
Александровская и др. 2011 — Aleksandrovskaia O., Shirokova V., Romanova O., Ozerova N. Lomonosov and the 18th-century academic expeditions. Moscow: RTSoft Publ., 2011. (In Russian)
Греков 1960 — Grekov V.I. Sketches from the history of the Russian geographic studies in 1725–1765. Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1960. (In Russian)
Женетт 1998 — Genette G. Fiction et diction. Staf I. (transl. from French). In: Genette G. Figury. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Izdatel’stvo im. Sabashnikovykh Publ., 1998. P. 342–451. (In Russian)
Зализняк 2010 — Zalizniak A. Diary: Toward a genre defnition. Novoe literaturnoe obozrenie. 2010, 106 (6): 162–180. (In Russian)
Ивахненко 2019 — Ivakhnenko E.N. Education, science and religion in the Russian Enlightenment. In search of a compromise (Part II). Vestnik RGGU. Ser. Filosofiia. Sotsiologiia. Iskusstvovedenie. 2019, (3): 205–217. (In Russian)
Ничик 1977 — Nichik V.M. Feofan Prokopovich. Mosсow: Mysl’ Publ., 1977. (In Russian)
Репина 2022 — “Culture of the Spirit” vs “Culture of the Reason”: Intellectuals and Power in Britain and Russia in the 17th–18th centuries. Repina L. (ed.). Moscow: Akvilon Publ., 2022. (In Russian)
Рогов 2006 — Rogov K.Iu. Three epochs of the Russian Baroque. In: Tynianovskii sbornik (12): X–XІ–XII Tynianovskie chteniia. Moscow: Vodolei Publ., 2006. P. 9–101. (In Russian)
Столярова 2010 — Stoliarova L.G. Analysis of the Srtuctural Elements of Comics. Izvestiia Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. 2010, (1): 383–388. (In Russian)
Шпак 2021 — Shpak G.V. Inventing time: Russia and England between the 16th and 19th centuries in journeys, travelogues, and maps. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Uralskogo universiteta Publ., 2021. (In Russian)
Эко 2004 — Eco U. Opera aperta: Forma e indeterminazione nelle poetiche contemporanee. Shurbelev A. (transl. from Italian). St Petersburg: Akademicheskii proekt Publ., 2004. (In Russian)
Delazari, Polley 2022 — Delazari I., Polley J. S. “Popping into Your Mind’s Eye”: Covert Multimodality in David Foster Wallace’s “The Soul Is Not a Smithy”. Style. 2022, 56 (4): 413–432.
Elleström 2010 — Elleström L. The Modalities of Media: A Model for Understanding Intermedial Relations. In: Media Borders, Multimodality and Intermediality. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. P. 11–48.
Gardner, Herman 2011 — Gardner J., Herman D. Graphic Narratives and Narrative History. SubStance. 2011, 40 (1): 3–13.
Gibbons 2012— Gibbons A. Multimodality, Cognition, and Experimental Literature. New York: Routledge, 2012.
Hallet 2015 — Hallet W. Non-verbal Semiotic Modes and Media in the Multimodal Novel. In: Handbook of Intermediality: Literature — Image — Sound — Music. Rippl G. (ed.). Berlin: De Gruyter, 2015. P. 637–652.
Kasten, Dürr 1996 — Kasten E., Dürr M. Zu der vorliegenden Ausgabe. In: Steller G.W. Beschreibung von dem Lande Kamtschatka von Georg Wilhelm Steller. Bonn: Holos Verlag, 1996. S.V–VI.
Kress, van Leeuwen 2001 — Kress G., Leeuwen T van. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London: Arnold, 2001.
Kukkonen 2011—Kukkonen K. Comics as a Test Case for Transmedial Narratology. SubStance. 2011, 40 (1): 34–52.
Lanham 1991 — Lanham R. A Handlist of Rhetorical Terms. Berkeley: University of California Press, 1991.
Lederman 1990 — Lederman R. Pretexts for Ethnography: On Reading Fieldnotes. In: Fieldnotes: The Makings of Anthropology. Sanjek R. (ed.). Ithaca: Cornell University Press, 1990. P. 71–91.
McCloud 1994 — McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art. New York: Harper Perennial, 1994.
Ogilvie 2003 — Ogilvie B.W. Image and Text in Natural History, 1500–1700. In: The Power of Images in Early Modern Science. Lefèvre W., Renn J., Schoepflin U. (eds). New York: Springer Science, 2003. P. 141–166.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.