Модель мира сквозь призму жанра в драме «Жизнь Человека» Л.Н.Андреева и принципы средневековой мистерии

Авторы

  • Евгений Николаевич Филиппов Университет св. Кирилла и Мефодия, Словацкая Pеспублика, 91701, Трнава, пл. Й. Герду, 2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.204

Аннотация

В статье рассматривается специфика жанра драмы «Жизнь Человека» Л.Н.Андреева. Исследование показывает, как автор трансформирует средневековый жанр мистерии для реализации философских и эстетических идей. Основной метод исследования — сравнительно-исторический. «Жизнь Человека» рассматривается в  историко-литературном аспекте, включающем сопоставление с  близкими в  жанровом отношении художественными явлениями (средневековыми мистериями и  мистериями эпохи романтизма). В статье представлены результаты системного анализа содержательных и структурных параметров жанра: тип содержания, пространственно-временнáя организация, жанровые мотивировки, ассоциативный фон, композиция, главные герои, конфликт. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в драме «Жизнь Человека» сохраняются основополагающие элементы жанра средневековой мистерии: обрамление действия речью глашатая, отсутствие внешнего драматического действия, симультанность, условность сценического времени и  пространства, эпичность времени и  пространства, сочетание мистического и  реалистического, мифологичность. Мистерию и  «Жизнь Человека» объединяет также тенденция к  циклизации, так как драма задумывалась как часть цикла. Андреев не пытается воссоздать средневековый жанр, он конструирует новую экспериментальную синтетическую форму, используя элементы античной трагедии (пролог, хор), переосмысляя схематичность и простоту народного театра, учитывая современные тенденции в  мировой драматургии. При этом жанровой доминантой является мистерия. Тип конфликта в средневековой мистерии выражался в борьбе Бога и дьявола, добра и зла, судьба человека при этом была предопределена. В  эпоху романтизма акцент смещается на индивидуальность героя, столкнувшегося с ирреальным миром. В «Жизни Человека» конфликт перенесен в сознание героя, но его индивидуальность стерта, тем самым конфликт в сознании человека как представителя рода приобретает онтологический характер. Исследование дает возможность проследить за особенностями реализации философско-эстетической концепции автора в контексте жанра.

Ключевые слова:

Леонид Андреев, «Жизнь Человека», мистерия, жанр, хронотоп

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Андреев 2000 — Андреев А.Н. О Леониде Андрееве. В сб.: Леонид Андреев: материалы и исследования. Келдыш В.А., Козьменко М.В. (ред.). М.: Наследие, 2000. С. 82–83.

Андреева-Рыжкова 1990 — Андреева-Рыжкова И., Богданов А. Неопубликованное письмо Леонида Андреева. Вопросы литературы. 1990, (4): 275–277.

Барковская 1996 — Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.

Барковская 2002 — Барковская Н.В. Мистериальный хронотоп как «форма времени» в русской литературе 1906–1909 годов. В сб.: Русская литература XX–XXI веков: Направления и течения. Вып. 6. Лейдерман Н.Л. (отв. ред.). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. С. 79–92.

Беззубов 1962 — Беззубов В.И. Неизданные письма Леонида Андреева (к творческой истории пьес

периода первой русской революции). Ученые записки Тартуского государственного университета. 1962, (119): 378–393.

Берковский 1969 — Берковский Н.Я. Литература и театр. М.: Искусство, 1969.

Бояджиев 1956 — Бояджиев Г.Н. Театр эпохи становления и расцвета феодализма. В кн.: История западноевропейского театра. Т. 1. М.: Искусство, 1956. С. 54–85.

Бузас 2005 — Бузас М. Принципы сценического воплощения в пьесе Леонида Андреева «Жизнь Человека». Sub Rosa. 2005: 101–114.

Гачев 2008 — Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Изд-во Моск. ун-та; Флинта, 2008.

Ибрагимов 2000 — Ибрагимов М.И. Драматургия русского символизма: поэтика мистериальности. Дис. … канд. филол. наук. Казань, 2000.

Иезуитова 2010 — Иезуитова Л.А. Леонид Андреев и лубок. В кн.: Леонид Андреев и литература Серебряного века: избранные труды. СПб.: Петрополис, 2010. С. 332–346.

Кассирер 2002 — Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2002

Колязин 2002 — Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья. М.: Наука, 2002.

Лейдерман 2010 — Лейдерман Н.Л. Теория жанра: исследования и разборы. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010.

Лотман 1988 — Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. В кн.: Лотман Ю.М.В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 251–293.

Лотман 1993 — Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (к проблеме иконической риторики). В кн.: Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. Таллин: Александра, 1993. С. 308–315.

Мелетинский 2000 — Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2000.

Михайлов 1995 — Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.: Наследие, 1995.

Овсянико-Куликовский 1912 — Овсянико-Куликовский Д.Н. «Жизнь человека» (заметки о творчестве Леонида Андреева). В кн.: Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т. 5. СПб.: Изд. И.Л.Овсянико-Куликовской, 1912. С. 192–210.

Полонский 2011 — Полонский В.В. Между традицией и модернизмом. Русская литература рубежа XIX–XX веков: история, поэтика, контекст. М.: Ин-т мир. лит. им. А.М.Горького РАН, 2011.

Тынянов 1977 — Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.

Хализев 1986 — Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986.

Хализев 2004 — Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004.

Чубракова 2009 — Чубракова З. Открытие абсурда в драмах Л.Андреева «Жизнь Человека» и «Собачий вальс». В сб.: Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Т. 10: Поэтика драмы в литературе XX века. Рыбальченко Т.Л. (ред.). Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та,2009. С. 47–67.

Шкловский 1929 — Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929.

References

Андреев 2000 — Andreev A.N. About Leonid Andreyev. In: Leonid Andreev: materialy i issledovaniia. Keldysh V.A., Koz’menko M.V. (eds). Moscow: Nasledie Publ., 2000. P. 82–83. (In Russian)

Андреева-Рыжкова 1990 — Andreeva-Ryzhkova I., Bogdanov A. Unpublished letter of Leonid Andreyev. Voprosy literatury. 1990, (4): 275–277. (In Russian)

Барковская 1996 — Barkovskaia N.V. Poetics of the symbolist novel. Ekaterinburg: Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ., 1996. (In Russian)

Барковская 2002 — Barkovskaia N.V. Mysterial chronotope as a “time-form” in Russian literature of 1906–1909. In: Russkaia literatura XX–XXI vekov: napravleniia i techeniia. Vol. 6. Leiderman N.L. (ed.). Ekaterinburg: Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ., 2002. P. 79–92. (In Russian)

Беззубов 1962 — Bezzubov V.I. Unpublished letters of Leonid Andreyev (On the creative history of plays during the period of the first Russian revolution). Uchenye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta. 1962, (119): 378–393. (In Russian)

Берковский 1969 — Berkovskii N.Ia. Literature and theater. Moscow: Iskusstvo Publ., 1969. (In Russian)

Бояджиев 1956 — Boiadzhiev G.N. Theater of the epoch of formation and heyday of feudalism. In: Istoriia zapadnoevropeiskogo teatra. Vol. 1. Moscow: Iskusstvo Publ., 1956. P. 54–85. (In Russian)

Бузас 2005 — Buzas M. Principles of stage performance in Leonid Andreyev’s play “The Life of Man”. Sub Rosa. 2005: 101–114. (In Russian)

Гачев 2008 — Gachev G.D. The content of art forms. Epos. Lyrics. Theatre. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta Publ.; Flinta Publ., 2008. (In Russian)

Ибрагимов 2000 — Ibragimov M.I. Dramaturgy of Russian symbolism: Poetics of mystery. Thesis for PhD in Philological Sciences. Kazan, 2000. (In Russian)

Иезуитова 2010 — Iezuitova L.A. Leonid Andreyev and lubok. In: Leonid Andreev i literatura Serebrianogo veka: Izbrannye trudy. St Petersburg: Petropolis Publ., 2010. P. 332–346. (In Russian)

Кассирер 2002 — Kassirer E. Philosophy of symbolic forms. Vol. 2. Mythological thinking. Moscow; St Petersburg: Universitetskaia kniga Publ., 2002. (In Russian)

Колязин 2002 — Koliazin V.F. From mystery to carnival: The theatricality of the German religious and square scene of the early and late Middle Ages. Moscow: Nauka Publ., 2002. (In Russian)

Лейдерман 2010 — Leiderman N.L. Genre theory: Research and analysis. Ekaterinburg: Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ., 2010. (In Russian)

Лотман 1988 — Lotman Iu. M. Artistic space in Gogol’s prose. In: Lotman Iu. M. V shkole poeticheskogoslova: Pushkin, Lermontov, Gogol’. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1988. P. 251–293. (In Russian)

Лотман 1993 — Lotman Iu. M. Theatrical language and painting (On the problem of iconic rhetoric). In: Lotman Iu. M. Izbrannye stat’i. In 3 vols. Vol. 3. Tallin: Aleksandra Publ., 1993. P. 308–315. (In Russian)

Мелетинский 2000 — Meletinskii E.M. The Poetics of myth. Moscow: Vostochnaia literatura Publ., 2000. (In Russian)

Михайлов 1995 — Mikhailov A.D. French heroic epic. Questions of poetics and stylistics. Moscow: Nasledie Publ., 1995. (In Russian)

Овсянико-Куликовский 1912 — Ovsianiko-Kulikovskii D.N. “The Life of Man” (notes on the work of Leonid Andreyev). In: Ovsianiko-Kulikovskii D.N. Sobranie sochinenii. Vol. 5. St Petersburg: Izdanie I.L. Ovsianiko-Kulikovskoi Publ., 1912. P. 192–210. (In Russian)

Полонский 2011 — Polonskii V.V. Between tradition and modernism. Russian literature of the turn of the 19th–20th centuries: History, poetics, context. Moscow: Institut mirovoi literatury imeni A.M.Gor’kogo RAN Publ., 2011. (In Russian)

Тынянов 1977 — Tynianov Iu. N. Poetics. History of literature. Movie. Moscow: Nauka Publ., 1977. (In Russian)

Хализев 1986 — Khalizev V.E. Drama as a kind of literature. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universitetaPubl., 1986. (In Russian)

Хализев 2004 — Khalizev V.E. Theory of literature. Moscow: Vysshaia shkola Publ., 2004. (In Russian)

Чубракова 2009 — Chubrakova Z. The discovery of the absurd in the dramas of L.Andreyev “The Life of Man” and “Dog Waltz”. In: Russkaia literatura v XX veke: imena, problemy, kul’turnyi dialog. Vol. 10: Poetika dramy v literature XX veka. Rybal’chenko T.L. (ed.). Tomsk: Izdatel’stvo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2009. Р. 47–67. (In Russian)

Шкловский 1929 — Shklovskii V.B. On the theory of prose. Moscow: Federatsiia Publ., 1929. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.07.2023

Как цитировать

Филиппов, Е. Н. (2023). Модель мира сквозь призму жанра в драме «Жизнь Человека» Л.Н.Андреева и принципы средневековой мистерии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 20(2), 251–267. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.204

Выпуск

Раздел

Литературоведение