Музыкальность поэзии Клопштока

Авторы

  • Вера Григорьевна Сибирцева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 603014, Нижний Новгород, Сормовское ш., 30

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.403

Аннотация

В статье анализируются семантические и структурные особенности поэзии Фридриха Готлиба Клопштока, демонстрирующие связь всего творчества выдающегося немецкого поэта с музыкой. Поэзия Клопштока адресована слушателю, а не читателю, она должна была звучать в декламации или в песне. Сложная и многомерная музыкальность произведений Клопштока осталась непонятой современниками и  ближайшими потомками, считывавшими только поверхностный, сюжетный пласт его поэзии. Композиционная связь религиозной эпопеи Мессиада с симфонией начинает изучаться только в  ХХ  в., исследователи выдвигают понятие «сюжет чувства» в  отличие от привычной трактовки сюжета как цепочки событий. Структурное подобие симфонии в эпопее Клопштока и использование приема диссонанса являются наиболее яркими проявлениями музыкальности. Мессиада как факт литературной не могла остаться за пределами внимания русских читателей. При этом невозможность услышать музыку стиха Мессиады сделала ее текст тяжелым и в русских переводах. До настоящего времени читается и цитируется лишь короткий отрывок эпопеи в переложении В.А.Жуковского. Поэзия Клопштока по-настоящему оживала для потомков только в музыкальном сопровождении. Композиторы-современники сохранили мелодичность стихов Клопштока, украсив декламацию музыкальным аккомпанементом. Однако к началу XIX в. вокальная музыка стала менее зависимой от текста, и уже в песнях Ф.Шуберта наблюдается иное соотношение музыки и  слова: эмоциональные и  наполненные смыслом строки гармонично сопровождает самодостаточная и равноправная музыка. Шуберту удалось передать богатую палитру чувств, заключенную в лирике Клопштока, и преодолеть очевидные трудности его поэзии — отсутствие рифмы и регулярного слогового ударения. Песни Шуберта на стихи Клопштока входят в вокальный репертуар и сегодня. Более того, они становятся новым источником переводов произведений Клопштока на русский язык в XX в. Шуберт освежает восприятие лирики Клопштока и возвращает его имя в культуру.

Ключевые слова:

Клопшток, Шуберт, свободные ритмы, музыкальность поэзии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Асафьев 1968 — Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз. Ленингр. отд-ние, 1968.

Голубев 2014 — Голубев С.И. Национальные воззрения Фридриха Клопштока. Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2014, (5): 38–53.

Готшед 1962 — Готшед И.К. Опыт критической поэтики для немцев. В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Овсянников М.Ф. (гл. ред.). В 5 т. Т. 2. М.: Искусство, 1962.

Захарова 1983 — Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983.

Синило 2019 — Синило Г.В. Книга Псалмов как архетекст религиозно-философской лирики Ф.Г.Клопштока. Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2019, (3): 15–30.

Birgfeld 2008 — Birgfeld J. Klopstock, the Art of Declamation and the Reading Revolution. An inquiry into one author’s remarkable impact on the changes and counter-changes in reading habits between 1750 and 1800. Journal for Eighteenth-Century Studies 31. 2008, (1): 101–117.

Hahn 1984 — Hahn K.-H. Einleitung. In: Klopstock F.G. Werke. Berlin: Weimar, 1984. S.VII.

Hilliard, Kohl 1995 —Klopstock an der Grenze der Epochen. Hilliard K., Kohl K. (Hrsg.). Berlin: W.de Gruyter; 1995.

Hinrichsen 2005 — Hinrichsen H.-J. Klopstocks Lyrik im Werk Franz Schuberts. In: Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005. S. 155–180.

Jacob 1995 — Jacob J. Heilige Poesie. Zu einem literarischen Modell bei Pyra, Klopstock und Wieland. Tübingen: M.Niemeyer, 1997.

Jahrbuch 2005 — Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005.

Klein 2007 — Klein J. 3 Lieder nach Klopstock. Fassung für Sopran und Klavier. Edition Juliane Klein Noten. https://www.alle-noten.de/Musikverlage/3-Lieder-nach-Klopstock.html (дата обращения: 03.03.2021).

Koch 2005 — Koch K.-P. Klopstock, Hamburg und die musikalische Welt. In: Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005. S. 41–61.

Kohl 1990 — Kohl K. Rhetoric, the Bible, and the Origin of Free Verse: the Early “Hymns” of Friedrich Gottlieb Klopstock. Berlin; New York: de Gruyter, 1990.

Kohl 2000 — Kohl K. Friedrich Gottlieb Klopstock. Metzler J.B. (ed.) Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2000.

Kohl 2005 — Kohl K. Dichtkunst und Musik bei Klopstock und seinen Zeitgenossen. In: Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005. S. 69–85.

Kremer 2005 — Kremer J. Der „musikalische Klopstock mit all’ seinen Tugenden“: Anmerkungen zu den Klopstock-Texten im OEuvre Johann Rudolf Zumsteegs. In: Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005. S. 247–275.

Merck 2007 — Merck J.H. Briefwechsel. Göttingen: Wallstein Verlag, 2007.

Mersenne 1636/37 — Mersenne F.M. Harmonie universelle, contenant la théorie et la pratique de la musique, <…>. Paris: Sébastien Cramoisy, 1636/37. https://www.researchgate.net/publication/347933135_SISTEMA_FIKSACII_TEMPA_ISPOLNENIA_MUZYKI_MARENA_MERSENNA_VSEOBSAA_ GARMONIA_163637 (дата обращения: 03.03.2021).

Previšić 2018 — Previšić B. Klopstocks Harmonie und Melodie: Die Ode „Fürstenlob“ im Kontext von Temperierungsdiskursen um 1750. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2018, 92 (1) 1–14.

Rülke 1991 — Rülke H.U. Gottesbild und Poetik bei Klopstock. Konstanz: Hartung-Gorre, 1991.

Schneider 1965 — Schneider K.L. Klopstock und die Erneuerung der deutschen Dichtersprache im 18. Jahrhundert. Heidelberg: Winter, 1965.

Schweizer 2016 — Schweizer C. Überlegungen zur Entstehung und Bedeutung des französischen Musiksalons im 18. Jahrhundert. In: Musikerinnen und ihre Netzwerke im 19. Jahrhundert. Oldenburg: BIS-Verlag, 2016. S. 27–40.

Siegmund-Schultze 1978 — Friedrich Gottlieb Klopstock. Werk und Wirkung. Berlin: Hans-Georg Werner, Cäcilia Friedrich, 1978.

References

Асафьев 1968 — Asaf ’ev B.V. Musical form as a process. Leningrad: Muzgiz. Leningradskoe otdelenie Publ., 1968. (In Russian)

Голубев 2014 — Golubev S.I. National views of Friedrich Klopstock. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 8. Istoriia. 2014, (5): 38–53. (In Russian)

Готшед 1962 — Gotshed I.K. Experience of Critical Poetics for the Germans. In: Istoriia estetiki. Pamiatniki mirovoi esteticheskoi mysli. In 5 vols. Vol. 2. Мoscow: Iskusstvo Publ., 1962. (In Russian)

Захарова 1983 — Zakharova O.I. Rhetoric and Western European music of the 17th — first half of the 18th century: principles, techniques. Moscow: Muzyka Publ., 1983. (In Russian)

Синило 2019 — Sinilo G.V. The Book of Psalms as the archetext of the religious and philosophical lyrics of F.G.Klopstock. Journal of the Belarusian State University. Philology. 2019, (3): 15–30. (In Russian)

Birgfeld 2008 — Birgfeld J. Klopstock, the Art of Declamation and the Reading Revolution. An inquiry into one author’s remarkable impact on the changes and counter-changes in reading habits between 1750 and 1800. Journal for Eighteenth-Century Studies 31. 2008, (1): 101–117.

Hahn 1984 — Hahn K.-H. Einleitung. In: Klopstock F.G.Werke. Berlin: Weimar, 1984. S.VII.

Hilliard, Kohl 1995 —Klopstock an der Grenze der Epochen. Hilliard K., Kohl K. (Hrsg.). Berlin: W.de Gruyter, 1995.

Hinrichsen 2005 — Hinrichsen H.-J. Klopstocks Lyrik im Werk Franz Schuberts. In: Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005. S. 155–180.

Jacob 1995 — Jacob J. Heilige Poesie. Zu einem literarischen Modell bei Pyra, Klopstock und Wieland. Tübingen: M.Niemeyer, 1997.

Jahrbuch 2005 — Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005.

Klein 2007 — Klein J. 3 Lieder nach Klopstock. Fassung für Sopran und Klavier. Edition Juliane Klein Noten. https://www.alle-noten.de/Musikverlage/3-Lieder-nach-Klopstock.html (accessed: 03.03.2021).

Koch 2005 — Koch K.-P. Klopstock, Hamburg und die musikalische Welt. In: Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005. S. 41–61.

Kohl 1990 — Kohl K. Rhetoric, the Bible, and the Origin of Free Verse: the Early “Hymns” of Friedrich Gottlieb Klopstock. Berlin; New York: de Gruyter, 1990.

Kohl 2000 — Kohl K. Friedrich Gottlieb Klopstock. Metzler J.B. (ed.) Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2000.

Kohl 2005 — Kohl K. Dichtkunst und Musik bei Klopstock und seinen Zeitgenossen. In: Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005. S. 69–85.

Kremer 2005 — Kremer J. Der „musikalische Klopstock mit all’ seinen Tugenden“: Anmerkungen zu den Anmerkungen zu den Klopstock-Texten im OEuvre Johann Rudolf Zumsteegs. In: Jahrbuch 2005. Klopstock und die Musik. Beeskow: Ortus musikverlag, 2005. S. 247–275.

Merck 2007 — Merck J.H. Briefwechsel. Göttingen, 2007.

Mersenne 1636/37 — Mersenne F.M. Harmonie universelle, contenant la théorie et la pratique de la musique, <…>. Paris: Sébastien Cramoisy, 1636/37. https://www.researchgate.net/publication/347933135_SISTEMA_FIKSACII_TEMPA_ISPOLNENIA_MUZYKI_MARENA_MERSENNA_VSEOBSAA_ GARMONIA_163637 (accessed: 03.03.2021).

Previšić 2018 — Previšić B. Klopstocks Harmonie und Melodie: Die Ode «Fürstenlob» im Kontext von Temperierungsdiskursen um 1750. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2018, 92 (1) 1–14.

Rülke 1991 — Rülke H.U. Gottesbild und Poetik bei Klopstock. Konstanz: Hartung-Gorre, 1991.

Schneider 1965 — Schneider K.L. Klopstock und die Erneuerung der deutschen Dichtersprache im 18. Jahrhundert. Heidelberg: Winter, 1965.

Schweizer 2016 — Schweizer C. Überlegungen zur Entstehung und Bedeutung des französischen Musiksalons im 18. Jahrhundert. In: Musikerinnen und ihre Netzwerke im 19. Jahrhundert. Oldenburg: BISVerlag, 2016. S. 27–40.

Siegmund-Schultze 1978 — Friedrich Gottlieb Klopstock. Werk und Wirkung. Berlin: Hans-Georg Werner, Cäcilia Friedrich, 1978.

Загрузки

Опубликован

30.01.2023

Как цитировать

Сибирцева, В. Г. (2023). Музыкальность поэзии Клопштока. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(4), 692–709. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.403

Выпуск

Раздел

Литературоведение