О специфике современного кинопрочтения деревенской прозы: Братья и сестры Ф.А.Абрамова — Две зимы и три лета Т.Р.Эсадзе

Авторы

  • Анна Ивановна Разувалова Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Россия, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.311

Аннотация

В центре внимания автора статьи — недавняя экранизация знакового произведения деревенской прозы — романной тетралогии Ф.А.Абрамова Братья и сестры. Демонстрировавшийся телеканалом Россия-1 сериал Т.Р.Эсадзе Две зимы и три лета (2014) рассматривается в контексте масштабного процесса, который социолог Б.В.Дубин назвал «примирением» с советским прошлым (его важным симптомом была волна экранизаций советской классики во второй половине 2000-х  — 2010-е  гг.). Настаивая на том? что абрамовские романы являются классикой русской литературы, Эсадзе стремился извлечь из  них, во-первых, релевантные формулы коллективной идентичности, во-вторых, объяснительные модели, способные пролить свет на социальные процессы в поздне- и постсоветском обществе. Способы использования режиссером концептуального аппарата и  образно-риторической системы деревенской прозы трактуются в статье как попытка реанимировать в новых условиях критический дискурс позднесоветского неопочвенничества. В статье исследуется амбивалентная стратегия сериала Эсадзе, с одной стороны, ориентированная на точное следование абрамовскому тексту и, с другой стороны, учитывающая повествовательную и изобразительную логику телевизионного сериала, как правило, адресованного массовой аудитории. Автор рассматривает сериал Эсадзе как воплощение эстетики нового традиционализма, как попытку возродить дискурс 1970–1980х гг. с его стремлением к сохранению коллективной культурной идентичности. Делается вывод об эпигонском характере и  невысоком аналитическом и  рефлексивном потенциале данной стратегии, зависимой от обобщенного медиального образа русской деревни, усвоенного посредством литературных, кино- и телерепрезентаций, коллективных (семейных) или персональных воспоминаний.

Ключевые слова:

Федор Абрамов, Теймураз Эсадзе, деревенская проза, телевизионный сериал, экранизация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Акопов 2011 — Акопов А.З. Телесериал начала XXI века в контексте традиций отечественной кинодраматургии. Автореф. дис. … канд. искусствовед. М., 2011.

Большой формат 2018 — Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности. Ч. 1. М.: Издательские решения, 2018.

Венедиктова 2001 — Венедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века. В кн.: Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000–2000. Андреев Л.Г. (ред.). М.: Высшая школа, 2001. С. 186–220.

Добренко 2007 — Добренко Е.А. Политэкономия соцреализма. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

Кирчанов 2019 — Кирчанов М.В. Советские и постсоветские сериалы в социальных историях классических и постклассических массовых культур: проблемы дискретности и континуитета. Galactica media: Journal of Media Studies. 2019, (2): 143–168.

Лейдерман, Липовецкий 2003 — Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы. В 2 т. Т. 2: 1968–1990. М.: Академия, 2003.

Мазур 2013 — Мазур Л.Н. Образы сельской истории в советском художественном кинематографе 1920–1991 гг.: опыт количественного анализа. Диалог со временем. 2013, (43): 282–302.

Мазур 2014 — Мазур Л.Н. «Деревенское кино» 1950–1980-х гг. как историко-культурный феномен советской эпохи. Культурологический журнал [электронное издание]. 2014, 1 (15). http://crjournal.ru/files/file/04_2014_00_34_49_1397162089.pdf (дата обращения: 20.11. 2020).

О Шукшине 1979 — О Шукшине. Экран и жизнь. М.: Искусство, 1979.

Разувалова 2015 — Разувалова А.И. Писатели-«деревенщики» и консервативная идеология 1970-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Самутина 2007 — Самутина Н.В. Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино. Препринт WP6/2007/01. Серия WP6. Гуманитарные исследования. М.: Высш. шк. экономики, 2007.

Тюрин 1984 — Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина. М.: Искусство, 1984.

Givens 2000 — Givens J. Prodigal Son: Vasilii Shukshin in Soviet Russian Culture. Evanston: Northwestern University Press, 2000.

Givens 2005 — Givens J. Screening the Short Story: The Films of Vasilii Shukshin. In: Russian and Soviet Film Adaptations of Literature, 1900–2001: Screening the Word. Hutchings S., Vernitski A.(eds). London; New York: Routledge, 2005. P. 116–132.

Загрузки

Опубликован

15.10.2022

Как цитировать

Разувалова, А. И. (2022). О специфике современного кинопрочтения деревенской прозы: Братья и сестры Ф.А.Абрамова — Две зимы и три лета Т.Р.Эсадзе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(3), 595–606. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.311

Выпуск

Раздел

Литературоведение