Киносценарий А.Г.Ржешевского Бежин луг в режиссерской интерпретации С.М.Эйзенштейна
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.310Аннотация
В статье исследуется интерпретация С.М.Эйзенштейном литературного сценария
А.Г.Ржешевского Бежин луг. На основе сопоставления различных версий киносцена-
рия прослеживается возникновение замысла фильма и изменение повествования при
переходе от литературного сценария к режиссерскому: устранение реплик наррато-
ра, возрастание масштаба событий вследствие сокращения нарративной дистанции,
усиление монтажной разбивки текста. Наибольшее внимание уделено режиссерской
интерпретации трех ключевых эпизодов планируемого фильма: осаде церкви, эпизо-
ду на шоссе и разгрому церкви. На примере эпизода осады церкви рассматривается
сокращение нарративной дистанции и увеличение масштаба события. В этой связи
обстрел крестьян из церкви и последующий штурм начинают перекликаться с таки-
ми фильмами Эйзенштейна, как Броненосец «Потемкин» и Октябрь. Интерпретация
эпизода на шоссе построена на основе работы со звукозрительным контрапунктом,
при помощи которого выражена эмоциональность диалогов, свойственная сценариям
Ржешевского. В качестве эквивалента устного слова Эйзенштейн планирует использо-
вать контрастный монтаж, объединяющий речи, шум и музыку с визуальным рядом.
В центральном эпизоде разгрома церкви Эйзенштейн усиливает роль религиозных ре-
минисценций, которые соединяются с показом разрушения предметов религиозного
культа. Каждый из названных эпизодов так или иначе отсылает к теме насилия и ори-
ентирован на выражение травматического опыта. В этом смысле сценарий Ржешев-
ского был близок творческим поискам Эйзенштейна — он давал возможность показа
исторических событий, при котором сама история выступала как субститут такого
опыта. Изучение сценарного повествования позволяет до известной степени воссоз-
дать содержание незаконченного и запрещенного фильма.
Скачивания
Библиографические ссылки
Забродин 2011 — Забродин В.В. Эйзенштейн: кино, власть, женщины. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
Клейман 1971 — Клейман Н.И. Комментарий к сценарию «Бежин луг». В кн.: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6 т. Т. 6. М.: Искусство, 1971. С. 539–545.
Клейман 2004 — Клейман Н.И. Эйзенштейн, «Бежин луг» (первый вариант): культурно-мифологические аспекты. В кн.: Клейман Н.И. Формула финала. М.: Эйзенштейн-центр, 2004. С. 123–152.
Подорога 2017 — Подорога В.А. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. М.: BREUS, 2017.
Ромащук 2019 — Ромащук И.Н. Кинотрагедия «Бежин луг». Музыкальная академия. 2019, (1): 148–155.
Семерчук 2000 — Семерчук В.Ф. Под знаком политики и идеологии (христианская тема в отечественном кино). В кн.: Христианский кинословарь. 1909–1999. М.: Госфильмофонд, 2000. С. 7–17.
Юренев 1988 — Юренев Р.Н. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Ч. 2, 1930–1948. М.: Искусство, 1988.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.