Киносценарий А.Г.Ржешевского Бежин луг в режиссерской интерпретации С.М.Эйзенштейна

Авторы

  • Сергей Александрович Огудов Госфильмофонд России, Россия, 142050, Московская обл., Домодедово, мкр. Белые Столбы, пр. Госфильмофонда, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.310

Аннотация

В статье исследуется интерпретация С.М.Эйзенштейном литературного сценария

А.Г.Ржешевского Бежин луг. На основе сопоставления различных версий киносцена-

рия прослеживается возникновение замысла фильма и изменение повествования при

переходе от литературного сценария к  режиссерскому: устранение реплик наррато-

ра, возрастание масштаба событий вследствие сокращения нарративной дистанции,

усиление монтажной разбивки текста. Наибольшее внимание уделено режиссерской

интерпретации трех ключевых эпизодов планируемого фильма: осаде церкви, эпизо-

ду на шоссе и  разгрому церкви. На примере эпизода осады церкви рассматривается

сокращение нарративной дистанции и  увеличение масштаба события. В  этой связи

обстрел крестьян из церкви и последующий штурм начинают перекликаться с таки-

ми фильмами Эйзенштейна, как Броненосец «Потемкин» и Октябрь. Интерпретация

эпизода на шоссе построена на основе работы со звукозрительным контрапунктом,

при помощи которого выражена эмоциональность диалогов, свойственная сценариям

Ржешевского. В качестве эквивалента устного слова Эйзенштейн планирует использо-

вать контрастный монтаж, объединяющий речи, шум и музыку с визуальным рядом.

В центральном эпизоде разгрома церкви Эйзенштейн усиливает роль религиозных ре-

минисценций, которые соединяются с показом разрушения предметов религиозного

культа. Каждый из названных эпизодов так или иначе отсылает к теме насилия и ори-

ентирован на выражение травматического опыта. В  этом смысле сценарий Ржешев-

ского был близок творческим поискам Эйзенштейна — он давал возможность показа

исторических событий, при котором сама история выступала как субститут такого

опыта. Изучение сценарного повествования позволяет до известной степени воссоз-

дать содержание незаконченного и запрещенного фильма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Забродин 2011 — Забродин В.В. Эйзенштейн: кино, власть, женщины. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Клейман 1971 — Клейман Н.И. Комментарий к сценарию «Бежин луг». В кн.: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6 т. Т. 6. М.: Искусство, 1971. С. 539–545.

Клейман 2004 — Клейман Н.И. Эйзенштейн, «Бежин луг» (первый вариант): культурно-мифологические аспекты. В кн.: Клейман Н.И. Формула финала. М.: Эйзенштейн-центр, 2004. С. 123–152.

Подорога 2017 — Подорога В.А. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. М.: BREUS, 2017.

Ромащук 2019 — Ромащук И.Н. Кинотрагедия «Бежин луг». Музыкальная академия. 2019, (1): 148–155.

Семерчук 2000 — Семерчук В.Ф. Под знаком политики и идеологии (христианская тема в отечественном кино). В кн.: Христианский кинословарь. 1909–1999. М.: Госфильмофонд, 2000. С. 7–17.

Юренев 1988 — Юренев Р.Н. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Ч. 2, 1930–1948. М.: Искусство, 1988.

Загрузки

Опубликован

15.10.2022

Как цитировать

Огудов, С. А. (2022). Киносценарий А.Г.Ржешевского Бежин луг в режиссерской интерпретации С.М.Эйзенштейна. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(3), 559–574. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.310

Выпуск

Раздел

Литературоведение