Текстовые паттерны как механизм формирования текста (на примере шуточной песни холостяка)

Авторы

  • Eжи Бартминьский Университет Марии Кюри-Склодовской, Польша, 20-031, Люблин, пл. Марии Кюри-Склодовской, 5

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.308

Аннотация

На примере старинной польской народной песни Pannom świat, / A mężatkom niebo, / A wdowusiom raj, raj, raj, / A babkom piekło (букв. «Девушкам — мир / а замужним женщинам — небо, / вдовам — рай, рай, рай / а старухам — ад») и ее многочисленных вариантов в статье анализируется текстообразующий потенциал базовой коллекции «девушка — замужняя женщина — вдова — старуха», которая служит отправной точкой для таких сопряженных или «зеркальных» текстовых паттернов, как «небеса — рай —чистилище — ад». Концепты «коллекция» и «комплекс» применяются здесь в качестве инструментов анализа, которые позволяют выявить наборы устойчивых культурных стереотипов и закрепить за ними лексемы-гиперонимы, например, транспортное средство: карета, запряженная четверкой лошадей — королевская карета — дилижанс — тачка; напитки: вино  — пиво  — квас  — вода и  т. д. (число «зеркальных» коллекций в разных вариантах песни варьируется от 3 до 12). Анализ вариантов песни, представленный в  настоящем исследовании, приводит к  выводу, что теорию фольклорного текста Альберта Лорда необходимо дополнить более широким понятием «текстового паттерна», который выявляется как на уровне отдельных текстовых элементов, так и на уровне всего текста в целом. В случае, рассмотренном в данной статье, интегрирующим фактором песенного повествования выступает насмешливая мужская точка зрения (точка зрения «холостяка»).

Ключевые слова:

польский песенный фольклор, коллекция, текстовый паттерн, механизм формирования текста, мужская (холостяцкая) точка зрения

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

Bartmiński 1975 — Bartmiński J. Wokół Lordowskiej koncepcji formuły. Literatura Ludowa. 1975, 6: 3–11.

Bartmiński 1990 — Bartmiński J. Kolekcja w strukturze tematycznej tekstu ustnego. In: Tekst w kontekście. Zbiór studiów, red. Teresa Dobrzyńska. Wrocław: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, 1990. P. 155–174.

Borowicz, Hobot, Przybylska 2010 — Borowicz S., Hobot J., Przybylska R. Stara rebeliantka. Studia nad semantyką obrazu. Kraków: Wydawnitcwo Uniwersytetu Jagellonskogo, 2010. 384 p.

Lewicki, Pajdzińska 2001 — Lewicki A., Pajdzińska A. Typologia związków frazeologicznych. Źródła fraze ologizmów. In: J.Bartmiński (ed.). Współczesny język polski. Lublin, 2001. P. 315–333.

Mokienko 1980 — Mokienko V.M. Slavic phraseology. Moscow: Vysshaia shkola Publ., 1980. 207 p. (In Russian)

Niebrzegowska-Bartmińska — Niebrzegowska-Bartmińska S. Wzorce tekstów ustnych w perspektywie etno lingwistycznej. Lublin: Wydawn. Uniw. Marie Curie-Skłodowskiej, 2007. 452 p.

Lord 1960 — Lord A.B. The singer of tales. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1960. 500 p.

Parry 1987 — Parry M., Parry A. (eds.). The Making of Homeric Verse. The Collected Papers of Milman Parry. New York, Oxford: Oxford University Press, 1987. 483 p.

Peuckert 1961 — Peuckert N. Die Funktion der Formel im Volkslied. In: Poetyka. Materials of the I Interna

Загрузки

Опубликован

07.12.2020

Как цитировать

Бартминьский E. (2020). Текстовые паттерны как механизм формирования текста (на примере шуточной песни холостяка). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 17(3), 474–486. https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.308

Выпуск

Раздел

Языкознание