Локус-брендинг как отражение специфики геокультурного пространства (лингвокогнитивный аспект)

Авторы

  • Ольга Викторовна Куликова Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.102

Аннотация

В статье рассматривается процесс локус-брендинга, направленный на формирование геокультурного бренда на основе реализации ряда дискурсивных практик в  зависимости от целей отправителя информации и установок конкретной аудитории. Материалом исследования послужили тексты туристического дискурса, направленные на создание геокультурного образа определенной местности с целью привлечь внимание потенциальных посетителей и обеспечить посещаемость за счет придания ей статуса бренда. Онтологическая природа изучаемого феномена обусловливает междисциплинарный характер исследования. Локус-бренд понимается как когнитивное явление, представляющее собой комплекс ассоциаций, воспоминаний, ожиданий, обусловленных той или иной географической местностью и формирующее стойкую эмоциональную связь с реципиентом, значение которой выявляется благодаря приведенному в статье описанию характеристик эмоционального бренда. Рассматриваются такие понятия, как ментальное поле локус-бренда, его измерения, а также код локус-бренда как механизм, отвечающий за формирование в сознании реципиента ментальных миров, коррелирующих с реальностью. Показано, что локус-брендинг представлен рядом дискурсивных практик; приводится подробный анализ таких практик, как опора на объективные данные, детализация и конкретизация информации геокультурного плана, создание локус-бренда посредством легенды или предания, гений места. Демонстрируются возможности комбинированного подхода при создании интегрированной модели локус-бренда, включающей, помимо географической составляющей, лингвистический и  культурологический компоненты. Отмечается роль взаимодействия вербальной и  визуальной составляющих в  создании полноценного образа местности или достопримечательности: использование полимодальных источников обеспечивает более прочное запоминание образа референта и облегчает построение в сознании реципиента ситуативной модели, коррелирующей с основными характеристиками локус-бренда.

Ключевые слова:

локус-брендинг, геокультурный образ, дискурсивная практика, реципиент, ситуативная модель

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гобэ 2014 — Гобэ М. Присутствие бренда: отличие от повсеместности и эмоциональная атмосфера. В кн.: Гобэ М. Эмоциональный брэндинг: новая парадигма, соединяющая брэнды с людьми. Пер. с англ. П.Миронова. СПб.: BestBusinessBooks, 2014. https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/EB.htm (дата обращения: 31.01.2019).

Гэд 2005 — Гэд Т. 4D брэндинг: Взламывая корпоративный код сетевой экономики. Пер. с англ. М.Аккая. Сер.: Книги Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге. 3-е изд. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 228 с.

Долан 2012 — Долан Р. Эмоции, познание и поведение. В кн.: Горизонты когнитивной психологии: хрестоматия. Спиридонова В.Ф., Филикман М.В. (ред.). Сер.: Разумное поведение и язык. Language and Reasoning. М.: Языки славянских культур; Российский государственный гуманитарный университет, 2012. С. 231–241.

Ильин 2001 — Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

Карлёф 2006 — Карлёф Б., Лёвингссон Ф.Х. Менеджмент от А до Я: концепции и модели. Пер. с англ. Е.Карповой, П.Миронова. Сер.: Книги Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. 441 с.

Куликова 2012 — Куликова О.В. Прагматика бизнес-коммуникации в среде Интернет. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012, (647): 108–128.

Куликова 2013 — Куликова О.В. Типологические характеристики современного туристического дискурса. В кн.: Экономика языка и бизнес — 2: Туризм: сборник научных трудов по материалам Международного семинара, Москва, 25 октября 2013 г. М.: Моск. гос. лингвист. ун-т, 2013. С. 45–51.

Левинтов 2013 — Левинтов А.Е. Гений места, совесть места, проклятые места. Лабиринт: Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013, (3): 88–96. https://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/07/levintov.pdf (дата обращения: 22.03.2019).

Oswald 2012 — Oswald L.R. Marketing semiotics: Signs, strategies and brand value. Oxford: Oxford University Press, 2012. 218 p.


References

Гобэ 2014 — Gobé M. Brand presence: difference from ubiquity and emotional atmosphere. In: Gobé M. Emotsional’nyi brending: novaia paradigma, soediniaiushchaia brendy s liud’mi. Transl. from English by P.Mironov. St. Petersburg: BestBusinessBooks Publ., 2014. https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/ brand/EB.htm (access date: 31.01.2019). (In Russian)

Гэд 2005 — Ged T. 4D Branding: Cracking the corporate code of the network economy. Transl. from English by M.Akkaia. Ser.: Knigi Stokgol’mskoi shkoly ekonomiki v Sankt-Peterburge. 3rd ed. St. Petersburg: Stockholm School of Economics in St. Petersburg Publ., 2005. 228 p. (In Russian)

Долан 2012 — Dolan R. Emotion, cognition and behavior. In: Gorizonty kognitivnoi psikhologii: khrestomatiia. Spiridonova V.F., Filikman M.V. (eds.). Moscow: Iazyki slavianskikh kul’tur Publ.; Russian State University for the Humanities Publ., 2012. P. 231–241. (In Russian)

Ильин 2001 — Il’in E.P. Emotions and feelings. St. Petersburg: Piter Publ., 2001. 752 p. (In Russian)

Карлёф 2006 — Karlöf B., Lövingsson F.H. The A–Z of management: concepts and models. Transl. from English by E.Karpova, P.Mironova. Ser.: Knigi Stokgol’mskoi shkoly ekonomiki v Sankt-Peterburge. St. Petersburg: Stockholm School of Economics in St. Petersburg Publ., 2006. 441 p. (In Russian)

Куликова 2012 — Kulikova O.V. Pragmatics of business communication in the Internet. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2012, (647): 108–128. (In Russian)

Куликова 2013 — Kulikova O.V. Typological characteristics of modern tourist discourse. In: Ekonomika iazyka i biznes — 2: Turizm: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnogo seminara, Moskva, 25 okniabria 2013 g. Moscow: Moscow State Linguistic University Publ., 2013. P. 45–51. (In Russian)

Левинтов 2013 — Levintov A.E. Genius loci, conscience of the place, cursed places. Labirint: Zhurnal sotcial’no-gumanitarnykh issledovanii. 2013, (3): 88–96. https://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/07/levintov.pdf (access date: 22.03.2019). (In Russian)

Oswald 2012 — Oswald L.R. Marketing semiotics: Signs, strategies and brand value. Oxford: Oxford University Press, 2012. 218 p.

Загрузки

Опубликован

30.04.2020

Как цитировать

Куликова, О. В. (2020). Локус-брендинг как отражение специфики геокультурного пространства (лингвокогнитивный аспект). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 17(1), 22–37. https://doi.org/10.21638/spbu09.2020.102

Выпуск

Раздел

Языкознание