Традиция и интертекст в пьесе С. Н. Дурылина Дон-Жуан

  • Евгения Александровна Коршунова Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские Горы, 1 https://orcid.org/0000-0001-9887-0351

Аннотация

В статье анализируется ранее не исследовавшаяся пьеса С.Н.Дурылина «Дон-Жуан» (1908), которая имеет важное значение для творческого становления писателя. Рассматривается новаторство Дурылина в интерпретации архетипического сюжета о Дон Жуане. Вслед за А.С.Пушкиным и в споре с ним Дурылин создает новую версию трактовки героя. Автор впервые вводит образ Светлой Девы в качестве действующего лица пьесы о Дон Жуане. Таким образом, он смещает смысловые акценты текста: это сюжет не о возмездии, как у Пушкина, а о прощении героя Светлой Девой. Маркером этого концептуального смещения становится замена статуарных персонажей. У Дурылина статуарна Светлая Дева, а не Командор. Интерпретация известного сюжета показана в контексте литературы Серебряного века. Этот контекст представляют «Шаги командора» (1910–1912) и поэма «Возмездие» (1921) А.А.Блока, «Дон-Жуан. Отрывки из ненаписанной поэмы» (1898), «Тип Дон-Жуана в мировой литературе» (1903) К.Д.Бальмонта, «Дон-Жуан» (1900) В.Я.Брюсова, «Дон-Жуан» (1917) М.И.Цветаевой и др. Дурылинский Дон-Жуан ближе всего к блоковскому, в нем слышен голос мучающей героя совести, а также можно наблюдать и тягу к самопожертвованию. В погоне за любимой он готов пожертвовать самым драгоценным — жизнью. Впервые в литературе он не только не губит никого и не обманывает, но терзается мыслью о том, верна ли ему возлюбленная. А фигура Дон-Жуана, застывшего на коне перед обрывом, за которым открывается морская даль, безусловно, вызывает в читательской памяти образ Медного всадника со всем комплексом эсхатологических смыслов, актуализированных не только Блоком, но и другими символистами. В этом образе и таком, почти статуарном его завершении (конь замер и почти нависает над обрывом) Дурылин, безусловно, создает художественный прогноз исторического будущего, предчувствия обрыва всех основ русской жизни.

 

Ключевые слова:

Дон-Жуан, символический образ, интертекст, традиция, Дурылин

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Бахтин 1986 — Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

Бухаркин 2018 — Бухаркин П. Е. Интертекстуальность и риторическая словесность (предварительные замечания). В кн.: Интертекстуальный анализ: принципы и границы. Карпов А. А., Степанов А. Д. (ред.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. С. 65–80.

Виролайнен 2003 — Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории. В кн.: Виролайнен М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003. С. 190–237.

Галкин 2018 — Галкин А. Б. Послесловие составителя к поэме С. Н. Дурылина «Дон-Жуан». В кн.: Дурылин С. Н. От «Дон-Жуана» до «Муркина вестника “Мяу-мяу”». Галкин А. Б. (ред.). М.: РГ-Пресс, 2018. С. 154–183.

Дьондьёши 2016 — Дьондьёши М. «Шаги Командора» в свете мотивики легенды о Дон Жуане. В кн.: Александр Блок. Исследования и материалы. Грякалова Н. Ю. (ред.). Вып. 5. СПб.: Пушкинский дом, 2016. С. 130–166.

Колобаева 2000 — Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 296 с.

Колобаева 2015 — Колобаева Л. А. Символ как хранитель и возмутитель классических традиций. В кн.: Колобаева Л. А. От Блока до И. Бродского. О русской литературе XX века. М.: Русский импульс, 2015. С. 22–30.

Лосев 1998 — Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1998. 750 с.

Магомедова 2000 — Магомедова Д. М. Владимир Соловьев. В кн.: Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Келдыш В. А. (ред.). Кн. 1. М.: Наследие, 2000. С. 732–779.

Оверина, Степанов 2016 — Оверина К. С., Степанов А. Д. Международный научный семинар «Интертекстуальный анализ: принципы и границы» (Филологический факультет СПбГУ, кафедра истории русской литературы, 21–22 апреля 2016 г.). Новое литературное обозрение. 2016, 4. https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/140_nlo_4_2016/article/12091/ (дата обращения: 29.11.2019).

Погребная 2018 — Погребная Я. В. Особенности интерпретации образа Дон-Жуана в художественно-исследовательской и обучающей «истории» Алессандро Барикко «Дон Жуан». Артикульт. 2018, 29 (1): 128–136

Половинкин 2010 — Половинкин С. М. София С. Н. Дурылина и свящ. Павла Флоренского. В кн.: С. Н. Дурылин и его время. Исследования. Тексты. Библиография. Резниченко А. И. (ред.). Кн. 1: Исследования. М.: Модест Колеров, 2010. С. 197–209.

Пьеге-Гро 2008 — Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности [1996]. Пер. с фр. Г. К. Косикова. Косиков Г. К. (ред.). М.: ЛКИ, 2008. 240 с.

Смирнов 1985 — Смирнов И. П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака. Serie: Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 17. Wien: Gesellschaft zur Förderung Slawistischer Studien, 1985. 206 S.

Хализев 1999 — Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 398 с.

Якобсон 1987 — Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина. В кн.: Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 145–180.


References

Бахтин 1986 — Bakhtin M. M. Aesthetics of verbal creativity. Moscow: Iskusstvo Publ., 1986. 445 p. (In Russian)

Бухаркин 2018 — Bukharkin P. E. Intertextuality and rhetorical literature (preliminary remarks). In: Intertekstual’nyi analiz: printsipy i granitsy. Karpov A. A., Stepanov A. D. (eds.). Saint Petersburg: Saint Petersburg University Press, 2018. P. 65–80. (In Russian)

Виролайнен 2003 — Virolainen M. N. “Little tragedies” as a cultural epic of modern European history. In: Virolainen M. N. Rech’ i molchanie. Siuzhety i mify russkoi slovesnosti. Saint Petersburg: Amfora Publ., 2003. P. 190–237. (In Russian)

Галкин 2018 — Galkin A. B. Epilogue of the compiler to the poem of S. N. Durylin “Don-Juan”. In: Durylin S. N. Ot «Don-Zhuana» do “Murkina vestnika “Miau-miau”». Galkin A. B. (ed.). Moscow: RG-Press Publ., 2018. P. 154–183. (In Russian)

Дьондьёши 2016 — D’ond’ieshi M. “Commander’s steps” in the light of the motives of the legend of Don Juan. In: Aleksandr Blok. Issledovaniia i materialy. Griakalova N. Iu. (ed.). Vol. 5. Saint Petersburg: Pushkinskii dom Publ., 2016. P. 130–166. (In Russian)

Колобаева 2000 — Kolobaeva L. A. Russian symbolism. Moscow: Moscow University Press, 2000. 296 p. (In Russian)

Колобаева 2015 — Kolobaeva L. A. Symbol as guardian and outrage or of classic traditions. In: Kolobaeva L. A. Ot Bloka do I. Brodskogo. O russkoi literature XX veka. Moscow: Russkii impul’s Publ., 2015. P. 22–30. (In Russian)

Лосев 1998 — Losev A. F. Aesthetics of the Renaissance. Moscow: Mysl’ Publ., 1998. 750 p. (In Russian)

Магомедова 2000 — Magomedova D. M. Vladimir Soloviev. In: Russkaia literatura rubezha vekov (1890-e — nachalo 1920-kh godov). Keldysh V. A. (ed.). Vol. 1. Moscow: Nasledie Publ., 2000. P. 732–779. (In Russian)

Оверина, Степанов 2016 — Overina K. S., Stepanov A. D. International scientific seminar «Intertextual analysis: principles and boundaries» (Faculty of Philology, St. Petersburg State University, Department of the History of Russian Literature, April 21–22, 2016). Novoe literaturnoe obozrenie. 2016, 4. https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/140_nlo_4_2016/article/12091/ (accessed date: 29.11.2019). (In Russian)

Погребная 2018 — Pogrebnaia Ia. V. Features of the interpretation of the image of Don-Juan in the art-research and teaching “history” of Alessandro Baricco “Don Juan”. Artikul’t. 2018, 29 (1): 128–136. (In Russian)

Половинкин 2010 — Polovinkin S. M. Sophia of S. N. Durylin and priest. Paul Florensky. In: S. N. Durylin i ego vremia. Issledovaniia. Teksty. Bibliografiia. Reznichenko A. I. (ed.). Vol. 1: Moscow: Modest Kolerov Publ., 2010. P. 197–209. (In Russian)

Пьеге-Гро 2008 — Piégay-Gros N. Introduction à l’intertextualité [1996]. Transl. from French by G. K. Kosikov. Kosikov G. K. (ed.). Moscow: LKI Publ., 2008. 240 p. (In Russian)

Смирнов 1985 — Smirnov I. P. Intertext generation. Intertextual analysis elements with examples from the works of B. L. Pasternak. Serie: Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 17. Wien: Gesellschaft zur Förderung Slawistischer Studien, 1985. 206 S. (In Russian)

Хализев 1999 — Khalizev V. E. Theory of literature. Moscow: Vysshaia shkola Publ., 1999. 398 p. (In Russian)

Якобсон 1987 — Jakobson R. O. The statue in Pushkin’s poetic mythology. In.: Jakobson R. O. Raboty po poetike. Moscow: Progress Publ., 1987. P. 145–180. (In Russian)

Опубликован
2020-01-31
Как цитировать
Коршунова, Е. А. (2020). Традиция и интертекст в пьесе С. Н. Дурылина Дон-Жуан. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 16(4), 689-701. https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.409
Раздел
Литературоведение