Специфика обращения к фатической речи в корпоративных изданиях

Авторы

  • Наталья Анатольевна Прокофьева Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2016.215

Аннотация

Статья посвящена вопросу функционирования фатической речи в корпоративных СМИ. Обозначены основные этапы изучения фатической речи, сделано предположение об  использовании средств фатической речи  с целью сокращения дистанции между автором и аудиторией, а также формирования положительного облика компании. Описаны тематические блоки, востребованные в корпоративных изданиях с целью создания положительного образа компании в представлении внутренней и внешней аудитории. Дано общее представление о речевом поведении, принятом в корпоративных медиа. На примере анализа двух текстов корпоративных СМИ атомной отрасли продемонстрировано, что фатика востребована в такого рода изданиях, более того — она может быть основным фактором текстопорождения, хотя чаще представлена контактоустанавливающими средствами в информационном тексте.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография:

Андреева С. В. Речевые единицы устной русской речи: система, зоны употребления, функции. М.: КомКнига, 2006. 192 с.

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. 608 с.

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 172 с.

Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. М.: Гнозис, 2006. 376 с.

Дементьев В. В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров // Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. С. 34–44.

Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А. Фатика как речевая форма реализации развлекательной функции в медиатексте // Гуманитарный вектор. 2011. № 4. С. 67–71.

Клюев Е. В. Фатическая функция языка и проблемы референции. [Электронный ресурс] URL: http://www.kluev.com/?p=5 (дата обращения: 15.09.2015).

Коньков В. И. Бульварная пресса как тип речевого поведения // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). СПб.: БРИГ-ЭКСПО, 1997. С. 38–44.

Корнилова Н. А. Средства выражения фатической речи в массмедиа // Медиалингвистика. № 2 (5). СПб., 2014. URL: http://medialing.spbu.ru/part10/ (дата обращения: 15.09.2015).

Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей / отв. ред. Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. 250 с. URL: http://medialing.spbu.ru/lib/25-gr2.html (дата обращения: 15.09.2015).

Мурзин Л. Н. Полевая структура языка: фатическое поле (текст лекции) // Фатическое поле языка (памяти профессора Л.Н. Мурзина): межвуз. сб. научных трудов. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. С. 9–14.

Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: КомКнига, 2006. 106 с.

Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс: Текстопорождающие практики и коды. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. 280 с.

Чернышова Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 296 с.

Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 193–230.

Malinowski B. The problem of meaning in primitive languages. In C.K. Ogden & I.A. Richards (eds.) The meaning of meaning. New York: Harcourt. Brace & World. N.Y., 1923. P. 296–336.

Bibliography:

Mediatekst kak poliintencionalnaya sistema: sbornik statej [Media text as a poli-intentional system]. Duskaeva, L. R., Cvetova, N. S. (eds.). St. Petersburg, St. Petersburg State Univ. Publ., 2012. 250 p. URL: http://medialing.spbu.ru/lib/25-gr2.html. (accessed 15.09.2015) (in Russian)

Ahmanova, O. S. Slovar lingvisticheskih terminov [Dictionary of linguistic terms]. Moscow, Sovetskaya enciklopediya Publ., 1969. 608 p. (in Russian)

Andreeva, S. V. Rechevye edinicy ustnoj russkoj rechi: sistema, zony upotrebleniya, funkcii [Speech units of the oral Russian speech: System, zones of usage, functions]. Moscow, KomKniga Publ., 2006. 192 p. (in Russian)

Chepkina, E. V. Russkij zhurnalistskij diskurs: Tekstoporozhdayushchie praktiki i kody [Russian journalism discourse: Text creating practices and codes]. Ekaterinburg, Ural State Univ. Publ., 2000. 280 p. (in Russian)

Chernyshova, T. V. Teksty SMI v mentalno-yazykovom prostranstve sovremennoj Rossii [Mass media texts in mental and language space in modern Russia]. Moscow, LKI Publ., 2007. 296 p. (in Russian)

Dement'ev, V. V. Faticheskie i informativnye kommunikativnye zamysly i kommunikativnye intencii: problemy kommunikativnoj kompetencii i tipologiya rechevyh zhanrov [Phatic and informative communication plans and communication intentions: Issues of communication competence and typology of speech genres]. In: Zhanry rechi [Speech genres]. Gol'din, V. E. (Ed.). Vol. 1. Saratov, College Publ., 1997, pp. 34-44. (in Russian)

Dement'ev, V. V. Nepryamaya kommunikaciya [Indirect communication]. Moscow, Gnosis Publ., 2006. 376 p. (in Russian)

Duskaeva, L. R., Kornilova, N. A. Fatika kak rechevaya forma realizacii razvlekatelnoj funkcii v mediatekste [Phatics as a speech form of realization of entertaining function in a media text]. In: Gumanitarnyi Vektor - Humanitarian Vector, 2011, vol. 4, pp. 67-71. (in Russian)

Formanovskaya, N. I. Russkij rechevoj etiket: lingvisticheskij i metodicheskij aspekty [Russian speech etiquette: Linguistic and Methodological aspects]. Moscow, KomKniga Publ., 2006. 106 p. (in Russian)

Kliuev, E. V. Faticheskaya funkciya yazyka i problemy referencii [Phatic function of the language and problems of reference]. Personal site by E. Kliuev, Available at: http://www.kluev.com/?p=5. (accessed 15.09.2015). (in Russian)

Kon'kov, V. I. Bulvarnaya pressa kak tip rechevogo povedeniya. In: Logos, obshchestvo, znak (k issledovaniyu problemy fenomenologii diskursa) [Logos, society, sign (Towards phenomenology of discourse)]. Misonzhnikov, B. Y. (Ed.). St. Petersburg, BRIG-EKSPO Publ., 1997, pp. 38-44. (in Russian)

Kornilova, N. A. Sredstva vyrazheniya faticheskoj rechi v massmedia [Means of expressing phatic speech in mass media]. In: Media linguistics, 2014, no. 2 (5), pp. 58-66. Available at: http://medialing.spbu.ru/part10/. (accessed 15.09.2015). (in Russian)

Malinowski, B. The problem of meaning in primitive languages. In: The meaning of meaning: a study of the influence of language upon thought and of the science of symbolism. Ogden, C. K., Richards, I. A. (Eds.). New York, Harcourt, Brace & World Publ., 1923, pp. 296-336. (in English)

Murzin, L. N. Polevaya struktura yazyka: faticheskoe pole (tekst lekcii). In: Faticheskoe pole yazyka (pamyati professora L. N. Murzina) [Phartic field of the language (In memory of Prof. L.N. Murzin)]. Alekseeva, L. M. (Ed.). Perm', Perm' Univ. Publ., 1998, pp. 9-14. (in Russian)

Vinokur, T. G. Govoryashchij i slushayushchij: Varianty rechevogo povedeniya [A speaker and a listener: variants of oral behaviour]. Moscow, Nauka Publ., 1993. 172 p. (in Russian)

Yakobson, R. O. Lingvistika i poetika. In: Strukturalizm «za» i «protiv» [Structuralism: For and Against]. Basin, E. I., Poliakov, M. I. (Eds.). Moscow, Progress Publ., 1975, pp. 193-230. (in Russian)

Загрузки

Опубликован

12.09.2016

Как цитировать

Прокофьева, Н. А. (2016). Специфика обращения к фатической речи в корпоративных изданиях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 13(2), 163–171. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2016.215

Выпуск

Раздел

Журналистика