Анализ качества медиатекстов на столичных информационно-разговорных радиостанциях

Авторы

  • Андрей Владимирович Вырковский Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
  • Ирина Дмитриевна Фомичева Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Анастасия Юрьевна Образцова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Марина Юрьевна Галкина Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Александр Васильевич Колесниченко Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Сергей Александрович Вартанов Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Сергей Сергеевич Смирнов Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Мария Борисовна Владимирова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.104

Аннотация

Проблемы управления работой журналистов в условиях масштабной цифровизации приобретают все большую актуальность. Из-за роста конкуренции на медиарынке становится очевидным, что старые инструменты менеджмента, применяемые в массмедиа, быстро теряют эффективность. В то же время многие особенности журналистского труда остаются до сих пор малоизученным феноменом: в академической практике недостаточно работ, посвященных внутриредакционной деятельности в условиях цифровизации. При этом чаще всего в них используются качественные методы исследования, которые ограничивают использование индустрией как исследовательского инструментария, так и полученных результатов. В данной статье представлены результаты анализа практик работы корреспондентов столичных информационных радиостанций FM-диапазона. Основной акцент исследования сделан на аспекте качества редакционной работы и его контроля. Авторы разработали и применили оригинальный исследовательский инструментарий, основанный на процессном подходе и позволяющий применять количественные методы. Полученные результаты с учетом некоторых методологических ограничений могут быть распространены на весь сегмент радио формата News/Talk. Авторы пришли к выводу, что в отрасли информационного радиовещания понимание качества работы корреспондентов достаточно далеко от нормативного. Это иллюстрируется прежде всего большим потоком «вторичных» медиатекстов, основанных на материалах, тем или иным образом заимствованных из других СМИ. Таким образом, базовым фактором при выборе информационного радиовещания является удобство потребления данного СМИ, но не оперативное получение эксклюзивной информации. Впрочем, отклонения от нормативной модели качества практически не сказываются на доле произведенных и попавших в эфир медиатекстов — уровень забракованных заявок и текстов невелик. Авторы полагают, что применительно к редакциям радио понятие качества работы сближается с понятием эффективности: менеджмент радиостанций осознанно выбирает модель организации труда, основанную на более простых рабочих операциях.

Ключевые слова:

FM-радиостанции, информационно-разговорный формат вещания, редакции, процессы, качество, эффективность, контроль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Болотова, Болотова 2014 — Болотова Е. А., Болотова Л. Д. Актуальные тенденции развития отечественного радиовещания. В кн.: Журналистика России: новые векторы развития: сб. науч. ст. Мартыненко Е. В. (ред.). М.: РУДН, 2014. С. 23–27.

Болотова, Кравченко 2010 — Болотова Л. Д., Кравченко С. В. Радиоформаты, форматирование, переформатирование. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010, 6: 79–89.

Вартанова, Вырковский, Макеенко 2011 — Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Макеенко М. И. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2011, 6: 6–32.

Вырковский 2016 — Вырковский А. В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. М.: МедиаМир, 2016. 379 с.

Вырковский, Вартанов, Галкина и др. 2016 — Вырковский А. В., Вартанов С. А., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Образцова А. Ю. Структура рабочего процесса российского журналиста. Электронный научный журнал «Медиаскоп» . 2016, 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/2105

Вырковский, Образцова, Галкина и др. 2016 — Вырковский А. В., Образцова А. Ю., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Вартанов С. А. Качество журналистской работы: некоторые инструменты внутриредакционного анализа. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016, 5: 27–55.

Вырковский, Шароян 2015 — Вырковский А. В., Шароян С. В. Отношение к качеству материалов в СМИ у производителей и потребителей контента. Электронный научный журнал «Медиаскоп» . 2015, 3. URL: http://www.mediascope.ru/1772

Добросклонская 2005 — Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005, 2: 28–35.

Доронина 2014 — Доронина Е. Г. Методы оценки воздействующего потенциала медиатекста. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014, 1 (13): 57–61.

Дускаева 2015 — Дускаева Л. Р. Стилистика деловых изданий: праксиологический и эколингвистический аспекты. Экология языка и коммуникативная практика. 2015, 1 (4): 23–33.

Иващенко 2009 — Иващенко Н. А. Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой идентификации: дис. … канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2009. 251 с.

Колесниченко, Вырковский, Галкина и др. 2015 — Колесниченко А. В., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю., Вартанов С. А. Российский журналист и его работа. Исследование мотивации и удовлетворенности. Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2015, 4. URL: http://www.mediascope.ru/2046

Конышева 2015 — Конышева М. В. Прагматические параметры массмедийного текста. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015, 9–1 (51): 91–95.

Копылов 2013 — Копылов О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2013. 185 с.

Кравченко 2013 — Кравченко С. В. Позиционирование радиостанции в условиях информационного рынка (на примере московского FM-диапазона): дис. … канд. филол. наук. М.: МГУ, 2013. 199 с.

Крамер 2017 — Крамер А. Ю. Радиожурналистика в эпоху конвергенции. Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2017, 1. URL: http://www.mediascope.ru/2281

Круглова 2005 — Круглова Л. А. Московское коммерческое радиовещание FM-диапазона: становление и развитие, содержательно-стилистические характеристики: дис. … канд. филол. наук. М.: МГУ, 2005. 181 с.

Овчинников 2011 — Овчинников В.А. Принципы организации и функционирования системы управления качеством творческих процессов в региональной мультимедийной редакции: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, 2011. 218 с.

Пургин 2011 — Пургин Ю.П. Функционирование медиахолдинга в условиях трансформации регионального информационного рынка (на примере издательского дома «Алтапресс»): дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, 2011. 221 с.

Серенков 2014 — Серенков П. С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2014. 491 с.

Солганик 2005 — Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст». Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005, 2: 7–15.

Beaudoin, Thorson 2002 — Beaudoin C., Thorson E. Journalists, public differ on perception of media coverage. Newspaper Research Journal. 2002, 23 (4): 52–61.

Boczkowski, Mitchelstein 2010 — Boczkowski P. J., Mitchelstein E. Is there a gap between the news choices of journalists and consumers? A relational and dynamic approach. International Journal of Press/ Politics. 2010, 15(4): 420–440.

De Zúñiga, Hinsley 2013 — De Zúñiga H., Hinsley A. The press versus the public. Journalism Studies. 2013, 14 (6): 926–942.

Evans 2018 — Evans S. K. Making Sense of Innovation: Process, product, and storytelling innovation in public service broadcasting organizations.Journalism Studies. 2018, 1 (19): 4–24.

García-Avilés, Kaltenbrunner, Meier 2014 — García-Avilés J. A., Kaltenbrunner A., Meier K. Media convergence revisited. Journalism Practice. 2014, 8 (5): 573–584.

Giles 1987 — Giles R. H. Newsroom management: A guide to theory and practice. Indianapolis: Media Management Books, 1987. 750 p.

Larrondo, Domingo, Erdal, Masip, Van den Bulck 2016 — Larrondo A., Domingo D., Erdal I. J., Masip P., Van den Bulck H. Opportunities and limitations of newsroom convergence: A comparative study on European public service broadcasting organizations. Journalism Studies. 2016, 3 (17): 277–300.

Lischka 2015 — Lischka J. A. How structural multi-platform newsroom features and innovative values alter journalistic cross-channel and cross-sectional working procedures. Journal of Media Business Studies. 2015, 12 (1): 7–28.

Picard 2000 — Picard R. Measuring quality by journalistic activity. In: Measuring Media Content, Quality, and Diversity: Approaches and Issues in Content Research. Picard R. (ed.). Turku, Finland: Media Economics, Content and Diversity Project and Media Group, 2000. P. 97–103.

Sánchez-Tabernero 1998 — Sánchez-Tabernero A. Some controversial ideas about media quality. In: Evolving Media Markets: Effects of Economic and Policy Changes. Picard R. (ed.). Turku, Finland: Turku School of Economics and Business Administration, 1998. P. 120–141

Schönbach 2000 — Schönbach K. Factors of newspaper success: Does quality count? A Study of German newspapers. In: Measuring Media Content, Quality, and Diversity: Approaches and Issues in Content Research. Picard R. (ed.). Turku, Finland: Media Economics, Content and Diversity Project and Media Group, 2000. P. 97–103.

Vobič 2015 — Vobič I. From one-man band to integrated newsroom. Journalism Studies. 2015, 16 (2): 175–190.

Vyrkovsky, Vartanova, Smirnov, Makeenko 2016 — Vyrkovsky A. V., Vartanova E. L., Smirnov S. S., Makeenko M. I. The Russian media industry in ten years: Industrial forecasts. Westminster Papers in Communication and Culture. 2016, 11 (1): 65–84.

References

Болотова, Болотова 2014 — Bolotova E. A., Bolotova L. D. [Current trends in the development of domestic broadcasting]. In: Zhurnalistika Rossii: novye vektory razvitiia. Sbornik nauchnykh statei. Martynenko E. V. (ed.). Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia Press, 2014. P. 23–27. (In Russian)

Болотова, Кравченко 2010 — Bolotova L. D., Kravchenko S. V. [Radio formats. Formatting. reformat]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika. 2010, 6: 79–89. (In Russian)

Вартанова, Вырковский, Макеенко 2011 — Vartanova E. L., Vyrkovsky A. V., Makeenko M. I. [Multimedia strategies of Moscow FM radio stations]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika. 2011, 6: 6–32. (In Russian)

Вырковский 2016 — Vyrkovsky A. V. Redaktsionnyi menedzhment v pechatnykh i onlainovykh massmediia: protsessnyi podkhod [Editorial management in print and online media: process approach]. Moscow: MediaMir Publ., 2016. 379 p. (In Russian)

Вырковский, Вартанов, Галкина и др. 2016 — Vyrkovsky A. V., Vartanov S. A., Galkina M. Iu., Kolesnichenko A. V., Obraztsova A. Yu. [Russian Journalists’ Work Structure]. Mediaskop. 2016, 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/2105 . (In Russian)

Вырковский, Образцова, Галкина и др. 2016 — Vyrkovsky A. V., Obraztsova A. Yu., Galkina M. Yu., Kolesnichenko A. V., Vartanov S. A. [Quality of journalistic work: some tools of intra-editorial analysis]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2016, 5: 27–55. (In Russian)

Вырковский, Шароян 2015 — Vyrkovsky A. V., Sharoyan S. V. [Attitude to the quality of materials in the media from producers and consumers of content]. Mediaskop . 2015, 3. URL: http://www.mediascope. ru/1772 . (In Russian)

Добросклонская 2005 — Dobrosklonskaya T. G. [Media texts: theory and methods of study]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2005, 2: 28–35. (In Russian)

Доронина 2014 — Doronina E. G. [Methods for assessing the impact potential of media text]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2014, 1 (13): 57–61. (In Russian)

Дускаева 2015 — Duskaeva L. R. [Style of business publications: praxiological and ecolinguistic aspects]. Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika. 2015, 1 (4): 23–33. (In Russian)

Иващенко 2009 — Ivashchenko N. A. Sovremennaia gazetnaia zhurnalistika: kategoriia kachestva i tekstovoi identifikatsii [Modern newspaper journalism: a quality in a text identify]. PhD thesis. St. Petersburg: St. Petersburg state University, 2009. 251 p. (In Russian)

Колесниченко, Вырковский, Галкина и др. 2015 — Kolesnichenko A. V., Vyrkovsky A. V., Galkina M. Yu., Obraztsova A. Yu., Vartanov S. A. [Russian journalist and his work. The study of motivation and satisfaction]. Mediaskop. 2015, 4. URL: http://www.mediascope.ru/2046 (In Russian)

Конышева 2015 — Konysheva M. V. [Pragmatic parameters of the mass media text]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015, 9–1 (51): 91–95. (In Russian)

Копылов 2013 — Kopylov O. V. Osobennosti tvorcheskoi deiatel’nosti zhurnalista v usloviiakh mediakonvergentsii [Features of creative activity of the journalist in the conditions of media convergence]. PhD thesis. Yekaterinburg: Ural Federal Univ. named after first Pres. of Russia B. N. Yeltsin, 2013. 185 p. (In Russian)

Кравченко 2013 — Kravchenko S. V. Pozitsionirovanie radiostancii v usloviiakh informatsionnogo rynka (na primere moskovskogo FM-diapazona)[Positioning of the radio station in the information market (on the example of the Moscow FM-band)]. PhD thesis. Moscow: Moscow State Univ., 2013. 199 p. (In Russian)

Крамер 2017 — Kramer A. Yu. [Journalist in the era of convergence]. Mediaskop . 2017, 1. URL: http://www. mediascope.ru/2281 . (In Russian)

Круглова 2005 — Kruglova L. A. Moskovskoe kommercheskoe radioveshchanie FM-diapazona: stanovlenie i razvitie, soderzhatel’no-stilisticheskie kharakteristiki [Moscow commercial radio broadcasting of FM-band: formation and development, content and stylistic characteristics]. PhD thesis. Moscow: Moscow State Univ., 2005. 181 p. (In Russian)

Овчинников 2011 — Ovchinnikov V. A. Printsipy organizatsii i funktsionirovaniia sistemy upravleniia kachestvom tvorcheskikh protsessov v regional’noi mul’timediinoi redaktsii [Principles of organization and functioning of the quality management system of creative processes in the regional multimedia edition]. PhD thesis. Yekaterinburg: Ural Federal Univ. named after first Pres. of Russia B. N. Yeltsin, 2011. 218 p. (In Russian)

Пургин 2011 — Purgin Yu. P. Funktsionirovanie mediakholdinga v usloviiakh transformatsii regional’nogo informatsionnogo rynka (na primere izdatel’skogo doma “Altapress”) [Functioning of media holding in the conditions of transformation of the regional information market (on the example of publishing house “Altapress”]. PhD thesis. Yekaterinburg: Ural Federal Univ. named after first Pres. of Russia B. N. Yeltsin, 2011. 221 p. (In Russian)

Серенков 2015 — Serenkov P. S. Metody menedzhmenta kachestva. Metodologiia organizatsionnogo proektirovaniia inzhenernoi sostavliaiushchei sistemy menedzhmenta kachestva [Methods of quality management. Methodology of organizational design of the engineering component of the quality management system]. Minsk: New Knowledge; Moscow: INFRA-M, 2015. 491 p. (In Russian)

Солганик 2005 — Solganik G. Ya. [To the definition of “text” and “media text”]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika. 2005, 2: 7–15. (In Russian)

Beaudoin, Thorson 2002 — Beaudoin C., Thorson E. Journalists, public differ on perception of media coverage. Newspaper Research Journal. 2002, 23 (4): 52–61.

Boczkowski, Mitchelstein 2010 — Boczkowski P. J., Mitchelstein E. Is there a gap between the news choices of journalists and consumers? A relational and dynamic approach. International Journal of Press/Politics. 2010, 15(4): 420–440.

De Zúñiga, Hinsley 2013 — De Zúñiga H., Hinsley A. The press versus the public. Journalism Studies. 2013, 14 (6): 926–942.

Evans 2018 — Evans S. K. Making Sense of Innovation: Process, product, and storytelling innovation in public service broadcasting organizations.Journalism Studies. 2018, 1 (19): 4–24.

García-Avilés, Kaltenbrunner, Meier 2014 — García-Avilés J. A., Kaltenbrunner A., Meier K. Media convergence revisited. Journalism Practice. 2014, 8 (5): 573–584.

Giles 1987 — Giles R. H. Newsroom management: A guide to theory and practice. Indianapolis: Media Management Books, 1987. 750 p.

Larrondo, Domingo, Erdal, Masip, Van den Bulck 2016 — Larrondo A., Domingo D., Erdal I. J., Masip P., Van den Bulck H. Opportunities and limitations of newsroom convergence: A comparative study on European public service broadcasting organizations. Journalism Studies. 2016, 3 (17): 277–300.

Lischka 2015 — Lischka J. A. How structural multi-platform newsroom features and innovative values alter journalistic cross-channel and cross-sectional working procedures. Journal of Media Business Studies. 2015, 12 (1): 7–28.

Picard 2000 — Picard R. Measuring quality by journalistic activity. In: Picard R. (ed.). Measuring Media Content, Quality, and Diversity: Approaches and Issues in Content Research. Turku, Finland: Media Economics, Content and Diversity Project and Media Group, 2000. P. 97–103.

Sánchez-Tabernero 1998 — Sánchez-Tabernero A. Some controversial ideas about media quality. In: Evolving Media Markets: Effects of Economic and Policy Changes. Picard R. (ed.). Turku, Finland: Turku School of Economics and Business Administration, 1998. P. 120–141.

Schönbach 2000 — Schönbach K. Factors of newspaper success: Does quality count? A Study of German newspapers. In: Picard R. (ed.). Measuring Media Content, Quality, and Diversity: Approaches and Issues in Content Research. Turku, Finland: Media Economics, Content and Diversity Project and Media Group, 2000. P. 97–103.

Vobič 2015 — Vobič I. From one-man band to integrated newsroom. Journalism Studies. 2015, 16 (2): 175–190.

Vyrkovsky, Vartanova, Smirnov, Makeenko 2016 — Vyrkovsky A. V., Vartanova E. L., Smirnov S. S., Makeenko M. I. The Russian media industry in ten years: Industrial forecasts. Westminster Papers in Communication and Culture. 2016, 11 (1): 65–84.

Загрузки

Опубликован

19.03.2019

Как цитировать

Вырковский, А. В., Фомичева, И. Д., Образцова, А. Ю., Галкина, М. Ю., Колесниченко, А. В., Вартанов, С. А., … Владимирова, М. Б. (2019). Анализ качества медиатекстов на столичных информационно-разговорных радиостанциях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 16(1), 48–65. https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.104

Выпуск

Раздел

Языкознание