«А вы могли бы?» Маяковского как «рубежный» текст

Авторы

  • Леонид Юрьевич Большухин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Мария Александровна Александрова Нижегородский государственный лингвистический университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.407

Аннотация

В статье обосновывается понятие «рубежного» текста в  лирическом творчестве. Рассматривается особое положение стихотворения «А вы могли бы?» в  контексте творческого пути В. В. Маяковского, на фоне так называемого догероического цикла («Ночь», «Утро», «Порт», «Уличное», «Из улицы в  улицу»), где еще нет столь характерного для поэта грандиозного «я», осознающего себя центром мира, источником творческой воли к  его преображению. «Рубежный» статус «А вы могли бы?» обусловлен тем, что здесь впервые появляется лирический герой Маяковского и  впервые определяется стратегия построения художественного мира в  антропологических координатах: творческая воля поэта направлена на очеловечивание всего сущего. В  связи с  «миростроительными» задачами лирики Маяковского осмыслен его закономерный интерес к  символизму, прослежена трансформация символистской образности в  процессе выработки новой поэтики. В  ходе сравнения двух редакций стихотворения показано, что поиск композиционного решения (перестановка ключевых элементов картины, изменение порядка жестов «я») отражает формирование установок лирического героя как творца. Итоговая редакция «А вы могли бы?» рассмотрена в  аспекте важнейшего свойства поэтики раннего Маяковского: пересоздание мира одновременно моделирует саму позицию «я» в  мире. Благодаря динамическому принципу композиции и  смелости художественных ассоциаций реальность предстает в ее собственной готовности измениться. В результате смелого жеста «я» («Я сразу смазал карту будня») разнородные вещи, наполняющие то «будничное» пространство, где проявляет свою творческую активность лирический герой, получают единство: это единство лица («лица вселенной»). Предпринятый анализ текста позволяет уточнить адресата финальной строки, а  также смысл заглавия стихотворения: всматриваясь в  проступающее из  хаоса первоначального творения «лицо вселенной», лирический герой надеется обрести партнера по диалогу, ощутить родство с миром в самом акте творения.

Ключевые слова:

В. В. Маяковский, рубежный текст, лирический герой, символизм, футуризм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Альфонсов 1983 — Альфонсов В. Н. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л.: Советcкий писатель, 1983.

Большухин 2008 — Большухин Л. Ю. Распад жанров и новые принципы «оцельнения» художественного мира в лирике В. Маяковского. Новый филологический вестник. 2008, 7 (2): 96–104.

Большухин 2010 — Большухин Л. Ю. Бахтин и Маяковский: событие, поступок, ответственность. В кн.: Маркович В. М., Шмид В. (ред.). Событие и событийность. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2010. С. 237–245.

Вайскопф 1997 — Вайскопф М. Во весь Логос: Религия Маяковского. М.; Иерусалим: Саламандра, 1997.

Гинзбург 1997 — Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.

Грехнёв 1985 — Грехнёв В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1985.

Зырянов 2003 — Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003.

Клинг 1996 — Клинг О. А. Футуризм и «старый символистский хмель». Вопросы литературы. 1996, 5: 56–92.

Лейдерман 1990 — Лейдерман Н. Л. Логика Бунта: к характеристике художественной системы раннего Маяковского. В кн.: Лейдерман Н. Л. (ред.). Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. С. 3–17.

Лекманов 2001 — Лекманов О. А. «Карта будня». Русская речь. 2001, 5: 54–55.

Лотман 1996 — Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. В кн.: Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб, 1996. С. 18–252.

Смирнов 2000 — Смирнов И. П. Мегаистория: К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000.

Смирнов 2001 — Смирнов И. П. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001.

Топоров 2000 — Топоров В. Н. Флейта водосточных труб и флейта-позвоночник. В кн.: Мейлах М. Б., Сарабьянов Д. В. (ред.). Поэзия и живопись: сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 380–424.

Тырышкина 2002 — Тырышкина Е. В. Русская литература 1890-х — начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 2002.

Харджиев 1970 — Харджиев Н. И. Заметки о Маяковском: 9. Опыт анализа стихотворного натюрморта. В кн.: Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М.: Искусство, 1970. С. 195–197.


References

Альфонсов 1983 — Alfonsov V. N. Nam slovo nuzhno dlya zhizni: V poeticheskom mire Mayakovskogo. Leningrad: Sovetskij pisatel Publ., 1983. (In Russian)

Большухин 2008 — Bolshuxin L. Yu. [The Disintegration of Genres and the New Principles of the “Salvation” of the Artistic World in the Lyrics of V. Mayakovsky]. The New Philological Bulletin. 2008, 7 (2): 96–104. (In Russian)

Большухин 2010 — Bolshuxin L. Yu. Baxtin i Mayakovskij: sobytie, postupok, otvetstvennost. In: Markovich V. M., Schmid W. (eds.). Sobytie i sobytijnost. Moscow: Kulagina Publ.; Intrada Publ., 2010.

P. 237–245. (In Russian) Вайскопф 1997 — Weisskopf M. Vo ves Logos: Religiya Mayakovskogo. Moscow; Jerusalem: Salamandra Publ., 1997. (In Russian)

Гинзбург 1997 — Ginzburg L. Ya. O lirike [1971]. Moscow: Intrada, 1997. (In Russian)

Грехнёв 1985 — Grexnev V. A. Lirika Pushkina: O poetike zhanrov. Gorky: Volgo-Vyatka Books Publ., 1985. (In Russian)

Зырянов 2003 — Zyryanov O. V. Evolyuciya zhanrovogo soznaniya russkoj liriki: fenomenologicheskij aspect. Ekaterinburg: Ural University Press, 2003. (In Russian)

Клинг 1996 — Kling O. A. [Futurism and “the Old Symbolism Aura”]. Literary Topics. 1996, 5: 56–92. (In Russian)

Лейдерман 1990 — Lejderman N. L. Logika Bunta: k xarakteristike xudozhestvennoj sistemy rannego Mayakovskogo. In: Leiderman N. L. (ed.). Problemy vzaimodeistviya metoda, stilya i zhanra v sovetskoj literature. Sverdlovsk: Ural University Publ., 1990. P. 3–17. (In Russian)

Лекманов 2001 — Lekmanov O. A. «Karta budnya». Russkaya rech. 2001, 5: 54–55. (In Russian)

Лотман 1996 — Lotman Yu. M. Analiz poeticheskogo teksta. In: Lotman Yu. M. O poetax i poezii. St. Petersburg: Iskusstvo-SPb Publ., 1996. P. 18–252. (In Russian)

Смирнов 2000 — Smirnov I. P. Megaistoriya: K istoricheskoj tipologii kultury. Moscow: Agraf Publ., 2000. (In Russian)

Смирнов 2001 — Smirnov I. P. Smysl kak takovoj. St. Petersburg.: Akademicheskij proekt Publ., 2001. (In Russian)

Топоров 2000 — Toporov V. N. Flejta vodostochnyx trub i flejta-pozvonochnik. In: Mejlax M. B., Sarabyanov D. V. (eds.). Poeziya i zhivopis: sbornik trudov pamyati N. I. Xardzhieva. Moscow: Yazyki russkoj kultury Publ., 2000. P. 380–424. (In Russian)

Тырышкина 2002 — Tyryshkina E. V. Russkaya literatura 1890-x — nachala 1920-x godov: ot dekadansa k avangardu. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University Press, 2002. (In Russian)

Харджиев 1970 — Xardzhiev N. I. Zametki o Mayakovskom: 9. Opyt analiza stixotvornogo natyurmorta. In: Xardzhiev N., Trenin V. Poeticheskaya kultura Mayakovskogo. Moscow: Iskusstvo Publ., 1970.

Загрузки

Опубликован

27.01.2019

Как цитировать

Большухин, Л. Ю., & Александрова, М. А. (2019). «А вы могли бы?» Маяковского как «рубежный» текст. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(4), 590–604. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.407

Выпуск

Раздел

Литературоведение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)