Эмблема в произведениях Л. Н. Толстого
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.107Аннотация
В статье речь идет о присутствии в произведениях Л. Н. Толстого элементов барочной эмблематики. Эмблематический способ репрезентации и интерпретации реальности имеет параллели с художественными установками самого писателя, в его творчестве находит отражение одно из главных свойств эмблемы — извлечь из конкретного и видимого образа скрытые в нем высшие и вечные смыслы. Одновременно в текстах Толстого эмблематическое сочетание раскрывает и свои другие стороны — проявляет себя как мнемонический прием фиксации смысла и как прием остранения. Ярким примером эмблематической составляющей в прозе писателя может служить сон Пьера «о шаре из живых движущихся капель». По своей структуре этот эпизод, важный в понимании метафизики Толстого, отсылает нас к эмблематической триаде: надпись (inscriptio) — изображение (pictura) — подпись (subscriptio). Сюжет центральной части — описание глобуса — соотнесен в статье с конкретной эмблемой из сборников Андреаса Фридриха «Новые эмблемы» (1617) и Генрикуса Орэуса «Сад иероглифико-моральный» (1619), значимых в розенкрейцеровском кругу. В связи с замыслом романа «Декабристы» во время работы над «Войной и миром» Толстой читал много масонской литературы, изучал архивы и документы московских розенкрейцеров. Писателю вполне могла быть известна эта эмблема, на что имплицитно указывают как визуальные образы сна, так и его смысловое содержание, где ощутимо звучание религиозно-философских идей розенкрейцеров. Особая форма смыслопорождения, сочетающая визуальность и рефлексию, использована писателем также при показе военных событий в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». В повествовании о боевых действиях присутствуют два плана — визуальный и вербальный, при пересечении которых происходит определённая эмблематизация содержания. Анализ батальных сцен позволяет сделать вывод, что эмблематический механизм служит не только одним из приемов остранения у Толстого, но с его помощью писателем создан ряд смыслообразов, своего рода тезаурус военной темы.
Ключевые слова:
эмблема, Л. Н. Толстой, Война и мир, Севастопольские рассказы, батальные сцены
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.