Эмблема в произведениях Л. Н. Толстого

Авторы

  • Нина Александровна Николаева Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.107

Аннотация

В статье речь идет о присутствии в произведениях Л. Н. Толстого элементов барочной эмблематики. Эмблематический способ репрезентации и интерпретации реальности имеет параллели с художественными установками самого писателя, в его творчестве находит отражение одно из главных свойств эмблемы — извлечь из конкретного и видимого образа скрытые в нем высшие и вечные смыслы. Одновременно в текстах Толстого эмблематическое сочетание раскрывает и свои другие стороны — проявляет себя как мнемонический прием фиксации смысла и как прием остранения. Ярким примером эмблематической составляющей в прозе писателя может служить сон Пьера «о шаре из живых движущихся капель». По своей структуре этот эпизод, важный в понимании метафизики Толстого, отсылает нас к эмблематической триаде: надпись (inscriptio) — изображение (pictura) — подпись (subscriptio). Сюжет центральной части — описание глобуса — соотнесен в статье с конкретной эмблемой из сборников Андреаса Фридриха «Новые эмблемы» (1617) и Генрикуса Орэуса «Сад иероглифико-моральный» (1619), значимых в розенкрейцеровском кругу. В связи с замыслом романа «Декабристы» во время работы над «Войной и миром» Толстой читал много масонской литературы, изучал архивы и документы московских розенкрейцеров. Писателю вполне могла быть известна эта эмблема, на что имплицитно указывают как визуальные образы сна, так и его смысловое содержание, где ощутимо звучание религиозно-философских идей розенкрейцеров. Особая форма смыслопорождения, сочетающая визуальность и рефлексию, использована писателем также при показе военных событий в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». В повествовании о боевых действиях присутствуют два плана — визуальный и вербальный, при пересечении которых происходит определённая эмблематизация содержания. Анализ батальных сцен позволяет сделать вывод, что эмблематический механизм служит не только одним из приемов остранения у Толстого, но с его помощью писателем создан ряд смыслообразов, своего рода тезаурус военной темы.

Ключевые слова:

эмблема, Л. Н. Толстой, Война и мир, Севастопольские рассказы, батальные сцены

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Амбодик-Максимович 2000 — Амбодик-Максимович Н. М. Эмблемы и символы = Emblemata et symbola. Махов А. Е. (вступ. ст., коммент.). М.: Интрада, 2000. 366 c.

Буслаев 1886 — Буслаев Ф. И. “Иллюстрация стихотворений Державина”. Буслаев Ф. И. Мои досуги: собранныя из периодических изданий мелкие сочинения Федора Буслаева: В 2 ч. Ч. 2. М.: Синодальная типография, 1886. С. 70–166.

Гинзбург 2006 — Гинзбург К. “Остранение: Предыстория одного литературного приема”. Новое литературное обозрение. 80 (4), 2006: 9–29.

Григорьева 2005 — Григорьева Е. Г. Эмблема: очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры. М.: Водолей Publishers, 2005. 230 с.

Густафсон 2003 — Густафсон Р. Ф. Обитатель и Чужак: Теология и художественное творчество Льва Толстого. Бузина Т. (пер. с англ.); Галаган Г. Я. (ред.). СПб.: Академический проект, 2003. 480 с. (Современная западная русистика).

Лотман 1996 — Лотман Ю. М. “Заметки по поэтике Тютчева”. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство — СПб., 1996. С. 553–564.

Лотман 2002 — Лотман Ю. М. “Натюрморт в перспективе семиотики”. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. С. 340–349.

Максимович-Амбодик 1788 — Максимович-Амбодик Н. М. Емвлемы и символы избранные, на российский, латинский, французский, немецкий и аглицкий языки преложенные. СПб.: Императорская типография, 1788. LXVIII, 280, [4] с.

Максимович-Амбодик 1811 — Максимович-Амбодик Н. М. Избранные емвлемы и символы на российском, латинском, французском, немецком и английском языках объясненные. 4-е изд. [СПб.: Импе- раторская типография], 1811. [8], LXX, 109, [3], 70 с.

Махов 2000 — Махов А. Е. “Печать недвижных дум”. Амбодик-Максимович Н. М. Эмблемы и символы = Emblemata et symbola. Махов А. Е. (вступ. ст., коммент.). М.: Интрада, 2000. С. 5–20.

Махов 2014 — Махов А. Е. Эмблематика: макрокосм. М.: Интрада, 2014. 600 с. Михайлов 1981 — Михайлов А. В. “«Приготовительная школа эстетики» Жан-Поля — теория и роман”. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. Михайлов А. В. (вступ. ст., сост., пер. с нем., ком- мент.). М.: Искусство, 1981. С. 7–45. (История эстетики в памятниках и документах).

Михайлов 1994 — Михайлов А. В. “Поэтика барокко: завершение риторической эпохи”. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. Гринцер П. А. (отв. ред.). М.: Наследие, 1994. С. 326–391.

Морозов 1978 — Морозов А. А. “Из истории осмысления некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и барокко: (пеликан)”. Миф — фольклор — литература. Базанов В. Г. (отв. ред.). Л.: Наука, 1978. С. 38–66.

Петровская 2015 — Петровская Е. В. Романы Льва Толстого: поэтика и поэзия зримого. СПб.: Свое издательство, 2015. 202 с.

Пинский 2012 — Пинский Л. Е. “Бальтасар Грасиан и его произведения”. Грасиан Б. Карманный оракул. Лысенко Е. М. (пер.). М.: Астрель; Полиграфиздат, 2012. С. 116–188. (Philosophy).

Сазонова 2012 — Сазонова Л. И. Память культуры: Наследие Средневековья и барокко в русской ли- тературе Нового времени. Топорков А. Л. (ред.). М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. 471 с. (Studia philologica).

Эйхенбаум 1922 — Эйхенбаум Б. Молодой Толстой. Пб.; Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. 154 с.

Alciatо 1584 — Alciatо A. Emblemata = Les emblemes. Paris: Jean Richer, 1584. 302 p.

Camerarius 1590 — Camerarius J. Symbolorum et emblematum ex re herbaria desumtorum centuria una. Norimberg: Johann Hofmann & Hubrecht Caimox, 1590. 234 p.

Frideric 1617 — Frideric A. Emblemes nouveaux. Francofotri: Аpud Lucae Iennis, 1617. 194 p. (французск.)

Friedrich 1617 — Friedrich A. Emblemata nova. Francoforti: Аpud Lucae Iennis, 1617. 200 S.

Martin 2013 — Martin P. “Introduction”. Friedrich A. Les Emblemes nouveaux. Martin P. (texte etabli, introd., comment.). Tours: Presses Universitaires Francois-Rabelais, 2013. P. 13–42. (Renaissance).

Menestrier 1662 — Menestrier C.-F. L’art des emblemes. Lyon: Chez Benoist Coral, rue Merciere a l’Enseigne de la Victoire, 1662. 228 р.

Oraeus 1619 — Oraeus H. Viridarium hieroglyphico-morale. Francofurti: Аpud Lucae Iennis, 1619. 206 p.


References

Амбодик-Максимович 2000 — Ambodik-Maksimovich N. M. Emblemy i simvoly = Emblemata et symbola [Emblems and Symbols = Emblemata et Symbola]. Makhov A. E. (introd., comment.). Moscow: Intrada Publ., 2000. 366 p. (In Russian)

Буслаев 1886 — Buslaev F. I. “Illiustratciia stikhotvorenii Derzhavina” [Illustration of Derzhavin’s Poems]. Buslaev F. I. Moi dosugi: sobrannyia iz periodicheskikh izdanii melkie sochineniia Fedora Buslaeva [My Leisure: Collected from Periodicals Small Works by Fedor Buslaev]: In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Sinodal’naia tipografiia Publ., 1886. P. 70–166. (In Russian)

Гинзбург 2006 — Ginzburg C. “Ostranenie: Predystoriia odnogo literaturnogo priema” [Ostranenie: Pre-history of One Literary Technique]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer]. 80 (4), 2006: 9–29. (Transl. from Italian to Russian)

Григорьева 2005 — Grigor’eva E. G. Emblema: ocherki po teorii i pragmatike reguliarnykh mekhanizmov kul’tury [Emblem: Essays on the Theory and Pragmatics of the Regular Mechanisms of Culture]. Moscow: Vodoley Publ., 2005. 230 p. (In Russian)

Густафсон 2003 — Gustafson R. F. Obitatel’ i Chuzhak: Teologiia i khudozhestvennoe tvorchestvo L’va Tolstogo [Resident and Stranger: Theology and the Artistic Work of Leo Tolstoy]. Galagan G. Ia. (ed.); Buzina T. (transl.). St. Petersburg: Akademicheskii proekt Publ., 2003. 480 p. (Sovremennaia zapadnaia rusistika [Modern Western Russian Studies]). (Transl. from English to Russian)

Лотман 1996 — Lotman Iu. M. “Zametki po poetike Tiutcheva” [Notes on the poetics of Tyutchev]. Lotman Iu. M. O poetakh i poezii [On Poets and Poetry]. St. Petersburg: Iskusstvo — SPb. Publ., 1996. P. 553– 564. (In Russian)

Лотман 2002 — Lotman Iu. M. “Natiurmort v perspektive semiotiki” [Still Life in the Perspective of Semiotics]. Lotman Iu. M. Stat’i po semiotike kul’tury i iskusstva [Articles on the Semiotics of Culture and Art]. St. Petersburg: Akademicheskii proekt Publ., 2002. P. 340–349. (In Russian)

Максимович-Амбодик 1788 — Maksimovich-Ambodik N. M. Emvlemy i simvoly izbrannye, na rossiiskii, latinskii, frantsuzskii, nemetskii i aglitskii iazyki prelozhennye [The Emblems and Symbols Are Selected, in Russian, Latin, French, German, and English Languages Transferred]. St. Petersburg: Imperatorskaia tipografiia Publ., 1788. LXVIII, 280, [4] р.

Максимович-Амбодик 1811 — Maksimovich-Ambodik N. M. Izbrannye emvlemy i simvoly na rossiiskii, latinskii, frantsuzskii, nemetskii i aglitskii iazyki ob”iasnennye [Selected Emblems and Symbols in Russian, Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 1 93 Latin, French, German and English Languages Are Explained]. 4th ed. [St. Petersburg: Imperatorskaia tipografiia Publ.], 1811. [8], LXX, 109, [3], 70 p.

Махов 2000 — Makhov A. E. “Pechat’ nedvizhnykh dum” [Seal of the Unmovable Thoughts]. Ambodik-Maksimovich N. M. Emblemy i simvoly = Emblemata et symbola [Emblems and Symbols = Emblemata et Symbola]. Makhov A. E. (introd., comment.). Moscow: Intrada Publ., 2000. P. 5–20. (In Russian)

Махов 2014 — Makhov A. E. Emblematika: makrokosm [Emblematics: The Macrocosm]. Moscow: Intrada Publ., 2014. 600 p. (In Russian)

Михайлов 1981 — Mikhailov A. V. “«Prigotovitel’naia shkola estetiki» Zhan-Polia — teoriia i roman” [“Elementary School of Aesthetics” by Jean-Paul — the Theory and the Novel]. Zhan-Pol’. Prigotovitel’naia shkola estetiki [Elementary School of Aesthetics]. Mikhailov A. V. (introd., comp., comment., transl.). Moscow: Iskusstvo Publ., 1981. P. 7–45. (Istoriia estetiki v pamiatnikakh i dokumentakh [History of Aesthetics in Monuments and Documents]). (Transl. from German to Russian)

Михайлов 1994 — Mikhailov A. V. “Poetika barokko: zavershenie ritoricheskoi epokhi” [The Poetics of the Baroque: The Completion of the Rhetorical Era]. Istoricheskaia poetika: Literaturnye epokhi i tipy khudozhestvennogo soznaniia [Historical Poetics: Literary Epochs and Types of Artistic Consciousness]. Grintcer P. A. (ed.). Moscow: Nasledie Publ., 1994. P. 326–391. (In Russian)

Морозов 1978 — Morozov A. A. “Iz istorii osmysleniia nekotorykh emblem v epokhu Renessansa i barokko: (pelikan)” [From the History of the Comprehension of Certain Emblems in the Renaissance and Baroque: (Pelican)]. Mif — folklor — literatura [Myth — Folklore — Literature]. Bazanov V. G. (ed.). Leningrad: Nauka Publ., 1978. P. 38–66. (In Russian)

Петровская 2015 — Petrovskaia E. V. Romany L’va Tolstogo: poetika i poeziia zrimogo [Leo Tolstoy’s Novels: Poetics and Poetry of the Visible]. St. Petersburg: Svoe izdatel’stvo Publ., 2015. 202 p. (In Russian)

Пинский 2012 — Pinskiy L. E. “Bal’tasar Grasian i ego proizvedeniia” [Baltasar Gracian and His Works]. Gracian B. Karmannyi orakul [Pocket Oracle]. Lysenko E. M. (transl.). Moscow: Astrel: Poligrafizdat, 2012. P. 116–188. (Philosophy). (In Russian)

Сазонова 2012 — Sazonova L. I. Pamiat’ kul’tury: nasledie Srednevekov’ia i barokko v russkoi literature Novogo vremeni [Memory of Culture: The Legacy of the Middle Ages and Baroque in the Russian Literature of Modern Times]. Toporkov A. L. (ed.). Moscow: Rukopisnye pamiatniki Drevnei Rusi Publ., 2012. 471 p. (Studia philologica). (In Russian)

Эйхенбаум 1922 — Eikhenbaum B. Molodoi Tolstoi [Young Tolstoy]. Petersburg; Berlin: Z. I. Grzhebin Publ., 1922. 154 p. (In Russian)

Alciatо 1584 — Alciatо A. Emblemata = Les emblemes [Emblemata = Emblems]. Paris: Jean Richer Publ., 1584. 302 p.

Camerarius 1590 — Camerarius J. Symbolorum et emblematum ex re herbaria desumtorum centuria una [First Century of Symbols and Emblems Taken from the Plants]. Norimberg: Johann Hofmann & Hubrecht Caimox Publ., 1590. 234 p.

Frideric 1617 — Frideric A. Emblemes nouveaux [New Emblems]. Francofotri: Аpud Lucae Iennis Publ., 1617. 194 p.

Friedrich 1617 — Friedrich A. Emblemata nova [New Emblems]. Francoforti: Аpud Lucae Iennis Publ., 1617. 200 S.

Martin 2013 — Martin P. “Introduction”. Friedrich A. Les Emblemes nouveaux. Martin P. (publ., introd., comment.). Tours: Presses Universitaires Francois-Rabelais Publ., 2013. P. 13–42. (Renaissance).

Menestrier 1662 — Menestrier C.-F. L’art des emblemes [The Art of Emblems]. Lyon: Chez Benoist Coral, rue Merciere a l’Enseigne de la Victoire Publ., 1662. 228 р.

Oraeus 1619 — Oraeus H. Viridarium hieroglyphico-morale [The Hieroglyphic-moral Garden]. Francofurti: Аpud Lucae Iennis Publ., 1619. 206 p.

Загрузки

Опубликован

27.03.2018

Как цитировать

Николаева, Н. А. (2018). Эмблема в произведениях Л. Н. Толстого. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(1), 82–93. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.107

Выпуск

Раздел

Литературоведение