Топос порога в лирике Георгия Иванова
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.105Аннотация
Для поздней лирики Георгия Иванова органичным становится обращение к эсхатологической проблематике. Художественную реализацию она получает как в особенной стилистике, так и в своеобразной разработке архетипического мотива «жизнь / смерть», раскрываемого через метафорические образы порога, границы, двери, окна. Статья посвящена лирико-философскому наполнению этого топоса в лирике Иванова эмигрантского периода, начиная со сборника «Розы» (1931), обозначившего начало этапа подлинной поэтической зрелости художника. Исследуются также тексты из циклов «Отплытие на остров Цитеру», «Портрет без сходства», «Дневник» и «Посмертный дневник», фрагменты из поэмы «Распад атома». Актуальность статьи определяется тем, что обращение к такому аспекту характеристики произведения, как интерпретация топоса — устойчивой формулы, лежащей во внеличностных глубинах литературного процесса, — дает возможность прочтения художественных открытий автора в широком национально-культурном контексте, в чем, безусловно, нуждаются и поэзия Г. Иванова, и эмигрантский литературный дискурс в целом. Автор статьи приходит к выводу о том, что топос порога, представленный в основном имплицитно и реализуемый инвариантными мотивами двери, окна, границы, маркирует в поздней лирике поэта экзистенциальную рефлексию в ситуации пограничья, а постоянство, с которым возвращается художник к данному сюжету, указывает на его склонность к трансгрессии. Исследование оригинальной интерпретации в лирике Г. Иванова топоса порога и ряда коррелирующих с ним мотивов позволяет отчетливее представить динамику форм выражения художественно-мировоззренческой позиции автора. А соотнесение с классическим литературным контекстом убеждает в том, что крайняя сосредоточенность поэта на ситуации пограничья, наряду с личными жизненными обстоятельствами (тяжелой болезнью), имела причины и иного порядка: еще с 1930-х годов обозначила в нем художника, продолжившего, вслед за Достоевским, Тютчевым, Толстым, русскую экзистенциальную традицию. Отразившиеся в творчестве Г. Иванова «опыт предела», полученный в наследство от сформировавшей его эпохи Серебряного века, и навыки выживания в «торричеллиевой пустоте» эмиграции (Ф. Степун) придали этой традиции новые звучания.
Ключевые слова:
топос, Георгий Иванов, эмиграция, Дневник, трансгрессия, оксюморон, символизм, дихотомичность, пограничье
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.