Фольклорный и литературный код в любовной линии романа «Несчастный Никанор»

Авторы

  • Оксана Витальевна Алексеева Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2018.301

Аннотация

В литературоведении устоялось представление о  первой и  второй частях романа «Несчастный Никанор» как о  произведении, опирающемся, с  одной стороны, на факты биографии автора (А. П. Назарьева), с  другой стороны  — на традиции русской и  европейской литературы. В  центре романа  — спасение героем прекрасной незнакомки, в  отношении к  которой со стороны различных мужчин прослеживаются как рыцарское поклонение, так и  похоть. Ухаживание героя развивается, казалось бы, по модели галантного романа Нового времени, выраженной, впрочем, языком сентименталистской литературы. Вместе с  тем в  повествовании значимы фольклорные мотивы, образы и  ситуации: герои будут встречать истинных и  ложных помощников, преодолевать препятствия; Анета, подобно невесте в  волшебной сказке, будет пребывать в  своеобразном «иномирии», ожидая жениха, а  сам Никанор вынужден совершать действия, прочитываемые как испытания жениха. И  хотя фольклорный  — сказочный  — «код» явно положен в  основу сюжета, он дает частые «сбои». Так, Анете противопоставляется Елеонора, наделенная, в  отличие от нее, не только красотой, но  и  умом и  выполняющая функции соперницы, испытательницы, помощницы. Могущий быть прочитанным и в  мифологическом (Елеонора ассоциируется то с  мудрой девой, то с  богиней забвения, то с  богиней красоты), и в  реалистическом (она  — умная, образованная и  деликатная девушка, едва не попавшая в  неприятное положение из-за ветрености Никанора) ключе, образ Елеоноры позволяет раскрыться комической стороне обращения главного героя с  дамами. Никанор по мере развития действия меняет свои «роли», уподобляясь то жениху, проходящему испытания, то герою рыцарского романа, то чувствительному герою сентименталистской литературы, то авантюрному герою греческого романа. Автор «Несчастного Никанора» ведет поиск литературной формы, адекватной для описания конкретного жизненного материала. Этот поиск, в  современной его интерпретации, показывает, что готовые жанровые модели были пережиты писателем конца XVIII  в. как формы, не способные описать и  объяснить неготовый, вечно становящийся процесс человеческой жизни.

Ключевые слова:

Несчастный Никанор, галантный роман, рыцарский роман, авантюрный роман, волшебная сказка, тема судьбы, русская литература XVIII в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Автухович 1991 — Автухович Т. Е. “Анонимный роман «Несчастный Никанор»: (Эпизод из истории формирования жанра)”. XVIII век. Сб. 17. Панченко А. М. (ред.). СПб.: Наука, 1991, сс. 73–87.

Автухович 1995 — Автухович Т. Е. Риторика и русский роман XVIII века: взаимодействие в начальный период формирования жанра. Гродно: Гродненский гос. ун-т, 1995, 185 с.

Автухович 2016 — Автухович Т. Е. “Приключения автора и его книги, или Жизнь и судьба Александра Назарьева”. Несчастный Никанор, или Приключение жизни Российского дворянина Н******** Автухович Т. Е., Блудилина Н. Д. (ред.). СПб.: Наука, 2016, сс. 251–302. (Литературные памятники).

Калашникова 1991 — Калашникова О. Л. Русский роман 1760–1770х годов. Днепропетровск: Изд-воДнепропетровского гос. ун-та, 1991, 160 с.

Мелетинский 1986 — Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986, 318 с.

Сиповский 1910 — Сиповский В. В. Очерки из истории русского романа. Т. 1. Вып. 2. СПб.: Тип. Санкт-Петербургского т-ва печ. и изд. дела «Труд», 1910, 951 с.

Шкловский 1929 — Шкловский В. Б. “Несчастный Никанор”. Шкловский В. Б. Матвей Комаров —московский житель. Л.: Прибой, 1929, сс. 262–290.


References

Автухович 1991 — Avtukhovich T. E. “Anonimnyi roman «Neschastnyi Nikanor»: (Epizod iz istorii formirovaniia zhanra) [Anonymous Novel “Unfortunate Nikanor”: (Episode from the History of the Formation of the Genre)]”. XVIII vek [18th Century]. Collection 17. Panchenko A. M. (ed.). St.Petersburg: Nauka Publ., 1991, pp. 73–87. (In Russian)

Автухович 1995 — Avtukhovich T. E. Ritorika i russkii roman XVIII veka: vzaimodeistvie v nachal’nyi period formirovaniia zhanra [Rhetoric and the Russian Novel of the 18th Century: Interaction in the Initial Period of the Formation of the Genre]. Grodno: Grodno State University Press, 1995, 185 p. (In Russian)

Автухович 2016 — Avtukhovich T. E. “Prikliucheniia avtora i ego knigi, ili Zhizn’ i sud’ba Aleksandra Nazar’eva [Adventures of the Author and His Book, or Life and Fate of Alexander Nazariev]”. Neschastnyi Nikanor, ili Prikliuchenie zhizni Rossiiskogo dvorianina N******** [Unfortunate Nikanor, or The Adventure of the Life of a Russian Nobleman N ********]. Avtukhovich T. E., Bludilina N. D. (eds.). St. Petersburg: Nauka Publ., 2016, pp. 251–302. (Literaturnye pamiatniki [Literary Monuments]). (In Russian)

Калашникова 1991 — Kalashnikova O. L. Russkii roman 1760–1770-kh godov [The Russian Novel of 1760–1770s]. Dnepropetrovsk: Dnepropetrovsk State University Press, 1991, 160 p. (In Russian)

Мелетинский 1986 — Meletinskii E. M. Vvedenie v istoricheskuiu poetiku eposa i romana [Introduction to the Historical Poetics of the Epic and Novel]. Moscow: Nauka Publ., 1986, 318 p. (In Russian)

Сиповский 1910 — Sipovskii V. V. Ocherki iz istorii russkogo romana [Essays from the History of the Russian Novel]. Vol. 1. Issue 2. St. Petersburg: Tipografiia Sankt-Peterburgskogo tovarishchestva pechatnogo i izdatel’skogo dela «Trud», 1910, 951 p. (In Russian)

Шкловский 1929 — Shklovskii V. B. “Neschastnyi Nikanor [Unfortunate Nikanor]”. Shklovskii V. B. Matvei Komarov — moskovskii zhitel’ [Matvey Komarov — Moscow Resident]. Leningral: Priboi Publ., 1929, pp. 262–290. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.10.2018

Как цитировать

Алексеева, О. В. (2018). Фольклорный и литературный код в любовной линии романа «Несчастный Никанор». Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(3), 330–339. https://doi.org/10.21638/spbu09.2018.301

Выпуск

Раздел

Литературоведение